Дорожные надежды

Иркутская область, еще пару лет назад известная среди любителей автопутешествий гравийными разрывами по федеральной трассе, сейчас в корне меняет свое дорожное лицо. Последний гравийный участок на отрезке от Нижнеудинска до Тайшета будет ликвидирован к концу 2012 года. Наконец-то начнутся работы по капитальному ремонту трассы «Вилюй», строительству дополнительных полос для обгона на подъемах Култукского тракта (федеральная трасса М-55). В лучшую сторону меняется и областная дорожная сеть. После начала работы регионального дорожного фонда объем финансирования отрасли увеличился в разы.

В 2011 году после ремонта и капитального ремонта было введено 57 км областных дорог.

Идем на повышение

Иркутская область всерьез взялась за обновление своей дорожной сети. В 2011 году на строительство, ремонт и содержание дорог федерального значения на территории Иркутской области (М-53 и М-55) было израсходовано 4,2 млрд рублей. По словам начальника ФКУ «Управление автодороги Красноярск — Иркутск» Федерального дорожного агентства Олега Шандрука, все запланированные работы были выполнены на 100%.

На дороги областного значения в 2011 году было направлено 3,921 млрд рублей, что позволило ввести после ремонта и капитального ремонта не 14 км дорог, как изначально предполагалось, а 57. В том числе были отремонтированы участки дорог Пивовариха — Новая Лисиха, Иркутск — Качуг — Захал, по Байкальскому тракту, в Листвянке. Всего работы проводились в 16 районах области.

В 2012 году объемы финансирования дорожных работ в Приангарье еще более возрастут. В целом на федеральные, областные и прочие дороги будет затрачено порядка 10 млрд рублей.

Уйти от гравийных разрывов

Как рассказывает Олег Шандрук, финансирование дорожных работ на федеральных трассах в 2012 году увеличилось до 4,7 млрд рублей. И это не предел. Сейчас в Росавтодоре решается вопрос дополнительного выделения Приангарью средств на увеличение объема работ по ликвидации гравийных разрывов.

Пока в планах ведомства — завершение работ по ликвидации неасфальтированных участков дороги на расстоянии от Нижнеудинска до Тайшета. «В 2011 году мы закончили третий пусковой комплекс в районе села Замзор (Нижнеудинский район), построив на месте гравийного разрыва 8,2 км современной автодороги. В 2010 году приступили к строительству четвертого пускового комплекса, по завершении которого дорога от Нижнеудинска до Тайшета будет полностью без гравийных разрывов», — пояснил глава ведомства.

После начала работы регионального дорожного фонда (с 1 января 2012 года) объем финансирования отрасли также существенно возрос — до 4,58 млрд рублей. Такой объем средств на автодороги дает все основания региональным властям заявлять о скором улучшении ситуации в отрасли.

Если вопрос о дополнительном финансировании будет положительно решен для Приангарья, то новые средства пойдут и на ликвидацию гравийных разрывов от Тулуна до Нижнеудинска (еще 21 км). Четыре проекта строительства этих участков дороги уже закончены, все прошли экспертизу. Стоимость каждого участка от 650 тыс. до 1,7 млн рублей. На один уже выделены средства.

Большой объем работ в 2012 году запланирован и на трассе М-55 в Иркутской области. Здесь, на Култукском тракте, планируется начать строительство дополнительных полос для обгона. Сейчас подготавливается проектно-сметная документация по участку дороги между населенными пунктами Чистые ключи и Моты. По словам Олега Шандрука, третьи полосы на подъемах Слюдянского тракта позволят избежать заторов из-за возросшего числа большегрузных автомобилей. На 2012 год запланировано также начало капитального ремонта на так называемом «тещином языке» на 57-64 километрах М-55.

Дополнительное финансирование потребуется в 2012 году и на трассу «Вилюй». «В последние годы на эту трассу меньше всего обращалось внимания», — признали в ФКУ УПРДОР «Прибайкалье». Но ситуация начала меняться. Основные работы в 2012 году запланированы на участке от Тулуна до Братска. Для проведения капитального ремонта были выбраны два участка: один в районе расположения предприятия «Янтальлес», другой недалеко от Усть-Кута.

Возвращение к дорожному фонду

В лучшую сторону меняется и областная дорожная сеть. После начала работы регионального дорожного фонда (с 1 января 2012 года) объем финансирования отрасли также существенно возрос — до 4,58 млрд рублей. Такой объем средств на автодороги дает все основания региональным властям заявлять о скором улучшении ситуации в отрасли. Так, например, только на содержание автотрасс из областного бюджета в 2012 году предусмотрено на 354 млн рублей больше, чем в 2011-м (1,124 млрд рублей против 770 млн рублей).

Средства, заложенные в остальных расходных статьях дорожного фонда, позволят в текущем году отремонтировать и реконструировать в Приангарье 50 км дорог, построить 18 км. В том числе в 2012 году планируется строительство автодорог Тайшет — Чуна — Братск и Красноярово — Небель, реконструкция дорог Еланцы — Хужир, Усть-Ордынский — Оса, Таксимо — Бодайбо.

Зампред правительства Иркутской области Николай Хиценко сообщил, что информация по всем организациям, действующим на территории региона, которые могут привлекаться на условиях подряда к строительству, ремонту и текущему содержанию дорог, уже собрана. Привлечение таких организаций, по словам господина Хиценко, позволит освоить средства, выделенные в текущем году на развитие автомобильных дорог общего пользования, максимально эффективно.

Кроме того, из общей суммы фонда 800 млн рублей будут распределены между муниципалитетами региона в качестве субсидий на дорожные работы. При определении суммы для того или иного муниципалитета на ремонт дворовых территорий областные чиновники будут исходить из численности населения, проживающего в многоквартирных домах, а также от протяженности дорог в этих территориях. Как считают в областном министерстве строительства, такое распределение будет стимулировать муниципалитеты принимать в собственность те участки дорог, которые сегодня отнесены к категории «прочие». Также решением правительства региона для крупных городов — Ангарска, Братска и Иркутска, где численность превышает 200 тыс. человек, — был введен ограничительный объем субсидий. «Если бы мы не ввели такой ограничитель, то крупные города забрали бы весь объем субсидий, а небольшим муниципалитетам ничего не досталось бы», — говорит Николай Хиценко.

Евгения Колягина