Дорога с двойным запасом прочности

Акционерное общество «Труд» опровергло известный афоризм «В России есть две напасти — дураки и дороги». В Тулунском районе 26 сентября состоялось торжественное открытие приведенного в порядок участка автомобильной дороги М-53 «Байкал». На месте четырех «нервных» километров (1465-1469 км), как их называли в народе из-за гравийных разрывов, было построено новое высокотехнологичное дорожное полотно отличного качества. «Труд» в очередной раз проявил себя как добросовестный подрядчик, выполнив все работы на месяц раньше предусмотренного планом срока.

Четыре «нервных» километра превратились в шикарную дорогу

В конце сентября с опережением сроков был сдан участок автодороги М-53 «Байкал» от 1465 по 1469 км. Дорожное покрытие трассы федерального значения приравнено ко второй категории (оно выдержит интенсивное движение до 14 тыс. автомобилей в сутки); на его строительство из федерального бюджета было выделено финансирование в размере около 637 млн рублей.

Ранее на данном участке дороги М-53 вплоть до села Шеберта отсутствовало какое-либо асфальтовое покрытие; водителям приходилось ползти по гравийке. Такой путь нередко заканчивался неприятностями, лопнувшие шины были здесь обычным явлением. Раньше на этом участке даже дежурили бульдозеры, вытаскивавшие бедолаг из дорожных передряг. К счастью, водители и пассажиры скоро позабудут все это как страшный сон: необустроенный участок за два строительных сезона (работы здесь начались в июне прошлого года) превратился в отличную комфортабельную трассу длиной в 4,35 км. Ширина проезжей части составила девять метров, а ширина асфальтированной обочины — полтора метра. Во время работы на этой дороге были задействованы новейшие технологии, многие из которых в Иркутской области использованы впервые.

«На данном участке мы впервые применили технологию укладки высокоплотного асфальтобетона. Он содержит в своем составе повышенное количество щебня, что исключает колейность (дорожный дефект в виде нерезкого изменения поперечного профиля — АН) и улучшает сцепление колес с дорожным полотном, — сообщил директор Тулунского филиала ОАО «Труд» Александр Ромашко. — Также впервые на трассе М-53 было применено укрепление асфальтобетона георешеткой — на эти цели ушло около 130 кв. метров данного материала. Кроме того, было предусмотрено укрепление кюветов матрацами «Рено» — это плоские сетчатые конструкции с заполнением для льда стали отличной альтернативой бетонным конструкциям. Гарантийный срок участка составляет восемь лет. Мы на 100% уверены, что он успешно простоит этот срок, и по его истечению будет служить людям еще долгие годы». Главный инженер ФКУ Упрдор «Прибайкалье» Виктор Панов также по достоинству оценил дорогу, отметив, что благодаря новейшей технологии укладки высокоплотного асфальтобетона у дороги появился двойной запас прочности.

На участок трассы М-53 ушло около 25 тыс. тонн асфальтобетона. Для его производства в этом году был установлен асфальтобетонный завод с высокой производительностью 200 тонн/ч. В ходе реконструкции дорожного полотна была применена немецкая асфальтоукладочная техника; на участке были развернуты три дробильно-сортировочных комплекса, машинный парк и бытовой город. В пиковые периоды на объекте трудились более 300 специалистов.

Благодаря общим усилиям подрядчика ОАО «Труд» и заказчика ФКУ Упрдор «Прибайкалье» реконструкция участка была выполнена с опережением сроков — он был введен в эксплуатацию 26 сентября, а не 30 октября, как изначально предусмотрено планом. Высокие темпы работ позволили раньше запустить движение (во время реконструкции машины шли по объездным дорогам). Сразу же после доскональной проверки участка государственной комиссией и проведения всех необходимых формальностей была торжественно перерезана красная ленточка — дорога открыта! Фуры, которые первыми опробовали это полотно, радостно сигналили дорожникам в знак благодарности за проделанный труд.

Активное строительство дорог и нехватка кадров

После ввода в эксплуатацию четырехкилометрового участка продолжается ремонт и реконструкция дорожного полотна на трассе М-53. Будут ликвидированы еще 24 км гравийных разрывов — в 2014 году планируется ввод 6 км, в 2015 — 18 км.

«Всего на трассе М-53 в процессе реконструкции и капитального ремонта находится более 60 км дороги. В целом дорожные работы развернуты по всей Иркутской области, они охватывают в первую очередь Тайшетский, Тулунский и Нижнеудинский районы. Уже отремонтированы дороги на транзитном проезде через Усолье-Сибирское, Нижнеудинск, был сооружен обход Иркутска и Тайшета. Также в настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация по строительству федеральной автомобильной дороги «Вилюй», которая соединит Иркутскую область и республику Саха Якутия», — рассказал депутат Государственной думы Сергей Тен, также принявший участие в церемонии открытия нового участка.

Как отметил политик, за последние два года уровень дорожной отрасли значительно вырос: «В настоящее время, несмотря на сложности с распределением федерального бюджета, финансирование дорожной отрасли является приоритетным для России. Повышается квалификация персонала, появляются высокотехнологичные методы и новая техника, улучшается организация этапов строительных работ. Если раньше аукционы проводились в апреле-мае, буквально накануне работ, то сейчас это делается заблаговременно, что дает возможность долгосрочного планирования. Приятно осознавать, что среди специалистов-механизаторов и водителей в настоящее время преобладают жители нашего региона, а не выходцы из ближнего зарубежья, как раньше. Это связано прежде всего с возрождением дорожных фондов и стабильным финансированием проектов. Но, к сожалению, сейчас по-прежнему не хватает большого количества высококвалифицированных кадров дорожной сферы. На специальность «Автомобильные дороги и аэродромы» ИРГТУ в среднем в год поступает около 14-15 абитуриентов, из них заканчивают обучение только 8-9, а в профессию приходят только 4-5 человек. Полдесятка дорожных инженеров, даже самых талантливых, на всю Иркутскую область, Забайкальский край, республику Бурятия и Саха Якутия (в политехническом вузе обучаются представители всех этих регионов — АН) — действительно большая проблема. Чтобы ее устранить, сейчас разрабатывается масштабная программа подготовки кадров этой отрасли».