Дорожный просвет

В Иркутске завершается сезон дорожных работ, принесший, как всегда, много споров и недовольств горожан. Претензии неоднократно высказывались и по качеству строительства, и по организации работ, и по срокам их исполнения. Насколько они обоснованы, AL спросил у заместителя председателя комитета городского обустройства, начальника департамента дорожной деятельности администрации Иркутска Павла Русецкого.

Павел Русецкий: «Самое главное, чтобы было комфортно автомобилистам, чтобы они почувствовали результаты нашей работы».

— Как вы оцениваете 2014 год с точки зрения финансирования дорожного хозяйства города?

— Текущий год я считаю неплохим. По сравнению с двумя прошлыми годами объемы финансирования и, соответственно, работ значительно выросли. Для сравнения — в 2013 году на ремонты автомобильных дорог вместе с контрактом по их содержанию было выделено только 50 млн рублей. В конце года начался один капитальный ремонт — ул. Радищева.

Сейчас у нас только по капитальному ремонту три больших объекта. Уже выполнены работы по улице Радищева, оплачено порядка 100 млн рублей. Ведется капремонт улицы Мира, срок сдачи которой 1 декабря этого года и объем финансировании 300 млн. И улица Напольная — это переходящий на следующий год контракт на сумму в 100 млн рублей. То есть в этом году только капитального ремонта именно дорожной части мы выполняем на сумму 350-400 млн рублей.

— Кроме капитального ремонта, какие дорожные работы еще проводились?

— В этом году мы большой упор сделали на текущий ремонт так называемыми «большими картами». Это подразумевает фрезерование всей проезжей части, укладку одного или двух слоев асфальта, в том числе с геосетками на нескольких участках. Причина выбора этой технологии проста: капитальный ремонт 1 км дороги с заменой сетей стоит 100 млн рублей, без сетей — 50 млн. Такие объемы для городского, да и областного бюджетов слишком весомы.

Первый контракт по текущему ремонту на сумму в 50 млн рублей был разыгран в июне. Всего предлагалось сделать ремонт картами на 27-ми участках дорог Иркутска с оплатой работ в 2016 году. Подрядчик «СПМК-7» все работы выполнил в срок. В том числе на улицах Омулевского, Марата, Профсоюзная и других. По качеству вопросов тоже пока не возникало, но схема отложенного платежа позволяет, кроме всего прочего, отследить и качественные характеристики отремонтированных участков в период их эксплуатации.

Еще один аукцион по ремонту дорог «большими картами» на сумму 100 млн рублей прошел в августе. Работы по этим объектам как раз заканчиваются сейчас. Столь поздний срок объявления тендера связан с тем, что эти средства (результат экономии города по различным электронным торгам в первые месяцы года) были внесены в бюджет города на соответствующую дорожную строчку только в июле.

Фактически сегодня у нас выполнены по этому контракту все улицы, за исключением ул. Поленова. Ее будут доасфальтировать. И остались еще два больших перекрестка на ул. Октябрьской революции. Но эта задержка связана прежде всего с проблемами поставки битума. В настоящий момент все асфальтобетонные заводы в городе столкнулись с ограничением по битуму, который мы получаем с АНХК. Завод встал на профилактические работы, и рынок это чувствует.

Помимо этих средств, в 2014 году мы продолжили финансирование ремонта дворовых территорий. Всего было выделено 265 млн рублей на 147 дворов. Работы начались еще в мае и к 1 сентября были выполнены. Также в рамках целевых программ были освоены 120 млн на ремонт улично-дорожной сети частного сектора. Помимо изначально запланированных объектов мы смогли выполнить работы и по жалобам жителей — это улица 1 Ключевая, улица Онежская. Из области мы также получили в этом году деньги на ремонт дорог к садоводствам. Всего 24 млн рублей, из которых 20 млн областных.

— Больше всего жалоб этим летом было на ремонт ул. Мира. Известно, что проектировщик «Иркутскгипродорнии» допустил серьезные нарушения в проекте, из-за чего мог сорваться весь ход работ на дороге. Скажите, были ли применены санкции к институту?

— В контракте с «Иркутск­гипродорнии» есть соответствующая статья о том, что при выполнении строительно-монтажных работ все выявленные недостатки проекта проектировщик обязан устранить в разумный срок и за свой счет. Институт данные работы выполнил и откорректировал проект и рабочую документацию. Других санкций к «Иркутскгипродорнии» мы пока не представляли. Говорить о каких-либо задержках мы не можем. Срок выполнения работ по контракту — 1 декабря. Если объект не будет сдан к этому времени, тогда мы можем предъявлять претензии по срокам. Сегодня все идет к тому, что к 1 декабря он будет введен в постоянную эксплуатацию.

— Летом к нам обращались читатели с жалобами, что ул. Мира стала хуже, чем была, появились неровности, которых раньше не было…

— Летом неровности естественно были, потому что это до сих пор ремонтный объект. Мы открыли движение транспорта, только чтобы люди не ездили в объезд по Полярной, а ездили по наиболее короткому пути. И летом был фактически уложен только нижний слой асфальта, где-то он снимался еще несколько раз. Мы только сейчас приступили к укладке верхнего слоя асфальтобетонной смеси. Давайте будем судить о качестве объекта после того, как он будет сдан.

— Депутат Госдумы ФС РФ Сергей Тен не так давно заявил, что в процессе реконструкции Иркутного моста были допущены нарушения. В частности, «стыки мостовых перекрытий выполнены плохо, проезжая на машине, отчетливо чувствуется каждый из них, это, по сути, брак, который нужно переделывать». Действительно был допущен брак?

— Я бы не сказал, что там явный брак, но у нас действительно есть вопросы к профессионализму субподрядной организации, которая укладывала асфальт. У компании должен быть опыт работы именно на искусственном сооружении, потому что специфика устройства этих деформационных швов очень серьезна.

К конструктиву моста вопросов никаких нет, все выполнено в соответствии с нормативами и проектом. И я думаю, что мост после ремонта, который мы сделали в целом за три года, нормально простоит еще не один десяток лет. Что касается укладки асфальтобетона, то он в допуске, соответствует измерениям по ГОСТу и СНИПам.

Если говорить о чувствительности, действительно по двум швам из четырех, которые находятся на самой высокой отметке, есть вопрос. Я думаю, что мы посмотрим еще раз, переговорим с подрядчиком и, возможно, на следующий год переделаем.

— Есть ли уже понимание, какие объемы финансирования будут направлены на дороги Иркутска в следующем году?

— Могу сказать только, что областное правительство уже уведомило, что на следующий год будет секвестирование субсидии для Иркутска. Вместо запланированных на 2015 год 174 млн рублей уже заявлено 120 млн, а на 2016 год — всего 84 млн.

— Возможно ли уже сегодня подвести предварительные итоги дорожно-строительного сезона-2014? Все ли удалось сделать?

— Итоги оценивать еще рано. То, что мы в этом году сделали, — это порядка 30 км улично-дорожной сети. Были выполнены работы, и они продолжатся дальше, по расширению перекрестков. Неплохой результат получился на пересечении Улан-Баторской и Лермонтова, в настоящий момент там движение транспорта стабильное, коэффициент загрузки удовлетворительный.

В целом по объектам будем подводить итоги, после того как они будут приняты или не приняты лабораторией. Конечно, на 80% я уверен, что приемка пройдет хорошо, так как мы проводили чуть ли не ежедневные планерки и совещания по ходу всего сезона. Говорить о том, все ли удалось, тоже не мне. Самое главное, чтобы было комфортно автомобилистам, чтобы они почувствовали результаты нашей работы.