Дорожная этика страдает из-за наглых водителей

В преддверии праздника 8 марта редакция журнала Al никак не могла обойти стороной тему женщин, в том числе женщин за рулем. Однако банальным поиском симпатичной автолюбительницы решили не ограничиваться. В итоге в Улан-Удэ мы познакомились с девушкой, которая преподает правила дорожного движения в автошколе и устройство автомобиля в Институте дополнительного профессионального образования Улан-Удэ. Зовут ее Анфиса Викторовна, а по образованию она инженер. Ездит Анфиса Викторовна на Mitsubishi Lancer с мотором GDI (непосредственный впрыск), а мечтает она о безопасности на дорогах.

Первая реакция курсантов была: «Хм, девушка будет устройство вести?!» Но ухмылки быстро исчезали.

— Как вам пришла идея — преподавать мужчинам, как устроены их любимые железки?

— Начинала я с преподавания ПДД, которым все возрасты и полы покорны. Меня тоже обучала женщина, она и зародила во мне идею стать преподавателем, ведь у меня техническая специальность, инженер механизации сельского хозяйства. С сентября 2007 года я уже стояла за учительским столом. Первые шаги были тяжелы, ведь я оказалась по другую сторону образовательного процесса, и надо было, чтобы люди меня поняли. Со временем стало получаться.

— Не отнеслись ли курсанты с подозрением к молодой и симпатичной девушке — ведь мужчинам порой надо доказать, что ты достойна их веры?

— Да, что-то подобное наблюдалось, особенно когда через год работы я стала читать устройство автомобиля. Со временем я начала сама глубже разбираться в машинах: из чего она состоит, почему едет и отчего ломается. Позже в автошколе появилась программа «В, С», а там часов по устройству предусмотрено программой даже больше, чем по ПДД, и надо больше знаний. Да, первая реакция курсантов была: «Хм, девушка будет устройство вести?!» Там были автослесари, профессионально занимавшиеся ремонтом автомобилей, и военные, которых заставляют это делать, в общем, народ с опытом, но без водительского удостоверения. Но ухмылки исчезали, первая реакция несерьезного восприятия забывалась, работали нормально с ними.

— Были ли проверки на профпригодность, каверзные вопросы, пытались ли умничать?

— Конечно! Порой «А знаешь ли ты, почему…» — даже не на вы, а на ты — но это себе позволяли дяденьки лет под 50, спрашивали, почему ломается, да как работает то или иное устройство. В автомобилестроении ведь постоянно совершенствуются конструкции, появляются новые примочки и фишки, за этим всем надо следить. Более того, в общении не только курсанты получали знания, но и я сама — от них. Об особенностях марок — ведь они у каждой свои — кто с чем сталкивался, что ремонтировал, какие проблемы и как решали, интересно было слушать. Самое интересное — это частные случаи. Хотя и не всем мужчинам была интересна техническая составляющая, некоторые особо не напрягались запомнить, почему машина работает, какие системы включает в себя двигатель — то есть элементарные такие вещи некоторых не интересовали. Есть люди, которым это никак — и им тяжело было учиться, и неважно, парень это или девушка.

— Понимаю, что необходимо водителю знать, что происходит внутри автомобиля в ответ на то или иное действие, но есть те, кто не хочет представлять все это. Эти автовладельцы говорят: «Мне ни к чему разбираться в железе, я поеду в сервис, и мне там все починят». Что вы им посоветуете?

— Это такой философский вопрос. И очень часто это цена вопроса. Нередко на станциях техобслуживания нам ремонтируют то, что не нужно ремонтировать и меняют то, что в замене не нуждается, но говорят, что мы без этого просто не сможем жить. Хотя на самом деле это далеко не так, порой такие сказки плетут!. Когда я только начала ездить, не завелась машина на стоянке. Подумала — наверное, сел аккумулятор. Пошла к слесарям, принесла им батарею, прошу проверить, заряжен ли он. Они отвечают: «Оставляйте, это же не шаровая опора, чего его проверять!» Я была в шоке от такого ответа, и разговаривать дальше не захотелось.

— То есть они не выхватили из кармана нагрузочную вилку, а просто сказали — зарядим и сделаем, возможно, лишнюю работу… И что же было?

— Стартер вышел из строя, это я позже узнала. Много интересного можно узнать о сервисе, заехав на диагностику ходовой части. На три разных станции приедешь — получишь три разных листа осмотра. И по тому, что сошлось у всех, можно и сделать вывод о необходимом ремонте. Что совпало — то и надо поменять, люди к общему мнению пришли!

— Вы лансеровод с огромным стажем. Чем так хороша модель? За что верность?

— Я люблю «лансеры» за надежность, автомобиль всегда предупреждает, если что не так. Было дело, отказывал датчик, и машина пусть и в аварийном режиме — но ехала. Далее — это комфорт! Машина мягкая, удобная, очень эргономичная. А еще — шустрая. Если бы у нас был хороший бензин, да этой машине цены бы не было.

— Мы бы не морочились с фильтрами, насосами…

— И катализаторами… Конечно, ездили бы себе и радовались, не возили бы мы с собой свой 98-й бензин, отправившись куда-то на отдых! Когда я еду на отдых в Аршан, то в багажнике везу не воду, а горючку! На Аршане ведь нет ничего, кроме 92-го.

— По вашему мнению, есть ли у женщин заморочки в вождении? Потому что некоторые говорят — да я от них держусь подальше, и причем сами женщины такое произносят, а кто-то считает, что это хорошие водители.

— Существует определенная статистика. Есть водители-профессионалы, как среди мужчин, так и среди женщин, есть похуже, а есть совсем ужас. Вроде бы и ездят, но это так страшно — неадекватное поведение, непонимание последствий своих действий. Есть шумахеры, шустрики, они быстро соображают и, как правило, ездят без аварий. Есть и такое понятие, как юношеский максимализм, переходящий в экстремизм, но они все равно бывают за это наказаны. Отличия между мальчиками и девочками, конечно, есть: мальчики быстрее схватывают, у них более агрессивное поведение за рулем, нужно им показать, кто главный, кто здесь мужик. А есть обстоятельные личности, которые понимают, что в итоге мы оказываемся на том же месте практически в одно время. Есть парни, с которыми страшно ездить — он забывает посмотреть в зеркало, но это сам по себе такой тип — он и в жизни такой. Девочки тоже разные бывают. Но парни — они часто тебя пропускают. Девчонки едут — не пропустят: я девочка, я еду, мне надо! И все. Меня за мою жизнь водительскую девочки пропускали считанные разы.

— Тоже такое замечала, чтоб девочка дала дорогу — это из ряда вон. Едем мы вереницей — а он один, ну и чего — ждать весь поток? Пусть летит.

— По ситуации, конечно, почему бы и не пропустить! Этика страдает благодаря наглым водителям: заранее неправы, но все равно продолжают делать. Это меня как преподавателя очень сильно огорчает, стараюсь себя успокоить: «У него ума нет, ничего, все хорошо». Хотя у меня ведь тоже и темперамент, и мои особенности характера — тоже могу быть жестко и агрессивно настроена! Но стараюсь держать себя в руках, потому что если я поведусь, это будет неправильно. И тут неважно — мальчик или девочка хамят. Хотя порой девчонки — непонятно, как они получили водительское удостоверение…

— Вам как преподавателю вдвойне больно — ведь это, может быть, ваш ученик едет и нарушает… Из левого ряда — направо.

— Конечно, больно! Попался такой недавно. Встал на перекрестке, всех не пустил и другу рукой машет. У него свое мировоззрение, свои понятия, когда учился, все вроде понимал — а сейчас… Ну что тут сделаешь? К сожалению, у людей осторожность появляется после аварии, после тяжелого опыта.

— И что страшное — вот оно, рядом!

— Да, вот посмотреть на Иркутскую трассу — в кювете лежит «Марк», занесло, перевернуло… А ведь там знаки стоят — крутой поворот, значит на большой скорости не впишешься, физику не обманешь. А волны и трамплины? Не ожидаешь, и машина подлетает. В одну сторону едешь — нормально, а обратно — уже, к примеру, подгрузился — и машина брюхом шоркнула. Поэтому нужно делать лишь то, что в чем уверен. Многие водители рискуют — в последний момент обгоняют, полагаются, что встречный притормозит или подвинется. Зачем этот риск?

— Коснемся пешеходов. Едешь, не нарушаешь, подъезжаешь к остановке и видишь, этот красавец дорогу не спеша переходит — в трех метрах от зебры, по телефону разговаривает…

— Таких пешеходов не понимаю. Как можно так рисковать? Смертники. Они даже не интересуются — пропускают их, не пропускают, кроме телефона ничего не видят и не слышат.

— Думается, что сами водители — это идеальные пешеходы, когда машину поставят.

— Конечно! Это совсем другое поведение, он осознает, он убедится четко, пропускают ли его, и быстро все это сделает. Потому что водитель понимает, кто может сидеть за рулем и что в этот момент делать: «Ой, что-то упало, дай-ка я подниму!» Запросто, есть такие, их нужно наказывать рублем. Я была в Германии — там жесткие меры. За превышение колоссальный штраф, пьяного водителя лишают прав, и он должен сдать идиотен-тест. Он должен доказать, что он не идиот и способен управлять автомобилем. Он ходит на занятия полгода, платит преподавателю, и только потом сдает тест. У нас возмущаются размерами штрафов, а вот сводка — сколько водителей было поймано в Бурятии пьяными за сутки. Как-то не особо боятся санкций, видимо. И хаос у нас — мне вот надо, и я встал в неположенном месте. У нас нет стоянок, негде бросить машину, у нас столько проблем, которые надо скопом решать, создать какую-то систему, а разовыми мерами не выходит. Ну, эвакуируют машину — а где ее надо было ставить? Как-то у нас не в то русло все направляется, идеи есть, но реализуются они нелогично.

— Подытожим. Бензин — дерьмо, гаишники злые, среди водителей полно идиотов, пешеходов таких еще больше — может, и не будем за руль садиться?

— Нет, просто нужно быть ко всем этим проблемам готовым. Но машин действительно много стало, и на короткие расстояния лучше ходить пешком! А автомобилем насладись в выходные, съезди за город! А на работу, если все по городу, можно и на маршрутке доехать — не мучить себя, сэкономишь и нервы, и деньги. Если с пьяным на одно сиденье автобуса не попадешь…

— Давайте завершим пожеланиями в честь марта и прихода весны.

— Желаем вам безопасности, адекватных соседей по потоку, чтоб водители по отношению друг к другу относились с уважением, пониманием и снисхождением. Новичкам желаю, чтобы они знали правила — их не просто так придумали. И стремитесь к гармонии не только за рулем, но и в жизни.

— Прекрасно, прямо как тост! Спасибо!