Дорожное хозяйство завтрашнего дня

Дороги — это локомотив экономики, определяющий скорость и эффективность развития страны в целом, и Иркутской области в частности. При этом понятно, что дороги — это не отдельно взятый объект инфраструктуры, а сложная многоуровневая система по его строительству, ремонту и содержанию, это новые технологии, материалы, это компании-подрядчики и непосредственно сами дорожники. Это, наконец, качество жизни населения в регионах. Текущий строительный сезон еще не завершен, итоговые цифры будут озвучены позднее. Пока же в преддверии профессионального праздника глава ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет рассказал об основных задачах развития отрасли и путях их достижения.

— Николай Антсович, с каждым годом Росавтодор приводит все больше ведомственных трасс в соответствие с нормативными требованиями. Как много внимания уделяется федеральным дорогам, проходящим через Иркутскую область? Какие приоритеты в работе определены на сегодняшний день?

— За последние годы федеральные дороги России действительно изменились до неузнаваемости. Сегодня это современные трассы и магистрали, отвечающие последним нормативным требованиям. И Иркутская область не исключение. Если говорить о приоритетах, то их несколько.

С одной стороны, в современных условиях, когда сеть федеральных автомобильных дорог в основном сформирована, на первый план ставятся задачи обеспечения безопасности дорожного движения, повышения технического уровня и эксплуатационного состояния дорог. Решением этих задач ежедневно занимается наше управление — в первую очередь путем производства круглогодичных работ по текущему содержанию, ремонту и капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог и искусственных сооружений.

С другой стороны, развитие дорожной инфраструктуры в Сибири особенно усложняется суровым климатом и сложным рельефом. У нас природный фактор требует использования уникальных технологий и сверхпрочных материалов. Поиском и отработкой таких новаций мы, конечно, также занимаемся.

В целом же, если процитировать наши уставные документы, в основе деятельности упрдор — оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, управление государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.

— Дорожно-строительный сезон еще не завершен, но все же, обозначьте, в каких масштабах проводятся в 2018 году дорожные работы на федеральных трассах Приангарья?

— На 2018 год было запланировано отремонтировать 44 объекта автомобильных дорог протяженностью 308 км и 11 объектов искусственных сооружений протяженностью 408 пог. м. На эти цели из федерального бюджета выделено порядка 9 млрд рублей.

Из этих объемов более 130 км уже сданы на трассе Р-255 «Сибирь». Здесь дорожники капитально отремонтировали шесть участков общей протяженностью 48 км в Ангарском, Зиминском, Тайшетском и Нижнеудиском районах области. На трассах восстанавливали верхний слой дорожного покрытия, укрепляли обочины, наносили разметку, устанавливали новые дорожные знаки и направляющие устройства.

На федеральной автодороге — А-331 «Вилюй» в текущем дорожно-строительном сезоне отремонтировали 166 км федеральной трассы. Кроме того, досрочно сдали мосты. Мостовики отремонтировали пролетные строения, береговые и промежуточные опоры и мостовое полотно, уложили новое покрытие проезжей части. Кроме того, была построена система водоотвода, укреплены конусы и восстановлены конструкции подмостовой части сооружения. Теперь, после ремонта мостов, они способны пропускать автотранспорт массой 80 тонн.

В целом теперь все эти участки, выполненные по современным технологиям, отвечают требованиям безопасности дорожного движения.

— В этом году началось долгожданное строительство автомобильной дороги Р-258 «Байкал» на 47-55 км. Расскажите, на каком этапе сейчас работы на объекте?

— Сегодня самым масштабным проектом управления, конечно же, является строительство автомобильной дороги Р-258 «Байкал» на участке 47-55 км в Шелеховском районе Иркутской области. Реконструкция позволит повысить категорийность дороги с IV до II технической категории, ликвидировать опасные ненормативные радиусы поворотов, крутые спуски и подъемы, увеличить пропускную способность участка трассы с 6 тыс. до 14 тыс. автомобилей в сутки, а также ликвидировать очаги аварийности. Для повышения безопасности дорожники установят металлическое барьерное ограждение, сигнальные столбики, дорожные знаки, а также произведут устройство дополнительной полосы на подъем протяженностью 7 км.

В ходе строительства предстоит выполнить большой комплекс буровзрывных и земляных работ — с объемом более 2 млн кубометров. Для обеспечения устойчивости земляного полотна проектом предусмотрено устройство подпорных стенок из коробчатых габионов.

Все работы будут производиться в несколько этапов. На первом этапе в текущем году была полностью подготовлена территория для земляных работ, расчищена просека от порубочных остатков. Федеральные дорожники приступили к монтажу 15 водопропускных труб (некоторые искусственные сооружения достигают в длину 90 м), разработке выемок и насыпи, а также устройству временных объездных дорог и переносу инженерных коммуникаций.

Закончить реконструкцию данного участка планируется в 2020 году. Это принципиальная позиция Росавтодора. Автодорога Р-258 «Байкал» — одна из самых сложных. С одной стороны, из-за прохождения вдоль озера Байкал она является одним из самых посещаемых туристических маршрутов, с другой — трасса имеет статус аварийно-опасной из-за большого количества ненормативных поворотов, серпантинов, затяжных подъемов и крутых спусков. Все понимают, что в этих условиях очень важно принять меры, чтобы оптимизировать скоростной режим, избежать возникновения опасных ситуаций.

— Какие меры при строительстве принимаются для повышения безопасности движения транспорта по дорогам?

— Действительно, интенсивность грузового потока и число пользователей федеральными трассами Иркутской области растет с каждым годом, поэтому мы традиционно уделяем большое внимание вопросам обеспечения безопасности движения на подведомственных дорогах.

Так, в управлении действует комплексная программа по повышению безопасности дорожного движения и ликвидации очагов аварийности. В 2018 году в ее рамках было введено в эксплуатацию более 20 км линий искусственного электроосвещения на автодорогах Р-255 «Сибирь» и А-331 «Вилюй».

К примеру, теперь освещены участки дорог в населенных пунктах Булюшкина, Кимильтей, Целинные Земли, Гуран, Тэмь, а также участок в черте Братска. Всего же к концу года общая протяженность освещенных участков федеральных трасс в Иркутской области увеличится на 37 километров.

Кроме этого, в рамках мероприятий по повышению уровня безопасности на дорогах мы постоянно устанавливаем металлические барьерные ограждения — в этом году порядка 100 км будет обустроено, а также новые дорожные знаки, направляющие устройства.

Мы уверены, что безопасность дорожного движения — задача комплексная. И здесь дело не только в самой дороге. Для решения вопросов безопасности мы в Упрдор «Прибайкалье» создали Центр управления производством, который позволяет в режиме реального времени отслеживать ситуацию на дорогах и оперативно реагировать на возникающие нештатные ситуации. На дорогах установлены метеостанции, видеокамеры, датчики видимости и состояния дорожного покрытия. Информация с них поступает в ЦУП, где обрабатывается, и наши специалисты оперативно принимают решения, передают информацию, взаимодействуют с органами ГИБДД, МЧС, единой дежурной службой. Эта информация представлена в открытом доступе и на нашем сайте.

— Какие задачи еще предстоит решить управлению?

— Наша главная задача — приведение всей сети федеральных дорог Иркутской области в нормативное состояние к 2020 году. С каждым годом объем финансирования растет, и, конечно же, растет объем выполняемых работ. Активно идет внедрение новых технологий. Мы со своей стороны приложим максимум усилий, чтобы наши магистрали стали максимально безопасными и удобными как водителям, так и пешеходам.

Олег Усов

ФКУ Упрдор «Прибайкалье»

Предприятие обслуживает три федеральные магистрали протяженностью более 1500 км. Две из них — Р-255 «Сибирь» и Р-258 «Байкал» — входят в международный транзитный транспортный коридор «Восток—Запад». Автодорога А-331 «Вилюй» — северная трасса, которая соединяет Иркутскую область и Республику Саха Якутия.