Дорожная ситуация: нормализация за 9 лет

Число пострадавших и погибших при авариях в Иркутской области, а также общая региональная статистика ДТП превышают средние цифры по стране. Среди основных причин фигурирует и неудовлетворительное состояние дорожной сети. Тем временем на федеральном уровне вопросам безопасности дорог уделяется все больше внимания, и, что крайне важно, на эти цели выделяется все больше ресурсов. Существенно сократить очаги аварийности Приангарье надеется за счет реализации на территории Иркутской области проекта Минтранса РФ, который так и называется — «Безопасные и качественные дороги». Дорожники потирают руки: «Деньги есть! Будем работать!»

Зона высокой опасности

Если посмотреть на рейтинг безопасности автодорог за 2016 год, опубликованный общественным центром «За безопасность российских дорог», то Иркутская область расположилась на 44-м месте из 52. Регион отнесен к зоне высокой дорожной опасности. При расчете коэффициента безопасности учитывались такие показатели, как население региона (свыше 1 млн человек), количество ДТП, число раненых и погибших в ДТП в связи с неудовлетворительными дорожными условиями, протяженность автодорог региона (свыше 5000 км) и размер автопарка. В одну группу с Иркутской областью попали наши «друзья по несчастью» — Красноярский, Пермский и Краснодарский края, Пензенская, Самарская, Московская и Челябинская области, а также республика Татарстан. Самые безопасные дороги, по оценкам составителей рейтинга, в Томской, Ивановской и Новосибирской областях, а также в Чечне и Удмуртии.

Неутешительные цифры в марте нынешнего года озвучил депутат ГД РФ Сергей Тен. Выступая на заседании Общественного совета «Безопасные дороги» Иркутской области (федеральный партийный проект «Единой России»), парламентарий отметил: «По итогам 2016 года на территории Иркутской области произошло 3482 дорожно-транспортных происшествия, где погибло 365 человек, получили ранения 4310 человек. В 2016 году по сравнению с 2015-м количество ДТП увеличилось на 4%, число раненых — на 6%, но при этом погибших стало меньше на 24%. Однако смертность на дорогах в Иркутской области выше среднероссийских показателей».

Впрочем, стоит сказать, что Россия в целом стабильно занимает нижние строчки в мировом рейтинге качества дорожной инфраструктуры. Так, очередной доклад экспертов, представленный в прошлом году в рамках Всемирного экономического форума (WEF), поставил дороги РФ на 123-е место с точки зрения качества. Мы оказались в окружении Габона (121-е место),

Депутат Государственной думы РФ Сергей Тен:

С каждым годом все больше внимания уделяется изучению и применению новых технологий, управленческих решений, конструкций и материалов для дорожного хозяйства. Все это нацелено на более рациональное расходование средств на строительство и содержание автомобильных дорог, повышение надежности, долговечности дорожной инфрастуктуры и безопасности дорожного движения.

Необходимо запустить механизм качественных изменений нормативно-технической документации, упростить порядок применения инновационных технологий и строительных материалов. Считаю целесообразным разделить полномочия по двум техническим регламентам: «Безопасность зданий и сооружений» и «Безопасность автомобильных дорог». При этом передать полномочия по совершенствованию нормативной базы в области дорожного хозяйства от Минстроя России Министерству транспорта Российской Федерации.

Прошло практически три с половиной года после принятия 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сегодня основная форма государственных закупок — это аукцион, а основной показатель — цена.

Уверен, в первую очередь — должна оцениваться репутация участника, его опыт выполнения подобных объектов и качество их выполнения.

В результате мы имеем: снижение качества производства работ, многие дорожно-строительные компании сокращают свои инвестиционные программы, не говоря о внедрении инноваций и новых технологий в производстве работ. Обсуждения идут практически на всех профессиональных и экспертных площадках, но ни ФАС, ни Министерство экономического развития, ни Министерство финансов РФ профессиональное сообщество не слышат. А именно эти ведомства отвечают за реализацию 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как говорится, «и дешево и сердито», а в итоге — дорого по качеству.

Сьерры-Леоне (122-е), Ливана (124-е) и Коста-Рики (125-е). Такое соседство вряд ли может радовать. Однако Минтранс РФ заявил о намерении к 2025 году привести подавляющее большинство дорог в стране к нормативному состоянию и сократить количество мест концентрации ДТП. Решить эту задачу призван национально приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги», к реализации которого приступили в 2017 году.

Федеральные миллиарды для иркутской агломерации

Напомним, что участниками проекта «Безопасные и качественные дороги» стали 37 крупных городских агломераций из 34 субъектов Российской Федерации. В этом списке есть и иркутская (точнее иркутско-ангарско-шелеховская) агломерация. По требованию федерального центра, в агломерацию включены основные магистрали и улицы районного значения, имеющие максимальную интенсивность. В общей сложности в регионе за девять лет планируется отремонтировать около 300 км дорог.

Ключевые показатели проекта: приведение не менее 50% дорог в нормативное состояние к концу 2018 года (в Иркутской области — 70%), 85% — в 2025 году, а также сокращение аварийных точек на 50% до конца 2018 года, на 85% — в 2025 году. Первые два года отводятся под некапиталоемкие работы по ремонту дорог и обустройству элементов безопасности движения (освещение, светофоры, ограждения и проч.), на последующих этапах (после 2018 года) планируется действовать более масштабно — проводить строительство и реконструкцию объектов.

Все мероприятия будут реализованы на условиях софинансирования, то есть средства поступают из бюджетов всех уровней. Так, в нынешнем году Иркутская область получит от федерации средства в размере 625 млн рублей, в 2018 году — еще 730 млн рублей. В общей сложности, по словам Сергея Тена, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» нашей агломерации будет выделено порядка 6 млрд рублей с учетом регионального софинансирования.

Пресс-служба правительства Иркутской области опубликовала информацию по распределению средств между территориями: «Всего из федерального бюджета на реализацию мероприятий на территории города Иркутска с 2017 по 2025 год предусмотрено 3 млрд 870 млн рублей, 190 млн — на реализацию мероприятий в Ангарске, 152 млн — в Шелехове, а также 1 млрд 903 млн рублей — на региональные и межмуниципальные дороги. При этом софинансирование из средств консолидированного бюджета Иркутской области предусмотрено в размере не менее 50%».

Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов:

На сегодняшний день приоритетным для нас является повышение эффективности использования средств областного бюджета при строительстве и ремонте дорог, в том числе при проектировочных работах. Занимаемся также оптимизацией проверки качества строительной документации. В этой связи муниципальным образованиям региона рекомендовано получать предварительную консультацию с министерствами.

Результаты работы мы уже видим. Так, например, в Боханском районе при переоценке проектировочных работ по трем дорожным объектам общей протяженностью 7 километров удалось снизить сумму затрат с 454 млн до 206 млн рублей.

Ужесточили требования по исполнению государственных контрактов, гарантийным обязательствам подрядчиков, лабораторному контролю. Оплату подрядчикам по госконтрактам теперь производим только после проведения экспертизы.

Мы нашли также способ повышения эффективности расходования средств Дорожного фонда Иркутской области по статье содержание дорог, на которую мы тратим не менее 2 млрд рублей ежегодно. В прошлом году мы изменили подход — разделили все областные дороги на три эксплуатационные группы: с нагрузкой более 1,5 тыс. автомобилей в сутки, от 500 до 1500 автомобилей и менее 500 автомобилей в сутки. В результате нам удалось по первой группе повысить объем средств на содержание. Благодаря этому мы получили заметный эффект — снизился объем поступающих жалоб на состояние таких дорог.

В этом году планируем вообще пересмотреть нормативы на содержание, потому что они были приняты еще в ориентире на федеральные стандарты. К концу года проработаем вопросы, связанные с изменением нормативов финансирования на ремонт и на содержание дорог.

Хотелось бы отметить, что в этом году мы впервые познакомились с методом проектного управления на примере программы «Безопасные и качественные дороги». Этот метод дает более четкое представление об эффективном расходовании средств бюджета, значительно упрощает контроль, ускоряет обмен информацией. Теперь у нас существуют планы по внедрению проектного управления в Дорожный фонд Иркутской области. Применение этого метода считаем перспективным и надеемся, что жители области оценят результат.

Стоит отметить, что глава Минтранса РФ Максим Соколов (во время рабочего совещания в Самарской области) пригрозил регионам: «В случае если субъектом работа по реализации проекта будет организована некачественно, с нарушением сроков, на проектный комитет будет вынесено предложение об исключении такого субъекта из программы».

Однако, по мнению Сергея Тена, «иркутская агломерация» пока только фигурирует в проекте «Безопасные и качественные дороги» — на законодательном уровне в настоящее время такого понятия нет. А формировать принципы организации работы необходимо именно в рамках агломерации. Пригород, города-спутники уже сейчас одно целое. Но надо обеспечить правовое регулирование процесса планирования и развития транспортной инфраструктуры смежных муниципальных образований. Чтобы не повторилась история южного обхода Иркутска, когда земли, предназначенные для строительства дороги, были застроены с разрешения властей Иркутского района.

В свою очередь заместитель председателя правительства региона Руслан Болотов в начале апреля озвучил, что первые контракты в рамках реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» уже подписаны. А в общей сложности в этом году предстоит заключить 23 контракта на 67 объектов. Впереди — большая работа.

К освоению готовы?

Возникает вполне логичный вопрос: насколько готовы дорожники в регионе к проекту «Безопасные и качественные дороги«? Очевидно, что многое зависит не только от областных и городских властей, но и от компаний, которые будут приводить магистрали в порядок. Насколько качественно они выполнят все работы? Не затянут ли подрядчики сроки? Хватит ли компетенции сотрудников? Есть ли необходимая техника? Смогут ли задействовать современные технологии? Словом, получится ли добросовестно освоить бюджеты, то есть «отработать» средства эффективно?

Все эти вопросы активно обсуждались во время официальных мероприятий и в кулуарах выставки «Транспорт и дороги Сибири. Спецтехника», которая проходила на площадке иркутского Сибэкспоцентра с 11 по 14 апреля. Представители дорожно-строительной отрасли высказали общую уверенность: главное, чтобы финансирование поступало, а с профессионалами и материально-технической базой проблемы не встанет.

Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Евгений Липатов:

На сегодняшний день приоритетным для нас является повышение эффективности использования средств областного бюджета при строительстве и ремонте дорог, в том числе при проектировочных работах. Занимаемся также оптимизацией проверки качества строительной документации. В этой связи муниципальным образованиям региона рекомендовано получать предварительную консультацию с министерствами.

Результаты работы мы уже видим. Так, например, в Боханском районе при переоценке проектировочных работ по трем дорожным объектам общей протяженностью 7 километров удалось снизить сумму затрат с 454 млн до 206 млн рублей.

Ужесточили требования по исполнению государственных контрактов, гарантийным обязательствам подрядчиков, лабораторному контролю. Оплату подрядчикам по госконтрактам теперь производим только после проведения экспертизы.

Мы нашли также способ повышения эффективности расходования средств Дорожного фонда Иркутской области по статье содержание дорог, на которую мы тратим не менее 2 млрд рублей ежегодно. В прошлом году мы изменили подход — разделили все областные дороги на три эксплуатационные группы: с нагрузкой более 1,5 тыс. автомобилей в сутки, от 500 до 1500 автомобилей и менее 500 автомобилей в сутки. В результате нам удалось по первой группе повысить объем средств на содержание. Благодаря этому мы получили заметный эффект — снизился объем поступающих жалоб на состояние таких дорог.

В этом году планируем вообще пересмотреть нормативы на содержание, потому что они были приняты еще в ориентире на федеральные стандарты. К концу года проработаем вопросы, связанные с изменением нормативов финансирования на ремонт и на содержание дорог.

Хотелось бы отметить, что в этом году мы впервые познакомились с методом проектного управления на примере программы «Безопасные и качественные дороги». Этот метод дает более четкое представление об эффективном расходовании средств бюджета, значительно упрощает контроль, ускоряет обмен информацией. Теперь у нас существуют планы по внедрению проектного управления в Дорожный фонд Иркутской области. Применение этого метода считаем перспективным и надеемся, что жители области оценят результат.

В дни работы выставки Иркутскую область посетил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства (ФДА, «Росавтодор») Игорь Астахов. Во время встречи с губернатором региона Сергеем Левченко представитель «Росавтодора» отметил, что в настоящий момент Иркутская область «в первой половине лучших в части приоритетного проекта». Также, выступая перед дорожниками в рамках открытия отраслевой выставки и панельной дискуссии в Сибэкспоцентре, Игорь Астахов много говорил о меняющихся требованиях и нормативах.

Новое качество, иные затраты

В частности заместитель руководителя ФДА напомнил, что сейчас отрасль находится «в режиме перехода» к работе по техническим стандартам Таможенного союза в вопросах безопасности автомобильных дорог. «Разработано более 200 новых стандартов, и еще около 300 предстоит разработать, — заявил Игорь Астахов. — Потому сейчас и заказчики, и подрядчики находятся в переходном периоде. Но жизнь продолжается, и работать нужно каждый день».

Отдельно представитель «Росавтодора» остановился на вопросе увеличения межремонтного срока службы автомобильных дорог. Известно, что в ближайшей перспективе межремонтные сроки службы федеральных трасс необходимо довести до 12 лет (сейчас максимальный межремонтный цикл — шестилетний). Капитальные ремонты дорожного полотна будут проводиться еще реже — раз в 24 года. «Понятно, что это задача не одного дня», — отметил Игорь Астахов и объяснил, что выйти на эти целевые показатели можно в первую очередь за счет использования эффективных инновационных технологий.

Разумеется, обеспечить трассам более продолжительную жизнь без ремонта не получится, если не увеличить нормативы на содержание и ремонт дорог. По этому поводу из «Росавтодора» пришли добрые вести: агентство скорректировало и отправило на согласование устаревшие трудновыполнимые нормативы (утвержденные еще 10 лет назад постановлением Правительства РФ от 23.08.2007, №539). По словам Игоря Астахова, средняя стоимость ремонта и капремонта километра дороги совсем скоро вырастет примерно в два раза. Таким образом, появится возможность делать более капиталоемкие проекты, и можно будет рассчитывать, что трассы действительно выдержат без ремонта 12 лет.

По мнению Сергея Тена, «необходим четкий, понятный и прозрачный порядок обоснования применения в проектах инновационных материалов и технологий, упрощенный порядок их согласования госэкспертизой, даже если нормативная база и расценки на них не утверждены в установленном порядке». «Уверен, что в перспективе мы придем к необходимости создания ведомственной государственной экспертизы, — подчеркивает он. — Считаю целесообразным также разделить полномочия по двум техническим регламентам: «Безопасность зданий и сооружений» и «Безопасность автомобильных дорог». При этом передать полномочия по совершенствованию нормативной базы в области дорожного хозяйства от Минстроя России Министерству транспорта Российской Федерации».

Мэр Заларинского района Иркутской области Владимир Самойлович:

Приветствую желание наших законодателей менять нормативную базу по вопросам, связанным с ремонтом и содержанием дорог. Одним из таких правильных примеров стало внесение в 2015 году большинства дорог областного значения на содержание регионального дорожного фонда. Ведь, когда в начале «нулевых» принимался ФЗ №131 (О местном самоуправлении), такие дороги были переданы на баланс районных властей. Естественно, что денег ремонтировать их у нас не было.

Начиная с 2011 года у нас появилась возможность получать софинансирование из регионального бюджета на ремонт муниципальных дорог и дорог местного значения. За это время мы провели инвентаризацию, составили перечень дорог, начали паспортизацию и оформление прав собственности. На сегодняшний день в Заларинском районе порядка 503 километров местных дорог.

За прошедшие пять лет удалось многое сделать в поселке Залари. Отремонтировали пять улиц за счет субсидий из бюджета в размере 200 млн рублей. Кроме того, нам начали поступать средства на ремонт дорог в муниципальных образованиях. За период с 2012 по 2016 года мы получили по этой статье порядка 50 млн рублей, привели в порядок 68 километров дорог.

На «плечи» района мы переложили полномочия некоторых поселений в части размещения госзаказов, составления проектно-сметной документации, контролю качества работ, так как у муниципалитетов не хватает должных знаний и навыков.

В настоящее время мы целенаправленно выделяем деньги из бюджета на проектирование дорог. Хочу отметить, что большим сдерживающим фактором в этом остается высокая стоимость проектно-сметной документации, она неподъемна для сельских бюджетов.

Среди других проблем — хотелось бы проводить более качественный ремонт, но от требований ФЗ №44 никуда не деться. Это позволяет выигрывать конкурсы не всегда добросовестным подрядчикам. К примеру, в 2014 году такой подрядчик уронил цену контракта по двум улицам с 80 млн рублей почти на 20%. В итоге были очень большие проблемы с освоением денежных средств.

Кроме того, при заключении госконтрактов на небольшие суммы в сельских поселениях мы сталкиваемся с отсутствием подрядчиков. Хотелось бы обратить на это внимание Дорожной службы Иркутской области, которая имеет сеть филиалов по районам и вполне может участвовать в таких подрядах.

И здесь мы снова упираемся в вопрос эффективности расходования средств, добросовестности подрядчиков и контроля качества работ.

Жаловаться не воспрещается

«Пусть недостаточные, но весьма немалые средства, выделяемые на дорожное хозяйство, требуют широкого общественного контроля, — убежден депутат Госдумы Сергей Тен. — Ни один проект не может быть реализован без постоянного диалога с людьми. Ведь собственно для того ремонтируются и строятся наши дороги, чтобы повышалось качество жизни».

Федеральное дорожное агентство со своей стороны обещает активно взаимодействовать с пользователями дорог, тем более при реализации большого приоритетного проекта. Игорь Астахов завил, что в конце мая — начале июня «Росавтодор» запустит в пилотном режиме мобильное приложение «Безопасные и качественные дороги», где любой желающий получит возможность направить в ФДА информацию о состоянии дорог на территориях, участвующих в проекте. «И заказчики, и подрядчики будут знать, что граждане постоянно за ними наблюдают, это должно поспособствовать повышению качества работ», — резюмировал Астахов.

Что ж, когда придет время подводить первые итоги, будет любопытно увидеть результат.

Ольга Брайт

В контексте


В рамках круглого стола «Развитие интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах» был представлен проект «Внедрение информационных систем регионального уровня, направленный на повышение безопасности на автомобильных дорогах Иркутской области», инициатором которого выступил «Ростелеком».

На сегодняшний день на отечественном рынке системной интеграции «Ростелеком» обладает наибольшим опытом создания информационных систем, помогающих в сжатые сроки улучшать важнейшие показатели: минимизировать аварийность, повышать экономическую эффективность содержания дорожной инфраструктуры.
При реализации и внедрении подобных систем «Ростелеком» готов выполнить полный комплекс работ по созданию проектной документации, установке и сопровождению стационарных систем фиксации нарушений ПДД, внедрению региональных автоматизированных систем весогабаритного контроля грузового автомобильного транспорта и контроля движения транспортных средств.