Дорогой нацпроекта

Масштабная ремонтная кампания в рамках реализации национального проекта
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) развернулась в Иркутской области. В числе ее ключевых целей — улучшение состояния региональных и муниципальных трасс, снижение уровня аварийности, смертности в результате ДТП, а также уменьшение доли дорог, работающих в режиме перегрузки. Подведомственное Росавтодору ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» выступает одним из главных кураторов реализации нацпроекта в регионе. Специалисты ведомства осуществляют постоянный мониторинг качества, объемов и сроков выполнения работ на объектах, включенных в региональный проект «Дорожная сеть».

«Мы не надзорный орган, а помощники»

Надо отметить, данная деятельность по контролю и мониторингу дорожных работ в Иркутской области для Упрдор «Прибайкалье» не в новинку. Эта обязанность была закреплена за ведомством еще с 2017 года, когда в России впервые стартовал федеральный приоритетный проект «Безопасные качественные дороги». Главной задачей такого проектного подхода и тогда, и сейчас называлось приведение областных и муниципальных дорог к показателям нормативности, схожим с федеральными. В этой ситуации ставка на кураторство Росавтодором через подведомственные ему учреждения была более чем логична и вполне себя оправдала.

Специалисты Упрдор «Прибайкалье» обладают значительным опытом по строительству и вводу дорожных объектов высокой технической категории. Они ежемесячно выезжают на текущие объекты дорожных работ, проверяют состояние гарантийных участков, а перед стартом сезона обязательно посещают асфальтобетонные заводы, задействованные в проекте.

«Основная цель национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — создание в агломерациях дорожной сети, соответствующей современным требованиям, обеспечивающей высокий уровень безопасности движения. В этой связи к качеству дорожных работ предъявляются высокие требования. Задача нашего управления — помочь региону и муниципалитетам достичь всех критериев, заявленных в нацпроекте, и не потерять при этом качества», — подчеркивает начальник ФКУ «Упрдор «Прибайкалье» Николай Рейнет.

При этом, по его словам, работа ведомства в рамках контроля и мониторинга выполнения нацпроекта ведется в течение всего года. На первом этапе в 2019 году сотрудники управления консультировали, помогали в формировании и согласовании регионального проекта «Дорожная сеть». На следующем — контролировали процесс контрактации объектов, включенных в Иркутской области в БКАД. Самый основной этап традиционно приходится на разгар строительного сезона. В этот период специалисты ФКУ ежемесячно выезжают на места производства работ, контролируют качество устройства слоев асфальтобетонного покрытия, соответствие нормативам всех элементов благоустройства.

Особое внимание уделяется и обеспечению безопасности проведения ремонта. В частности, установке ограждающих и предупреждающих устройств. При сдаче объектов федеральные дорожники проверяют их на соответствие контракту, проектной и рабочей документации. В течение года продолжаются работы и по гарантийным выездам, устранению выявленных ранее нарушений.

«Но надо понимать, что мы не являемся надзорным органом, мы действительно проводим только мониторинговые мероприятия, — говорит Николай Рейнет. — Наша задача — стать помощниками заказчикам: региональным и муниципальным властям».

Дороги прирастают знаниями

Помощь от Упрдор «Прибайкалья» реализуется и в форме образовательных, наставнических проектов. Один из них внедрен Росавтодором по всей стране и известен как День качества. По сути, это обучающие семинары по самым актуальным темам реализации БКАД. Представители муниципальных образований, подрядных организаций в эти дни собираются на площадке управления, чтобы обсудить вопросы обеспечения надлежащего качества работ и безопасности дорожного движения, требования к оформлению технической и исполнительной документации, подтверждению соответствия используемых дорожно-строительных материалов и изделий, а также к приемке работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Что важно, Дни качества проводятся как в виде теоретических лекций, так и в формате практических выездных мероприятий.

— Подобные образовательные мероприятия крайне важны, они помогают организовать процесс производства работ согласно современным нормативным требованиям, коллегиально обсуждать наиболее острые вопросы, касающиеся качества выполняемых работ. Но и вне таких обучающих семинаров специалисты нашего управления всегда открыты для консультаций заказчиков, — подчеркивает Николай Рейнет.

Такой комплексный подход к обеспечению качества работ на объектах БКАД уже дает свой результат. При проверках дорожных работ в 2017 году специалисты Упрдор «Прибайкалья» выявили 227 замечаний, наиболее частые из которых отсутствие проектной и исполнительной документации; отсутствие документов, подтверждающих контроль качества применяемых материалов, конструкций и изделий, некачественная установка бордюрного камня, проседание обновленного дорожного полотна, некачественное сопряжение полос асфальтобетонного покрытия, нарушение различных требований ГОСТ. В 2018 году число нарушений сократилось. Надеются в управлении, что и в текущем дорожном сезоне положительная тенденция сохранится.

Анна Смирнова