Дорожный нацпроект: «косметика» или основательные преобразования?

Серьезные инвестиции требуют ответственного подхода
К концу года российские дорожники подводят итоги текущего этапа реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Он стал продолжением приоритетного федерального проекта, работавшего в 2017–2018 году. Нынешний статус нацпроекта нацелен на новые большие результаты, и действительно в ближайшие пять лет не менее половины региональных дорог планируется привести в нормативное состояние. В фокусе внимания — основные магистрали городских агломераций. Чиновники отчитываются по целевым показателям: регионы «нормализуют» сотни километров дорог. Но в первый год реализации нацпроекта не обошлось без «шероховатостей». Чтобы в будущем не было обидно за вложенные миллиарды, крайне важно тщательно прорабатывать и просчитывать конкретные контракты, говорят эксперты. А жители городов рассчитывают, что серьезные деньги помогут не только провести «косметический» ремонт дорог, но и взяться за крупные объекты, способные в корне изменить транспортную ситуацию и решить проблему пробок.

Ежегодная конференция по вопросам развития сети автомобильных дорог регионального значения, организатором которой выступила Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», состоялась в Москве в начале декабря. Одной из главных тем стало обсуждение предварительных итогов первого года реализации федерального проекта «Дорожная сеть», который входит в состав нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Как не закопать миллиарды в асфальт?

Хорошие новости: на дорожную деятельность в субъектах из федерального бюджета в 2019 году выделено 126,3 млрд руб., запланированные мероприятия находятся в завершающей стадии, на 97% завершена укладка верхнего слоя дорожного покрытия. Из нерадостного: по словам заместителя руководителя Росавтодора Игоря Костюченко, некоторые суммы, направленные еще весной на проведение капиталоемких мероприятий на объектах, до сих пор не законтрактованы.

Ситуация, казалось бы, парадоксальная. В дорожную отрасль, которая долгое время испытывала недофинансирование, потекло финансирование в значительном объеме, но желающие включиться в работу нашлись не везде. А что будет с объектами 2020 года? Не возникнут ли в регионах те же сложности при решении стартовой, первостепенной задачи — смогут ли они обеспечить своевременную контрактацию? И следом еще ряд вопросов по эффективности дорожных мероприятий. Как отремонтированные по нацпроекту дороги переживут зиму и следующий сезон интенсивной эксплуатации? Росавтодор открыто говорит о необходимости усилить контроль качества ремонта, а также делает акцент на соблюдении безопасности дорожного движения в местах проведения дорожных работ, на повышении культуры их производства.

Очевидно, что реализовывать национальный проект необходимо с опорой на серьезных, основательных, ответственных исполнителей. Компании-однодневки дадут лишь сиюминутный эффект. «И первым делом дороги важно правильно спроектировать», — подчеркивают опытные дорожники. Работа изыскателей, проектировщиков, сметчиков во многом определяет будущий результат.

О роли проектных организаций в повышении эффективности реализации масштабных дорожных планов мы говорили с представителями многопрофильной компании «Индор».

Большие проекты требуют профессионалов

В дорожной отрасли «Индор» работает уже больше четверти века. За эти годы накоплен огромный опыт в проектировании автомобильных дорог, мостов, сооружений, в подготовке документов для обеспечения транспортной безопасности. Высококвалифицированные специалисты предприятия успешно справляются с задачами на сложных участках дорог.

Предприятие осуществляет авторский надзор за ходом дорожных работ, а также проводит обследование и диагностику построенных сооружений. Кто еще, как не разработчик, имеет комплексное представление обо всем проектном решении в целом и его деталях? Именно авторский надзор гарантирует реализацию проекта именно в том виде, в каком он был составлен, изменен или дополнен. Можно быть уверенным: будут выдержаны расчетные показатели объекта по всем эксплуатационным и техническим характеристикам.

На самом деле сегодня МК «Индор» способна взять на себя полный комплекс консалтинговых услуг — от разработки проектной документации до ввода объекта в эксплуатацию. С участием «индоровцев» реализованы многочисленные проекты на территории Восточной Сибири. Компания завоевала доверие самых серьёзных заказчиков, в том числе федеральных. На региональном уровне предприятие сотрудничает с иркутскими, бурятскими, забайкальскими дорожными дирекциями, выполняет муниципальные заказы.

«У местных администраций чаще всего нет своих профильных специалистов, и мы нередко оказываем муниципалитетам консультационную поддержку в ходе всего жизненного цикла транспортного сооружения», — констатирует текущую ситуацию почётный дорожник России Людмила Суслова. Под ее руководством предприятие «Индор» работает с 2002 года.

Рассуждая об эффективности дорожных работ в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги», Людмила Ивановна подчёркивает: нельзя недооценивать важность базовых этапов.

«Обыватель, наверное, видит дорожные преобразования в виде разобранного покрытия и укладки нового асфальта. Но это только верхушка айсберга. «Профессионалы знают, что масштабная работа начинается задолго до самого строительства или ремонта участка, — говорит генеральный директор компании «Индор». — Все начинается с грамотного анализа состояния существующего сооружения и комплекса изыскательских работ — экологических, геологических, геодезических, гидрометеорологических. И только потом переходят к конструированию и расчетной части мероприятий по восстановлению нормативного состояния, выбору технологий и расчету сметной стоимости работ, для этого необходимо проанализировать все возможные источники получения дорожно-строительных материалов и принять оптимальную схему поставок.

Все это в условиях Восточной Сибири — задача со множеством осложняющих факторов.

«Эта территория относится к 1-й дорожно-климатической зоне. Она характеризуется непростыми природно-климатическими условиями, разрушающими дорожную одежду, земляное полотно, деформирующими и затрудняющими работу искусственных сооружений, — напоминает Людмила Суслова. — И к подготовке качественных проектных решений нужно привлекать глубоко профессиональных специалистов, способных проработать все данные. В дальнейшем это позволит исключить массу потенциальных проблем при ремонте, строительстве и эксплуатации».

В «Индоре» знают, о чем говорят. Одним из сложных и ответственных крупных объектов, в реализации которого участвовало предприятие, стал в свое время 30-километровый участок северной трассы Тайшет—Чуна-Братск. Проработка проекта была основательной. Так, например, чтобы исключить такой риск, как наледи на водотоках в неизученной местности, обращались даже к старожилам этих мест.

Надо сказать, что в своей работе команда «Индора» ориентирована на применение прогрессивных технологий. Здесь прекрасно понимают, как технологичность связана с эффективностью.

В частности, уже на протяжении нескольких лет специалисты предприятия создают высокоточные пространственные информационные модели проектируемых сооружений, разработка ведется в системе автоматизированного проектирования с функциями BIM-технологии. Заказчик получает документацию в интероперабельных файлах, пригодных для дальнейшего применения на стадии строительства, а также при эксплуатации объектов, т.е. в системе управления жизненным циклом автомобильных дорог.

«Для составления моделей особо эффективными могут оказаться данные георадарного обследования с геопространственной привязкой, — обращает внимание Людмила Суслова. — Эта технология позволяет контролировать толщину слоев, однородность толщины и изменение свойств материалов существующей дорожной одежды, обосновывать места буровых работ и является эффективным инструментом выяснения причин деформации дорожного покрытия и выявления предпосылок к ним. На стадии ремонта и капремонта есть возможность обеспечить сплошное обследование дорожной одежды, а не только в местах бурения, что в свою очередь позволит назначить адрес решения по конструкции слоев дорожной одежды в зависимости от состояния существующего покрытия».

Да, такой подход к изысканиям требует немалых инвестиций в современное оборудование, и «Индор» сформировал необходимый арсенал установок и приборов экспертного класса — приемников ГНСС-оборудования, электронных тахеометров и нивелиров.

«При обследовании дорог используется мощный георадар «Око-3». А при решении вопроса об усилении существующих покрытий исходные характеристики дорожной одежды определяются аппаратным методом, подвергаются полевым испытаниям с помощью установки для определения модуля упругости — это специальный пресс-штамп. Компания также располагает собственными стационарными и передвижными лабораториями, которые исследуют грунт и строительные материалы», — с гордостью рассказывает Людмила Суслова.

При этом директор предприятия считает, что главный его актив — это всё-таки люди. На сегодняшний день в многопрофильной компании «Индор» работает более сорока человек — мастера по переустройству коммуникаций, устройству дорожных переездов, свои экологи, сметчики, изыскатели (гидрологи, геологи, геодезисты) и, конечно, проектировщики. И все необходимые расчёты, и конструирование специалисты компании выполняют преимущественно своими силами.

«На людях, целеустремленных и преданных своей профессии, и держится наша работа, — уверена в своей команде генеральный директор «Индора». — Имея потенциал для свершений, мы с оптимизмом смотрим в завтрашний день».

Олег Усов