Дорожные обстоятельства

Нашумевшие в последнем месяце ДТП, пьяные водители и погибшие пешеходы привели к тому, что тему повышения культуры вождения и снижения аварийности стали обсуждать не только на федеральном, но и на региональном уровне. Правда, если «наверху» эти задачи решено выполнить очередным закручиванием «гаек», то на местном уровне подобные обсуждения проводятся разве что «для галочки». К примеру, проведенный на прошлой неделе в Иркутске брифинг с участием сотрудников ГИБДД, автошкол и представителей общественных транспортных организаций, хоть и обнажил шокирующие факты, но предсказуемо закончился констатацией: «людей нет, техники не хватает, денег не выделяют».

«Тема безобразного вождения действительно очень обсуждаема в последнее время. Только за первую декаду октября в Иркутске произошло несколько ДТП, в которых водители сбивают людей, переходящих дорогу по пешеходному переходу, — начал брифинг заместитель начальника Управления ГИБДД по Иркутской области Вячеслав Жилкин. — При этом странно, что водители не только не пропускают пешеходов, но и скрываются с места происшествия».

Согласно официальным данным, такие случаи далеко не единичны. Только за девять месяцев этого года с места ДТП скрылось 307 водителей, совершивших наезд. Правда, 199 из них потом были обнаружены, кто-то «нашелся» самостоятельно, кого-то успешно разыскали сотрудники ГИБДД. Всего же с января по сентябрь на дорогах области было зафиксировано 2506 ДТП с участием пострадавших, при этом травмировано порядка 3,3 тыс., погибло 386 человек. За этот же период увеличилось число ДТП на пешеходных переходах, а также с участием пассажирского транспорта. Кроме того, до 6350 выросло количество задержаний водителей за езду без прав (в 2011 году было 5883 таких случаев). Что же касается нетрезвых водителей, то в Приангарье ситуацию сотрудники ГИБДД называют стабилизировавшейся. За 9 месяцев произошло 195 «пьяных» ДТП, в которых погиб 31 человек и ранено 269. В прошлом году эти цифры выглядели как 214 ДТП с 59 погибшими и 302 пострадавшими. Всего же в этом году задерживалось около 8,8 тыс. водителей в состоянии алкогольного опьянения (9,8 тыс. — в прошлом году).

После озвучивания официальных данных брифинг превратился в безуспешную попытку найти виноватых в общем дорожном безобразии. Для начала журналисты поинтересовались культурой вождения традиционных «козлов отпущения» — водителей маршруток и такси. «Я считаю, что нужно разделять тех, кто работает таксистом на собственных машинах, и тех, кто трудится на арендованных. Аварийных ситуаций на дорогах, как правило, не создают те водители, у кого машина в собственности», — заявила президент некоммерческого партнерства «Перевозчики Иркутской области» Евгения Шороп. Правда, при этом эксперт не привела соответствующую статистику, зато предложила «провести работу» с теми, кто передвигается на арендуемых машинах. «У нас, например, ведутся журналы учета по ДТП, водителей с высокой статистикой по аварийности увольняем», — не упустила возможности Евгения Шороп напомнить о «плюсах» своей организации.

Статистикой по таксистам не помог и Вячеслав Жилкин, отметив, что «отдельно такие случаи не считаем», зато в определенной степени помог развенчать миф о безалаберности маршрутчиков. Как выяснилось, среди лицензированных перевозчиков за 9 месяцев было зафиксировано всего 20 ДТП с пострадавшими людьми, при этом 55 человек было ранено, один погиб.

«Вклад в культуру на дорогах вносят неопытные водители, — решил перевести разговор в другую плоскость руководитель автошколы «Автомобилист» Геннадий Кабанов. — Это те, кто, отъездив за рулем пару-тройку лет, уже считает себя «королем», самоуверенно ездит, попадает в аварии».

Эта «попытка» оказалась близка к истине. «Анализируя ДТП, мы замечаем, что в сводках регулярно встречаются водители 80-х и 90-х годов рождения, — отмечает Вячеслав Жилкин. — Каждое пятое ДТП совершает водитель со стажем до двух лет». При этом, по его словам, пешеходы тоже вносят свой вклад в дорожную обстановку, провоцируя ДТП. Показательным может являться случай этого года в Иркутске, когда автомобиль сбил женщину, которая в пьяном виде переползала(!) дорогу.

Присутствующие на брифинге сошлись во мнении, что снижению числа ДТП может поспособствовать лишь более пристальное внимание сотрудников ГИБДД к водителям и пешеходам, иными словами — надо чаще патрулировать улицы, тогда и «гонять» никто не будет. Впрочем, как выяснилось, все упирается в традиционную нехватку кадров. «На линию сейчас ежедневно может выходить лишь 39 человек личного состава. До недавних сокращений работало на улице 76 инспекторов. При этом в Иркутске 200 тыс. машин. Если отталкиваться от прежних нормативов, согласно которым на каждые 256 автомобилей полагается по одному инспектору, то у нас в идеале на дорогах должно быть более 700 человек», — отмечает Вячеслав Жилкин.

«А в реальности получается, что у нас на весь Ленинский район всего один экипаж ГИБДД. Это на всю территорию Ново-Ленино, Жилкино и Иркутск-2. Да там нарушитель может хоть целый день пьяным кататься без всяких для себя последствий», — негодует Геннадий Кабанов.

Дефицит кадров в теории предполагается заместить техническими новшествами, а именно автоматическими фиксаторами нарушений. Это стационарные, передвижные комплексы, фиксирующие скоростной режим, а также устройства, которые позволяют на каждом перекрестке «протоколировать» проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд за разделительную или стоп-линию. На практике автоматические помощники распространены не настолько широко, чтобы влиять на ситуацию. «В Приангарье сейчас работает пять стационарных камер, четыре из них в Иркутске, одна — в Ангарске. Кроме того, в этом году закуплено 46 передвижных комплексов «Арена», говорит замначальника областного ГИБДД. — Конечно, этого недостаточно. У нас несколько лет говорится о внедрении программы «Безопасный город», но средства на нее пока не находятся».

В итоге к единому мнению, как научить водителей более аккуратному вождению, участники брифинга толком и не пришли. Правда, выразили надежду, что ужесточение федерального законодательства хоть в какой-то степени наведет порядок.

PDF номера