Дорога с препятствиями

Неожиданное противостояние бизнеса и власти застопорило ликвидацию гравийного разрыва на подъезде к Ольхону
Дорога Баяндай—Еланцы—Хужир, пожалуй, известна каждому иркутянину и сотням тысяч туристов, ежегодно приезжающим на Байкал. Она единственная ведет к святыне озера — острову Ольхон. Точнее — к паромной переправе. Ежегодно по ней проезжают порядка 500 тыс. туристов, а ежедневные перемещения местных жителей и вовсе не сосчитать. Но, как ни парадоксально, этот путь к туристической Мекке Прибайкалья является одновременно и позором для всего региона. Начавшаяся в 2008 году реконструкция дороги не может завершиться до сих пор. Водители и пассажиры автомобилей, плотной вереницей едущих летом на Малое море и Ольхон, вынуждены до сих пор глотать пыль, менять убитые на ухабах колеса. Еще в 2012 году бывший министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Михаил Литвин обещал, что через два года последний гравийный участок на этой трассе будет отстроен. Уходящий год показал: слова и дела чиновника разделены если не пропастью, то гравийным разрывом в 13 километров. Подробности — в материале АН.

Вместо радостных сообщений о сдаче последних не асфальтированных километров дороги к Ольхону 2014 год принес новость прямо противоположную. Государственный контракт по строительству того самого участка дороги, который и так был заключен на год позже планировавшегося, министерство строительства и дорожного хозяйства Иркутской области решило разорвать в одностороннем порядке. На прошедшем совещании в ведомстве было озвучено, что подрядчик — ООО «СПМК-7» — «игнорирует все предписания заказчика». Директор ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» Виталий Шишмарев уточнил тогда, что строительная компания приступила к реконструкции последнего не асфальтированного участка дороги на Байкал без согласования проекта производства работ. Без разрешения заказчика выполняются также скрытые работы на объекте, без присутствия инспектора дирекции автодорог составляются акты выполненных работ. «С учетом целого ряда таких факторов 15 августа заказчиком было принято решение о расторжении контракта с ООО «СПМК-7», — рассказал на совещании Шишмарев. А уже 25 августа, несмотря на явную необоснованность и надуманность претензий, оно вступило в силу.

Почему мы так смело говорим о необоснованности? Потому что на это четко указывают все факты дела, это же подтвердили и надзорные органы — прокуратура Иркутской области и региональное управление федеральной антимонопольной службы. Но обо всем по порядку.

ПРОКУРАТУРА

Однако, вопреки указанным требованиям закона, решение ОГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» от 15.08.2014 не мотивировано, не содержит объективные сведения о конкретных пунктах государственного контракта, не выполненных ООО «СПМК-7».

Предписания вместо конструктивной работы

Открытый аукцион в электронной форме на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги Баяндай—Еланцы—Хужир на участке 95-108 км был объявлен в марте этого года. Компания «СПМК-7», которая до этого успешно сдала два предыдущих участка реконструкции трассы (на 31-36, 37-46 км), естественно, приняла решение об участии в торгах. Но в этот раз столкнулась с серьезным противостоянием.

Уже на самом первом этапе — при рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе — ООО «СПМК-7» было отказано в допуске. Причем, как это часто бывает, причинами для отказа были выбраны совсем несущественные основания. Известно, что в этой части торгов это сделать не так уж и сложно: в заявке необходимо указывать конкретные показатели поставляемого товара, однако, если заказчик хочет получить товар «своего» поставщика, он всегда найдет несоответствие техзаданию в заявках других участников. В частности СПМК-7 отказали из-за того, что в разделах «Щебеночная смесь» и «Столбики» компания указала конкретные показатели, тогда как надо было, по мнению заказчика, указать «диапазон конкретных значений» (!). Необоснованность претензии подтвердило УФАС области, но это не помешало конкурсной комиссии и во второй раз отклонить заявку СПМК-7. На этот раз в том же самом документе (!) чиновники нашли новые, но не менее бредовые «нестыковки»: претензии вызвало указание в заявке битума, превышающего 100% состава минеральной части, что якобы не соответствовало документации об аукционе.

Очередное обращение компании в антимонопольный орган, а также жалоба на нарушение федерального законодательства и ограничение конкуренции в прокуратуру Иркутской области сделали свое дело. СПМК-7 все-таки вышел на торги и вполне закономерно их выиграл. Дело в том, что у компании есть собственная производственно-техническая база, которая включает в себя асфальтобетонный завод и запас инертных материалов для производства асфальтобетонной смеси в количестве, достаточном для строительства этих 13 километров разрыва.

Казалось бы, неурядицы остались позади, контракт заключен. Для того чтобы нагнать сроки, упущенные из-за тяжб, надо работать много и быстро. «Однако у профильного министерства и подшефной ему дирекции на этот счет были другие планы. Вместо конструктивной работы чиновники ударились в интриги. Нам не дали ни одного дня спокойной работы. Вместо этого мы не переставали отбиваться от потока предписаний, цель которых стала ясна уже в августе», — рассказывает генеральный директор ООО «СМПК-7» Александр Ерохин.

Спустя два месяца после заключения контракта Дирекция автодорог Иркутской области направила в СПМК-7 решение «Об одностороннем отказе от исполнения и расторжении государственного контракта №06/86 от 16.06.2014 г.». Практически одновременно ведомство инициировало и включение СПМК-7 в реестр недобросовестных поставщиков, направив соответствующее заявление в УФАС по Иркутской области.

ФАС и прокуратура области подтвердили необоснованность претензий

Сегодня компания доказала уже в двух инстанциях, что зафиксированные заказчиком нарушения высосаны из пальца. Начальник отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей, старший советник юстиции областной прокуратуры Наталья Христюк в ответ на обращение о законности расторжения госконтракта четко указывает: «Решение дирекции автодорог не мотивировано, не содержит объективные сведения о конкретных пунктах государственного контракта, не выполненных СПМК-7».

Собственно, по этим же причинам не удалось заказчику добиться и включения СПМК-7 в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия УФАС по Иркутской области, рассматривавшая этот вопрос, напротив, установила, что это Дирекция автодорог ненадлежащим образом исполняла положения государственного контракта. Из-за чего предприятие не могло, например, решить вопросы, связанные с организацией объездных путей. Дело в том, что до самого момента расторжения контракта заказчик так и не утвердил границы участка автодороги и стройплощадки.

То есть и прокуратура, и УФАС провели собственные проверки претензий и оба пришли к единому мнению: расторжение контракта было необоснованным. Чтобы слова опять же не звучали голословно, приведем лишь несколько выдержек из конкретного документа — Решения антимонопольного органа №РНП-38-69 по результатам рассмотрения обращения заказчика о включении информации в отношении ООО «СПМК-7» в реестр недобросовестных поставщиков.

Так, в решении констатируется: «Комиссия, исследовав пояснения заказчика, ООО «СПМК-7», а также представленные сторонами документы, приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО «СПМК-7» при исполнении своих обязательств по госконтракту…».

В документе четко обозначено и то, почему комиссия встала на сторону строительной компании. На претензию о начале выполнения работ без согласованного заказчиком проекта производства работ было доказано, что на самом деле он был «направлен на рассмотрение и получен заказчиком 25.06.2014, но согласован заказчиком только 15.08.2014». Кроме того, указано, что «до начала производства работ все действия, направленные на получение соответствующих разрешений, предусмотренные п.7.1.2 государственного контракта, обществом исполнены». Отсутствие лабораторного контроля было также опровергнуто. «В целях контроля качества при выполнении строительных работ 30.06.2014 г. между ООО «СПМК-7» и ООО «Иркутский испытательный центр» заключен договор на проведение лабораторных работ и контроля качества выполнения дорожно-строительных работ».

Также уже неоднократно подрядчик доказывал неправомерность и по остальным пунктам якобы оснований для расторжения контракта. Однако заказчик в лице Дирекции автодорог по-прежнему дает понять, что работать с СПМК-7 не намерен, и все решения контролирующих органов ему нипочем. Как видно, точка в этом деле еще не поставлена. «Аргументы недели» будут следить за развитием событий. Ведь печален во всей этой истории тот факт, что «крайними» в разбирательствах двух структур остались простые граждане, те, кто вынужден ехать по гравийке, а мог бы уже по асфальту.

Олег Усов
РЕШЕНИЕ УФАС

«Комиссия, исследовав пояснения заказчика, ООО «СПМК-7», а также представленные сторонами документы, приходит к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО «СПМК-7» при исполнении своих обязательств по государственному контракту №06/86 от 16.06.2014 г., которые могут послужить основанием для включения информации в отношении ООО «СПМК-7» в реестр недобросовестных поставщиков».