Дорожные надежды

На дорожные фонды, начинающие работать в регионах России с 1 января 2012 года, возлагаются большие надежды. Ожидается, что теперь дорожные работы уйдут от повсеместного ямочного ремонта к реконструкции и капитальному ремонту автотрасс. О том, что изменится в Приангарье с появлением дорожного фонда, а также о работе профильного министерства в уходящем году рассказал накануне министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Александр Орешков.

Александр Орешков: «Я доволен тем, что хотя бы начался процесс мониторинга состояния дорог, качества ремонтов. Наконец-то появилось ощущение, что у нас начало формироваться дорожное направление». Фото Евгения Козырева

О сделанном

На дорожную деятельность в 2011 году в Иркутской области было направлено 4,7 млрд рублей. Из них 840 млн — средства федерального бюджета на работы по благоустройству и берегоукреплению набережной реки Ангары в Иркутске. Из оставшихся средств 1,542 млрд рублей ушло на областные дороги, 1,023 млрд — на дороги Иркутска и на мостовой переход через реку Ангара в областном центре.

В этом году после ремонта и капитального ремонта в Приангарье было введено 57 км дорог, тогда как изначально планировалось сдать 14 км. В том числе были отремонтированы участки дорог Пивовариха — Новая Лисиха, Иркутск — Качуг — Захал, по Байкальскому тракту, в Листвянке. Всего работы проводились в 16 районах области.

Об Иркутске

В Иркутске в 2011 году на ремонт автодорог и внутриквартальных проездов было предусмотрено 508 млн рублей, из них 348 млн рублей — на приведение в порядок 156 дворов. Из суммы, предназначенной на дворы, 300 млн рублей составили средства федерального бюджета в рамках реализации программы «Хорошие дороги — к каждому дому».

Почти во всех районах города ремонтные работы во внутриквартальных проездах полностью завершены. Исключение составляет лишь Октябрьский округ. Здесь по вине недобросовестного подрядчика были сорваны сроки сдачи работ, в итоге своей очереди ждут еще два неотремонтированных двора.

Кроме того, в 2011 году в Иркутске были отремонтированы улицы Партизанская, Волжская, Лебедева-Кумача, Багратиона, Фавор­ского, Улан-Баторская, Ракитная.

К недостаткам работы мэрии министр отнес позднее проведение торгов по дорожным работам в Иркутске. Они состоялись только в середине августа, что естественно сказалось на качестве и организации выполнения.

О планах

С 1 января 2012 года начинает работать дорожный фонд Иркутской области. Его объем уже зафиксирован в размере 5,258 млрд рублей. Если сравнивать с 2011 годом, когда непосредственно на содержание, ремонт и строительство дорог в области было направлено 3,921 млрд рублей (не считая работ по благоустройству и берегоукреплению набережной реки Ангара), то увеличение финансирования дорожной отрасли в следующем году составит более 1,3 млрд рублей.

На развитие автомобильных дорог будет направлено 4,5 млрд рублей. Из них на содержание планируется выделить 1,1 млрд рублей (в этом году — 780 млн), на ремонт дорог общего пользования — 438 млн, на строительство — 609 млн, капитальный ремонт автомобильных дорог — 182 млн. Как отметил Александр Орешков, на строительство мостового перехода через реку Ангару в Иркутске с учетом сноса домов и выноса городских коммуникаций с территории развязок будет выделено 1,3 млрд рублей.

На субсидии муниципальным районам и городским округам из дорожного фонда будет выделено 800 млн рублей. Из них более 600 млн рублей распределено между 42 муниципальными районами и городскими округами по простой формуле, одобренной главами всех МО. По 6 млн рублей будет направлено каждому муниципалитету, дополнительные средства будут выделяться в зависимости от протяженности дорог в территориях. Такая схема, по словам Александра Орешкова, направлена на стимулирование территорий заниматься «прочими» дорогами — подготавливать на них проектную документацию для последующего ввода в число дорог общего пользования.

Остальная часть субсидии муниципалитетам в размере 200 млн рублей будет направлена на реализацию уже готовой проектной документации: на капитальный ремонт дорожного покрытия улицы Ленина в Заларях, путепровода в Шелехове, путепровода через железнодорожные пути в Нижнеудинске, капитальный ремонт мостов в Черемхово.

Александр Орешков сообщил, что в следующем году ремонты будут проводиться почти во всех территориях: Качуге, Жигалово, Большом Голоустном, Ольхонском районе, Заларях, Усть-Ордынском округе, Усть-Илимске, Баяндае, Еланцах, Таксимо, Бодайбо, Киренске и других.

О мостовом переходе

13 декабря Октябрьский суд Иркутска должен вынести решение по сумме расселения дома по адресу ул. 25 октября, 69, находящегося в районе строительства развязок нового моста. Как пояснил Александр Орешков, дирекция по строительству мостового перехода и жильцы дома разошлись в оценке стоимости жилья на 10 млн рублей: дирекция оценила дом в 8,7 млн, а собственники — в 18,7. «В суд была также представлена оценка сторонней организации в размере 15 млн рублей. Суд определит, какая сумма в итоге должна быть выплачена собственникам, и мы ее выплатим», — пояснил министр.

Он напомнил, что сейчас приступили к реализации четвертого пускового комплекса мостового перехода на ул. Байкальской, где сейчас проводятся работы по выносу инженерных коммуникаций. Задача строителей, по его словам, к 1 июля 2012 года открыть движение по ул. Байкальская, чтобы начать работы по ул. Партизанская.

О новых технологиях

Новые технологии ремонта дорог в этом году были применены на двух объектах: Хребтовая — Рудногоорск и Иркутск — Качуг — Захал. Метод холодного ресайклинга — когда ресайклер Bomag срезает, дробит старое асфальтовое покрытие и смешивает его с битумной эмульсией для получения монолитного основания для нового асфальта — позволил дорожникам сократить сроки и расходы на ремонт дорожного полотна.

Сейчас данные участки отслеживаются. Если дорога сохранит свои технические характеристики, местные власти будут использовать технологию холодного ресайклинга в ремонтных работах будущего года более активно.

О министерстве

В министерстве строительства и дорожного хозяйства Иркутской области в 2011 году были созданы два отдела, отвечающие за дороги. Сейчас процесс формирования этих отделов еще не завершен. Однако, как признает Александр Орешков, положительный результат их работы уже есть. «Я доволен тем, что хотя бы начался процесс мониторинга состояния дорог, качества ремонтов. Наконец-то появилось ощущение, что у нас начало формироваться дорожное направление», — пояснил министр и добавил, что сейчас требовать от ведомства больших успехов не стоит — так же, как нельзя ждать от двухлетнего ребенка умений и знаний 12-летнего.