Дорожно-показательные выступления

Новую дорогу на Ольхоне обещают «насытить» инновациями. Эти несколько десятков километров пути могут стать образцово-показательным участком — не только в масштабах Иркутской области, но и для всей России. Идея примерно такая. Правда, первые шаги даются нелегко.

19 марта на площадке иркутского Сибэкспоцентра в рамках выставки «Транспорт и дороги Сибири» состоялось заседание научно-технического совета «Ольхон — дорога инноваций». Участие в нем приняли руководители министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, представители государственного заказчика ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации дорог Иркутской области». В текущий момент строительство ольхонской дороги находится на стадии разработки проектно-сметной документации. Организации, с которыми по результатам аукциона заключен государственный контракт на проектирование, во время заседания совета представили итоги изыскательских работ и свои предварительные концепции.

Напомним, что поручение провести реконструкцию дороги на Ольхоне поступило от президента РФ Владимира Путина как итог совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории, состоявшегося в поселке Танхой (Республика Бурятия) в августе 2017 года. В свою очередь губернатор Иркутской области Сергей Левченко поручил Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области при проектировании рассмотреть возможность применения различных инноваций. В результате был организован прием предложений от компаний и предприятий, специализирующихся на производстве материалов и дорожном строительстве.

Заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов.

«Мы ищем такие варианты реконструкции дорожной одежды, которые устроят по стоимости, техническим характеристикам, экологическим требованиям, — заявил на заседании совета в Сибэкспоцентре заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов. — Мы помним, что остров входит в природоохранную зону».

При этом существующая сегодня на Ольхоне дорога, по оценке экспертов, имеет покрытие переходного типа, из щебеночного-гравийного материала, и находится в неудовлетворительном состоянии. Частые глубокие выбоины, гребенка, сильное пылеобразование и ряд стихийных параллельных проездов вдоль дороги — так участники научно-технического совета описали нынешнее «дефективное» состояние того, что даже трассой сейчас не назовешь.

Очевидно, что острову, притягивающему потоки отдыхающих, нужна обновленная, ровная и безопасная дорога. Евгений Липатов сообщил, что ее проектированием занимаются три организации — ООО «Регион Проект» (реконструкция 30-километрового участка от переправы в сторону Хужира), ООО «Горизонт» (капитальный ремонт 5,6 км вблизи Хужира) и ЗАО «Индор» (реконструкция 5 км на участке Хужир — Харанцы).

Новый уровень комфорта — и для автомобилиста, и для велосипедиста

За реконструкцию первого и самого протяженного участка отвечает ООО «Регион Проект». От имени этой организации на заседании выступил технический директор Евгений Школьников. Он напомнил собравшимся, что по плану новая дорога на Ольхоне должна соответствовать четвертой технической категории, покрытие — асфальтобетонное, две полосы. Расчетная скорость движения 80 км/ч, на некоторых участках — 60 км/час.

Инновационный подход к реконструкции, как видит его ООО «Регион Проект», базируется на нескольких основных стратегических моментах. Важно снизить материалоемкость, уделить внимание информативности. Сейчас рассматриваются разные варианты по материалам и технологиям, и решения будут приняты по результатам технико-экономического сравнения. При этом немаловажным фактором становится и воздействие стройки и эксплуатации дороги на окружающую природу. Стратегия проекта предусматривает снижение экологической нагрузки.

В частности, предлагается организовать на острове велодорожки. «Остров Ольхон ежегодно принимает тысячи туристов, которые, как правило, используют личный транспорт. Из года в год увеличивается нагрузка на паромные переправы, образуются многочасовые очереди, — констатировал Евгений Школьников. — Очевидно, что увеличение числа машин не способствует улучшению экологической обстановки на острове. Альтернативой автомобилю может стать велосипед. В последнее время велосипедный транспорт приобретает все большую популярность у жителей Иркутской области и гостей региона».

Правда, Евгений Школьников оказался не готов к вопросу, предусмотрена ли большая парковка перед переправой, со стороны «материка». Это, конечно, уже за пределами зоны ответственности ООО «Регион Проект». Но будем надеяться, что у тех, кто отвечает за транспортную инфраструктуру, есть понимание масштабов путешествия: далеко не каждый готов преодолеть на велосипеде 250-300 км от Иркутска до места отдыха на острове. Куда более реальный вариант — оставить машину под присмотром на парковке, взять велосипед, «налегке» переправиться на Ольхон и там действительно накататься вдоволь.

Еще одно решение, предложенное проектировщиками, — освещение дороги за счет применения альтернативных источников энергии. «Использование ветро- и солнечной энергетики видится нам оптимальным вариантом, — завил Евгений Школьников. — Таким образом можно будет снизить нагрузку на существующие на острове системы энергоснабжения. Мы учли тот факт, что Ольхон является самым солнечным местом в Иркутской области. И наличие постоянных ветров — тоже своего рода визитная карточка острова. Кроме того, планируется использовать светодиодные светильники, что тоже даст определенную экономию».

Однако в своих докладах представитель «Регион Проекта» и другие выступающие коснулись не только красивых и современных решений, которые можно было бы «вписать» в проект дороги на Ольхоне. Речь зашла и о трудностях.

Легких путей не ищем

С трудностями проектировщики всех трех компаний столкнулись уже на этапе проведения инженерных изысканий. В какой-то мере эти сложности были предсказуемы, ведь проектируемый объект находится в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, на землях Прибайкальского национального парка, соседствует (а то и пересекает) водоохранную зону Байкала. Кроме того, на территории проектирования, за которую отвечает «Регион Проект», расположены 27 археологических объектов культурного наследия, а на сопредельных участках — 18. Соответственно, при разработке проектов и строительстве приходится иметь дело с массой ограничений. Одновременно работу затрудняет отсутствие круглогодичного транспортного сообщения между островом и «большой землей».

Многие дорожники обратили внимание на серьезный вопрос, по которому пока нет однозначного ответа: где будет размещен асфальтобетонный завод, снабжающий стройку ольхонской дороги?

«Регион Проект» считает, что такое производство можно организовать в населенном пункте — в Хужире. Этот вариант оптимальным назвал и Евгений Липатов. «Я думаю, за 2-3 года, пока в поселке будет стоять асфальтобетонный завод, муниципальные власти могли бы тоже использовать эту возможность для развития инфраструктуры — сделать все улицы, привести в порядок все площадки, где необходимо асфальтированное покрытие, — полагает замминистра. — Будет намного приятней, и пыли меньше, и эксплуатация потом менее затратная. Размещение завода в поселке — вариант с несколькими существенными плюсами».

Технический директор ООО «Регион Проект» Евгений Школьников

Однако генеральный директор ООО «Горизонт» Олег Лесюта поделился своими опасениями: надзорные органы, вероятно, не одобрят завод в поселке.

«Поэтому у нас логистика в настоящий момент сдвигается в сторону увеличения путей доставки материалов, в сторону населенного пункта Баяндай, где расположен карьер дорожно-строительных материалов и асфальтобетонный завод», — прокомментировал Олег Лесюта. Он также упомянул, что часть материалов будет доставляться из города Иркутска и просчитываются схемы с использованием речного транспорта.

Кроме того, Олег Лесюта обратил внимание на такой момент, как водоотведение и водоочистка. «Так как покрытие асфальтобетонное, то с него будет стекать большой объем воды, — пояснил представитель «Горизонта». — Планируется применять локальные типы очистных сооружений, водоотводящие лотки. Дальше вода будет транспортироваться в локальные резервуары для хранения воды, там складироваться и чиститься».

По словам проектировщиков, дискуссия по вопросам организации водоотведения через менее затратные решения до сих пор продолжается. Есть разные мнения. Они звучали и на прошедшем совете. Однако Олег Лесюта подчеркнул: «Очевидно, что воду мы должны чистить и доводить до указных в федеральном законе параметров».

Федеральные законы, которые усложнили строителям задачу, упоминала в своем выступлении и генеральный директор ЗАО «Индор» Людмила Суслова.

Ожидания и ограничения: уровень федеральный

Компания «Индор» готовит проектно-сметную документацию для участка Хужир—Харанцы. На этом отрезке проектные работы натолкнулись на барьер, обусловленный запретами ФЗ «Об охране озера Байкал». Он существенно сдерживает изыскания, и потому работа над проектом идет тяжело — она, можно сказать, в зачаточном состоянии.

Участники обсуждения посетовали: «наверху» от этой дороги ожидают многого, хотят, чтобы ее проложили «как по волшебству», но как справиться с поставленной задачей при существующих запретах и ограничениях?

Надежды проектировщиков и строителей связаны с активной позицией депутатов, представляющих регион в Государственной думе и способных отстаивать изменения в законодательстве. Было отмечено, что большой вклад в продвижение необходимых поправок вносит член комитета ГД РФ по транспорту и строительству Сергей Тен. Но впереди еще и большая работа — и для законодателей, и для проектировщиков, и для тех, кто в итоге будет реализовывать все намеченное и внедрять инновации. Предложения поступают до сих пор.

Инновация в ассортименте: «нано», «гео» и «эко»

В финале заседания научно-технического совета проектировщики и чиновники заслушали презентации представителей нескольких компаний, продвигающих свои современные материалы и технологии. География потенциальных поставщиков — Москва, Воронеж, Иркутск.

Был представлен вариант строительства дорожного полотна, основанный на стабилизации грунта с помощью добавки, где применяется неорганическое вяжущее вещество. Добавка укрепляет основание дороги без выемки или замены грунта, что, как утверждает производитель, принципиально повышает технологичность процесса укладки дорожного покрытия и сокращает расходы на подготовительные работы.

Еще одна вынесенная на обсуждение добавка — ферментный препарат-стабилизатор, действующий на уровне наночастиц. Эффект: повышается прочность грунтов и материалов, появляется возможность производства конструктивных слоев дорожной одежды из грунтов находящихся непосредственно в районе строительства.

Для щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей тоже предложили добавку. Она предназначена для удерживания битума на поверхности, что делает асфальтобетонную смесь более долговечной. Еще можно попробовать применить дисперсное армирование асфальтобетонного покрытия полимер-арамидной добавкой, которая в летний период распределяет статические и динамические нагрузки, что препятствует образованию колеи, а в зимний период — образованию трещин.

Также было предложено взвесить целесообразность использования водопропускных труб из композитных материалов для устройства ливневых очистных сооружений и применение гексагональной георешетки с функцией механической стабилизации, разделения и армирования дорожной одежды.

Представители регионального минстроя и проектных организаций пообещали проанализировать и просчитать все предложения. Наиболее высокоэффективные и экологичные инновации будут предложены к применению на участках реконструкции и капитального ремонта автомобильной дороги на острове Ольхон.

Ольга Брайт