Дорожные рекорды

Упрдор «Прибайкалье» наращивает объемы работ на федеральных трассах Иркутской области
Рекордный объем дорожного строительства за последние восемь лет был выполнен в 2022 году на федеральных трассах, проходящих через Приангарье. Обходы Усолья-Сибирского и Тельмы, поселков Чистые Ключи и Моты, села Тулюшка и деревни Трактовая, — это далеко не полный перечень действительно масштабных строек, реализующихся в регионе ФКУ Упрдор «Прибайкалье» при поддержке Федерального дорожного агентства. Строительство, реконструкция, капитальные ремонты и ремонты велись в уходящем году на всех направлениях федеральных автомобильных дорог в регионе. Общая главная цель всех работ — сделать движение по важнейшим транспортным артериям страны безопасным и комфортным. О прошедшем дорожном сезоне и планах на следующие годы рассказал начальник ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.

Николай Рейнет: «ФКУ Упрдор «Прибайкалье» при поддержке Федерального дорожного агентства реализует самые масштабные дорожные проекты не только в рамках Иркутской области, но и по всей России».

— Николай Антсович, расскажите, на каком этапе сейчас находится строительство, наверное, самого долгожданного для водителей участка федеральной трассы Р-255 «Сибирь» — обхода Усолья-Сибирского и Тельмы? Что было здесь сделано в 2022 году?

— В этом году мы проделали здесь по-настоящему большой объем работы. На 34 километрах участка (при общей протяженности в 42,6 км, — «Итоги») были устроены нижний и верхний слои основания, а на 17‑ти километрах был уложен верхний слой покрытия. Также мы завершили здесь строительство пяти мостов общей протяженностью 170 м.

В целом обход Усолья-Сибирского и Тельмы строится в соответствии с календарным графиком. В 2023 году нам предстоит завершить работы на пяти путепроводах, шести транспортных развязках, а также закончить переустройство электросетей и нефтепровода.

В ходе реализации проекта мы установим 64 км барьерного ограждения и 30 км линий электроосвещения.

Реализация такого важного для Иркутской области проекта, как строительство новой автодороги I технической категории, позволит не только вывести транзитный транспорт из населенных пунктов, но и увеличить пропускную способность до 30 тыс. автомобилей в сутки. Тем самым мы значительно снизим количество дорожно-транспортных происшествий, сократим время в пути.

Сдача объекта планируется в октябре 2024 года.

— Еще один важный этап происходящего «обновления» федеральных трасс в Иркутской области — строительство обхода поселков Чистые ключи и Моты. Как здесь продвигаются работы, с какими сложностями приходится сталкиваться?

— Строительство участка федеральной автодороги Р-258 «Байкал» на 26–47 км является логическим продолжением поэтапного приведения к нормативному состоянию Култукского тракта. На первом этапе был построен участок км 47 — км 55, введенный в эксплуатацию в 2020 году.

Строительство дороги ведется в гористой местности. При разработке выемок в скальных породах на объекте выполняются буровзрывные работы. На данный момент уже проведено более 150 взрывов.

На объекте строительства отсыпано порядка 2 млн. кубометров земляного полотна. В настоящее время на участке протяженностью 3 км приступили к устройству нижнего слоя дорожной одежды из щебеночно-песчаной смеси.

В рамках реализации объекта будут построены два моста, а также транспортная развязка в разных уровнях со строительством путепровода. Для обеспечения безопасности движения на участке появятся 11 км линий искусственного освещения, подземный пешеходный переход, 194 м шумозащитных экранов, а также 19,6 км барьерного ограждения.

Строительство данного участка протяженностью более 19 км позволит значительно повысить уровень безопасности дорожного движения. Новая дорога пойдёт по более плавной траектории, увеличится радиус поворотов, перепад высот станет меньше. На участках с затяжным уклоном будет построено 13,6 км дополнительных полос на подъем для удобства водителей грузового транспорта. Ввести объект в эксплуатацию мы планируем в октябре 2024 года.

Больше всего ремонтов в этом году было проведено на федеральной трассе Р-255 «Сибирь», работы выполнялись в Нижнеудинском, Аларском, Зиминском и Куйтунском районах.

— Какие, по вашему мнению, самые значимые дорожные объекты строительства, реконструкции были введены в уходящем году?

— В 2023 году мы реализовали один объект капитального строительства — обход села Тулюшка и деревни Трактовая. Это действительно значимое событие, потому что позволило исключить пересечение трассы с Восточно-Сибирской железной дорогой в одном уровне, а также вывести транзитный транспорт из двух населенных пунктов. Новая дорога стала двухполосной, с кольцевой развязкой, путепроводом через Трассиб и мостом через реку. Это благоприятно отразилось не только на интенсивности дорожного движения, но и на комфорте автолюбителей. Теперь им не приходится простаивать в многокилометровых пробках в ожидании открытия железнодорожного переезда.

Также можно отметить проведенную в 2022 году реконструкцию участка около поселка Мингатуй на 1545–1555 км. В Тулуне были проведены работы по комплексному обустройству автодорог «Сибирь» и «Вилюй». На участке было устроено 7,3 км линий электроосвещения, 9 км тротуаров, четыре автобусных остановки, шесть транспортных и восемь пешеходных светофоров, 26 нерегулируемых пешеходных переходов в одном уровне.

— Кроме строек всегда большое внимание уделяется ремонтам федеральной дорожной сети. Расскажите, трассы на каких территориях ремонтировались в этом году?

— Больше всего ремонтов в этом году было проведено на федеральной трассе Р-255 «Сибирь». Здесь было отремонтировано 20,5 км автодорог и 67 м дорожных сооружений, а также 35 км дороги было защищено слоями износа. Работы выполнялись в Нижнеудинском, Аларском, Зиминском и Куйтунском районах.

Что касается трассы А-311 «Вилюй», то в 2022 году там было отремонтировано 14,6 км автодорог и 152,8 м дорожных сооружений в Братском, Нижнеилимском и Усть-Кутском районах. 7 км были защищены слоями износа.

На трассе Р-258 «Байкал» работы велись на двух искусственных сооружениях, общей протяженностью 99,7 м. К сожалению, по одному объекту контракт на ремонт моста был расторгнут по причине неудовлетворительной работы подрядной организации. В 2023 году работы на объекте будут завершены.

— В целом, как можно охарактеризовать уходящий год для Упрдор «Прибайкалья»: по выполненным работам и финансированию? Утверждены ли уже объемы работы Управления на следующий год?

— В 2022 году нами было запланировано к вводу 17 объектов. Это участки дорог и искусственные сооружения, где проводились капитальный ремонт, ремонт, устройство слоев износа и поверхностной обработки. Выполнение данных работ позволило нам привести в нормативное состояние 78,4 км автомобильных дорог и 280 м искусственных сооружений на них.

Если сравнивать эти показатели с прошлыми результатами, то вывод однозначен: в этом году мы выполнили рекордный объем строительно-монтажных работ за последние 8 лет. С 2015 года программа увеличилась ровно в два раза.

Изменения произошли и в структуре финансирования. Можно отметить пятикратное увеличение объемов финансирования строительства и реконструкции, а также увеличение за 7 лет на 86% расходов на содержание федеральных автомобильных дорог.

Если говорить о 2023-м, то помимо продолжения работ на шести переходящих объектах, запланировано начало капитального ремонта на семи новых участках автодорог (общей протяжённостью 90 км), а также начало ремонтов на четырех объектах (протяжённостью 60 км). Слоями износа и поверхностной обработкой в новом году планируется защитить 102 км федеральных автодорог.

Для приведения в нормативное состояние искусственных сооружений мы планируем вести работы на семи мостах, трех путепроводах и одной водопропускной трубе.

При проезде через Тулюшку водителям больше не нужно стоять в пробке перед железнодорожным переездом. В 2022 году здесь ввели в эксплуатацию обход с кольцевой развязкой и путепроводом через Трассиб.

— Какие планы по развитию федеральной дорожной сети Иркутской области на последующие годы?

— В рамках программы нового строительства на территории Иркутской области выделены средства на проектирование сразу двух объектов. Во-первых, это строительство участка трассы Р-255 «Сибирь» на км 1508+782 — км 1519+471 в обход села Шерагул в Тулунском районе. Оно позволит исключить одноуровневое пересечение с ВСЖД. Во-вторых, строительство транспортной развязки на 1679–1681 км в Заларинском районе. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы по новым объектам. Реализация намечена на период с 2025 по 2027 год.

Также на сегодняшний день прорабатываются варианты расширения автомобильных дорог, находящихся в нашем оперативном управлении. В соответствии с программой на 2024-2027 годы, мы намерены отремонтировать около 500 км дорог, в том числе с доведением до 200 км.

Это далеко не весь перечень наших идей и планов. ФКУ Упрдор «Прибайкалье» при поддержке Федерального дорожного агентства реализует самые масштабные дорожные проекты не только в рамках Иркутской области, но и по всей России.

Олег Усов