Драйв-ликбез от Toyota

Дилеры сегодня активно пиарят свои машины. Рассказывают о преимуществах на открытых презентациях, устраивают масштабные тест-драйвы, демонстрируют их способности в естественной среде обитания. Честно признаюсь: мы в редакции, как автожурналисты, видели всякое. И заграничные поездки, и езда по специально неподготовленным трассам, и различные офф-роудные соревнования. Но то, что устроила Toyota в Иркутске, поразило даже мое невпечатлительное воображение.

Экстремальная трасса спроектирована специально для демонстрации внедорожных качеств «прадика».

Подрывные работы

«Хочешь съездить потестить «тойоты«? В выходные будет мероприятие», — предложил главный редактор. Почему бы и нет — все равно планировала все выходные заниматься машиной, а тут отступать от планов не придется — разве что машина будет другая.

Toyota X-Country было закрытым мероприятием. Попасть сюда можно было лишь по приглашениям, которые предварительно необходимо было подтвердить через сайт. Московские заморочки, подумалось мне, пока я регистрировалась (тест-драйв проводил не местный дилер — все организовала Москва). Всю продуманность этого требования я оценила только на месте. Мероприятие оказалось настолько популярным, что, не введи организаторы регистрацию и выбор удобного времени для поездки, на площадке непременно начался бы хаос. А так при огромном количестве приехавших — за два выходных дня, 15 и 16 марта, машины опробовали около 400(!) водителей — на территории базы отдыха «Елочка» (21 км Байкальского тракта) царил идеальный порядок.

Зарегистрировавшись на утро воскресенья, решила понять, что же за тест мне предстоит. Да, масштаб чувствуется: Иркутск — четвертый город, в который Toyota привезла свое X-Country — перед нами были Воронеж, Санкт-Петербург и Пермь. За пять лет (именно столько проводится мероприятие) внедорожные качества тойот на себе испробовали жители Красноярска, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Перми, Казани, Краснодара и Москвы. К нам на огонек Toyota заглянула впервые. Что ж, тем интереснее. Фото прошлых тестов, описание трасс кроме восторга ничего не вызывало: пожалуй, такого действительно еще не было. Четыре подготовленные трассы, на которых машины могут показать себя во всей своей красе, семь видов автомобилей: Highlander нового поколения, обновленный Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200, Hilux, RAV4, Venza и Camry — скорее бы воскресенье!

С погодой повезло

Утро воскресенья встретило уже готовый к весне Иркутск полуметровыми сугробами и плотным снегопадом. Нечищеные дороги, снежная каша, подстывающая на легком морозце, размокшая грязь — в общем, все «прелести» сибирской весны. Но, как оказалось, организаторов это не смутило. В ответ на вопрос, не отменили ли мероприятие, девушка на стойке регистрации только улыбнулась: «Наши машины готовы к любым условиям».

Изначально мы планировали, что возьмем на тест обновленный LC Prado — новинка же, интересно. Конечно, текли слюнки от «Хайлэндера», но его решили оставить на большой редакционный тест-драйв — он появится уже в следующем номере Al. Про остальные машины не думали: были уверены, что их не дадут, ведь время на каждого участника ограничено, машин тоже немного. Вот тут-то и началось удивительное рядом: оказывается, что любой клиент мог опробовать абсолютно любую модель, хоть все семь разом. Количество машин позволяло: в общей сложности на площадках было представлено порядка 30 автомобилей. Часть из них приехали к нам из Москвы, часть были предоставлены местным дилером.

Узнав о наших неограниченных возможностях, мы решили не менять первоначальный план: начнем с «прадика», а дальше как получится. Итак, идем на трассу «Искусственные препятствия».

Идеальные условия для «прадика»

Маленький пятачок был уставлен кучей железяк разной формы — это и были обещанные препятствия. Сев за руль, я стала внимательно слушать инструктора. «Тойота» привезла в Иркутск команду профессионалов — 29 инструкторов, все из которых или были связаны, или до сих пор связаны с автомобильным спортом. Все тест-драйвы осуществлялись только под тщательным наблюдением опытных водителей. Первым, кто встретился на нашем пути, стал Дмитрий, пятикратный чемпион России в дисциплине «троффи-рейд».

Дмитрий рассказал, что эта трасса спроектирована специально для демонстрации внедорожных качеств «прадика». Например, препятствие траверз показывает предельно допустимые углы движения авто по косогору. Видели мы этот траверз — огромная кочка, которую переезжаешь боком так, что чуть не падаешь. Ну да делать нечего — едем.

«В автомобиле несколько внедорожных систем. Например, Multi Terrain Select позволяет нам более качественно и комфортно двигаться по бездорожью — можно выбрать даже тип покрытия: гравий, песок и глина, кочки. Пока попробуем заехать только с ней», — командовал Дмитрий. Заехать получилось — легко и с первого раза. Но инструктор поругал меня за осторожность и велел ехать еще раз, и при этом заехать на кочку левыми колесами как можно сильнее.

Я попробовала, взяв максимальный угол, на который решилась. Авто, чуть поднявшись, замерло — слишком уж высоко. «А на этот случай у нас есть крауль-контрол», — зловеще улыбнулся Дмитрий. Это автоматическая система, которая позволяет автомобилю ехать самостоятельно, по сути — без участия водителя. Водитель не жмет на педаль газа — двигатель сам поддерживает заданные ему обороты, только контролирует педаль тормоза, а авто тем временем небольшими рывками едет вперед с той скоростью, которую ему задали (низкая, средняя, высокая). «Слушайте, она сама едет!» — воскликнула я в удивлении.

И тут случайно взглянула на центральный дисплей. Там отражался встроенный кренометр. Всего он показывал угол крена до 30 градусов, дальше начиналась пугающее желтое поле без цифр. Стрелка прибора залезла именно в эту мертвую зону! По оценке Дмитрия, мы наклонились примерно на 35%. «Машина держит угол до 42 градусов — это уже критическое значение переворота, — пояснил он. — На 30 с небольшим мы можем еще покачаться и не упадем», — инструктор сделал несколько движений из стороны в сторону. Сидеть в авто было страшно. Дмитрий уже почти лежал на пассажирской двери, а меня сила тяжести упорно отрывала от сидения и тоже призывала лечь на противоположную сторону авто. Удержалась я только благодаря ручке над головой.

Следующим препятствием стали горка-качели. Эта вещь не имеет аналогов в России — она специально спроектирована для проекта Toyota X-Country. Тут во всей красе предстают прадовские системы помощи при подъеме (HAC) и спуске (DAC), тот же крауль-контрол, а также тяговитость двигателя, работа трансмиссий и видеокамер кругового обзора. С помощью крауль-контрола медленно, рывками забираешься наверх, на несколько минут замираешь в равновесии — и плавно опускаешься вниз. Делает это только инструктор — упражнение крайне сложно для новичков, а организаторы по вполне понятным причинам не хотят рисковать несколькими миллионами рублей.

Последнее препятствие, которое из-за высокой сложности также выполнял инструктор — диагональ или, как ласково называют его инструкторы, «слоновий шаг». Это огромные кочки, которые расположены в шахматном порядке — действительно, будто слоник по мягкому грунту прошел. В нашем случае здесь пролегал маршрут взрослого и весьма упитанного слона: разница между кочками и провалами составляла 70 см. Переваливаясь, мы медленно ехали, то опускаясь на кочку, то зависая в воздухе. «Режимы АВС и курсовой устойчивости при крауль-контроле входят в работу внедорожного режима и помогают нам преодолеть препятствия, — объяснял Дмитрий, что в этот момент происходит с машиной. — Когда колеса висят в воздухе, тормозная система их немножко блокирует и передает крутящий момент на те колеса, которые касаются препятствий».

В восторге я вышла из авто. Когда находишься в салоне, ощущения от проезда жуткие. Самый страшный момент на качели — когда машина, взобравшись наверх, начинает медленно опускаться. С передних сидений не было видно земли, и казалось, будто мы медленно падаем в пропасть. На кочках тоже возникало некое ощущение невесомости, когда «твое» колесо зависало в пространстве. После этого невиданного аттракциона я специально осталась, чтобы посмотреть на него со стороны. Кажется, с земли все это выглядит еще страшнее. На боковой кочке авто стоит в таком ужасном положении, что кажется, будто оно вот-вот перевернется. Делая «слоновий шаг», «Прадо», словно неповоротливый великан, переваливался с одной стороны на другую, при этом свободные колеса взлетали в воздух более чем на метр. В общем, душераздирающее зрелище.

Отойдя от шока, я подошла к Дмитрию, чтобы поговорить о внедорожных системах — были ли они модернизированы для обновленного «Прадо». Оказалось, нет, все это было и в прошлой версии модели. «То есть все внедорожное, что могли придумать, уже придумали?» — спрашиваю я у инструктора.

«Нет. Автопроизводители сейчас стремятся к тому, чтобы убрать из машины самое слабое звено — водителя, — улыбается Дмитрий. — Пока нам оставили только функцию рулить краул-контролем, в будущем, возможно, он будет сам автоматически подключаться».

Честный «Хайлюкс» и динамичный «рафик»

Нашим следующим автомобилем стал Hilux, а место Дмитрия занял Иван. Он честно признался, что «Хайлюкс» — один из его любимцев. «Честный автомобиль. На бездорожье он может все, но возможности подключаются не специальными системами, а мозгами водителя», — признался он.

Большая машина, пикап-работяга, по серьезному бездорожью Hilux едет легко, словно по трассе. Да, его слегка покачивает на кочках, но на пассажирах это не особо отражается. При этом трасса изобилует крутыми склонами и подъемами, искусственными трамплинами и траверзами. Могла бы доставить неудобства и хлюпающая под колесами грязная жижа. Могла бы — но не доставила. Пару раз Иван — все поездки были двойными: вначале трассу проезжал гость, затем инструктор, который показывал все, на что способна машина, — специально пускал машину в занос (изначально «Хайлюкс» заднеприводной с подключаемым 4WD), но ни к каким последствиям это не привело.

Закончив здесь, мы двинулись на трассу легкого бездорожья, где можно было обкатать городские кроссоверы — Highlander и RAV4. Усевшись в «раф», мы отправились покорять лесные и ледовые просторы. Нашим инструктором на этот раз стал Александр Грачев, автожурналист, ведущий телепрограммы «Главная дорога». Он признался, что машина мощная и интересная, но даже здесь, на специально подготовленной трассе, она не демонстрирует свои возможности полностью: «Эти автомобили могут достаточно много, но надо понимать, что многое зависит и от возможностей резины. На них стоит обычная городская резина, поэтому каких-то сверхвещей мы сегодня не показываем».

Тем не менее мы увидели и попробовали многое: траверз, небольшой слоновий шаг, езду в снежной каше. Больше всего, пожалуй, поразила динамичность и юркость кроссовера: на льду часть трассы представляла собой «змейку», и тут авто прекрасно реагировало на скользкую поверхность и резкие движения руля.

За «змейкой» следовал «лосиный тест» — способность автомобиля самостабилизироваться после вращения. В народе это можно назвать полицейским разворотом. Со стороны смотрится весьма и весьма эффектно: авто кружится в водовороте снежных брызг, а затем мгновенно останавливается. «Многие клиенты выполняют полицейский разворот первый раз в жизни, — рассказывает Александр. — Инструктор словами объясняет, что нужно сделать, а потом следит за действиями водителя и страхует его. Он может в любой момент схватить, довернуть руль, выбить селектор в нейтраль, заглушить двигатель, если это необходимо — в общем, скорректировать действия».

Разумеется, не воспользоваться возможностью попробовать полицейский разворот я не могла. Перед началом действия Александр тренировал меня: нужно резко вывернуть руль вправо до упора, а потом вернуть колеса в ровное положение. После нескольких пробных рулежек мы поехали к месту начала упражнения.

Выполнялись все движения на льду — под «лосиный тест» было специально расчищено две огромных прямоугольных площадки. В узких концах прямоугольника стояли по три оранжевых конуса — ориентиры. Подъехав носом вплотную к конусам, мы встали так, что в зеркале заднего вида ровно посередине отражались конусы с дальнего конца площадки. Включив заднюю передачу, я нажала на газ. «Сильнее разгон, сильнее!» — командовал Александр. На середине трассы последовала другая команда — «Руль до упора!». Я вывернула руль вправо, и машину закружило. Не успев толком осознать, что происходит, пришлось выполнять уже следующее действие — выпрямить колеса. Только я довернула руль до нужного положения, как машина остановилась — действительно, как вкопанная. RAV4 «лосиный тест» прошел!

Праздник знаний для всех

Уезжать из «Елочки» не хотелось — хотелось бесконечно долго разговаривать с инструкторами о возможностях авто, тут же пробуя эти возможности в деле. Toyota организовала мероприятие, где люди действительно могли заглянуть интересующей их машине в самое нутро. Не секрет, что многие, покупая четырехколесного друга, так и не находят времени или возможностей для того, чтобы попробовать ее в деле, и весь срок эксплуатации ездят по городским дорогам, максимум, что позволяя себе — это поездку на дачу. На больший риск решаются единицы.

На Toyota X-Country рисковать можно было по полной. Можно было задавать вопросы, которые якобы стыдно задать на автомобильном форуме или более знающим автолюбителям. Как признались все инструкторы, профессионалов-трофистов среди их клиентов не было. Зато людей, которые «купили «прадик» еще год назад, но так до сих пор и не выбрались на нем из города» — хоть отбавляй. Про городские кроссоверы задавали самые бытовые вопросы, признался Александр Грачев: «Про мощность, управляемость. Здесь также есть помощь при спуске, есть электронный межосевой блок — конечно, по сравнению с внедорожниками, это имитация, но тем не менее она работает в тех условиях, для которых предназначена машина. Спрашивали про схему подключения полного привода — здесь изначально переднеприводная компоновка с подключением задней оси. Какой клиренс, какая диагональная проходимость автомобиля», — перечисляет он. В общем, живые адекватные вопросы людей, которым интересна машина. Toyota организовала не просто тест-драйв, а масштабный драйв-ликбез по всему модельному ряду. Ну что ж, живая инструкция по эксплуатации удалась.