Доплатить придется!

Какого бы класса автомобиль вы ни выбрали, это в любом случае довольно солидная покупка: даже если вы смотрите на машины самого бюджетного варианта, несколько сотен тысяч рублей выложить придется. Однако цена, указанная на конкретное авто, чаще всего не является конечной. Те машины, которые выставлены на продажу в салонах, неполные с точки зрения технической и функциональной «начинки». Готовьтесь, что за дополнительный комфорт придется доплатить.

Коврики, брызговики и прочие мелочи

Подумайте, без чего вы не мыслите своего автомобиля. Какие мелочи необходимы вам, чтобы ежедневно чувствовать себя за рулем комфортно? Возможно, на ум вам сразу ничего не придет: многие воспринимают автомобиль как единый организм, не задумываясь, что есть куча мелочей, которые в действительности являются «дополнительным оборудованием» и устанавливаются только за дополнительную плату.

Итак, мы садимся в новый автомобиль. Первые разы мы садимся крайне аккуратно, стараясь ничего не задеть обувью. Стоп! Вы садитесь в машину без ковриков — то есть вся уличная пыль постепенно будет въедаться в обивку. Этого не случится, если вы приобретете коврики в салон: у дилеров продаются и тканевые, и резиновые коврики специально для каждой модели. Для машин, где это требуется, можно докупить коврик и в багажник.

Коврики — первая вещь, отсутствие которой в машине бросается в глаза. Пожалуй, даже самые аккуратные водители без них не ездят. Именно коврики являются наиболее востребованным дополнением к автомобилю: во многих дилерских центрах чуть ли не каждый клиент приобретает их. Если смотреть на «допы» дальше, то они встретятся вам повсюду. Полезная с точки зрения функциональности вещь — дефлекторы окон. Нужны они не только заядлым курильщикам, но и гражданам, ведущим здоровый образ жизни — удобно открывать окна в дождь, чтобы не запотевали или просто для проветривания салона. Не менее полезны и брызговики, и дефлектор капота, который в народе кличут «мухобойником» — первые защитят машину от лишней грязи, второй — от мелких камней, которые летят на дорогах. О пользе металлической защиты картера вообще уже пора писать оды: на более-менее проходимых машинах, которые даже у самых городских водителей иногда оказываются на бездорожье, эта вещь просто необходима. Так вот, все это, так же как и коврики, относится к платным «допам». В эту же категорию отправляется еще множество мелочей: охранная сигнализация, зимняя резина (абсолютно любой новый автомобиль, в независимости от сезона его продажи, продается на «лете«), «секретки» на колеса, верхние багажники и так далее и тому подобное — список велик.

В дилерском центре KIA корреспонденту Al пояснили, что средняя сумма, на которую покупатель автомобиля приобретает дополнительное оборудование, составляет примерно 10 тысяч рублей, еще около 5 тысяч потребуется на его установку. Самыми популярными «допами» являются сигнализация с автозапуском, набор ковриков, брызговики, защита картера и различные системы обогрева. В дилерском центре марки Renault средний чек такой же, стоимость установки составит около 4 тысяч, а к списку популярных опций относится также аудиосистема. Под яркий сезонный спрос для всех дилеров попадает зимняя резина: если летом покупатель откладывает приобретение «шипов» или «липучки» на потом, то у осенних и зимних покупателей, выезжающих из салона на гололед, такой возможности нет. По данным иркутского дилера Skoda, у них в салоне средний чек летом и зимой может отличаться в 3-5 раз: если летом покупатели берут только самое необходимое и укладываются в 10-15 тысяч, то осенью и зимой на дополнительные опции могут потратить уже 30-50 тысяч.

Среди редко заказываемого дилеры отмечают дополнительные обвесы на машину, спойлеры и фаркопы. А вот другие мелочи зависят от того, какую машину берет клиент. Практичные люди, покупающие недорогой автомобиль, не готовы тратиться на технические «примочки» — навигационные и мультимедийные системы, Bluetooth-гарнитуры, камеры заднего вида или автомобильные холодильники. А в дорогих моделях кое-что из этого уже стоит, поэтому владельцам и доплачивать не нужно.

Чтобы попе было тепло

В некоторых салонах доплатить придется не только за дополнительное оборудование, то есть какую-то конкретную вещь, но и за дополнительные опции — функции, которыми напичкают новое авто.

Само понятие дополнительных опций используют не во всех салонах. Кое-где, как, например, у дилера KIA и некоторых других, автомобили продаются строго согласно линейке комплектаций, и добавить какую-нибудь приятную мелочь из комплектации «люкс» в машину с опционалом «комфорт» покупатель просто не может.

А бывает и по-другому: когда машину, как конструктор, можно комплектовать самыми разными прибамбасами — полезными техническими и бесполезными элементами престижа. В Renault-центре именно так, самыми популярными добавочными штучками там является кондиционер, ABS и подогрев сидений. А вот дополнительные подушки безопасности, например, заказывают крайне редко, как и ESP. Вот такие у нас люди: они хотят, чтобы попе зимой было тепло, но при этом не думают о дополнительной безопасности себя в целом.

Дилер Skoda отмечает стабильный спрос на практичные «допы»: «Например, в Octavia и Yeti самой популярной дополнительной опцией является подлокотник между передними сиденьями, который играет роль не только упора для локтя правой руки, но в первую очередь фактически выполняет функцию печки, поскольку на задней торцевой стенке подлокотника имеется два дополнительных воздуховода. Также хорошим спросом пользуются противотуманные фары, бортовой компьютер, задние стеклоподъемники и парктроник. Справедливости ради, все эти опции востребованы в основном в базовой комплектации, так как, начиная со средней, многое из этого уже имеется в оснащении. Очень редко заказываются опции из серии приятных мелочей или относящиеся к роскоши: панорамная крыша, люк, сиденья с электроприводом, навигационная система, ксеноновая оптика», — сообщили в салоне Al.

По средним ценам, отмечают дилеры, дополнительные опции — недешевое удовольствие: в среднем один клиент заказывает «допов» на 30-40 тыс. руб.

По совести или как обычно?

За счет дополнительных опций и оборудования цена машины может серьезно подскочить — на 40-60 тыс. руб. точно. Далеко не каждый покупатель рассчитывает на такую сумму. Дилеры в один голос утверждают, что никакого «навязывания» чего-либо при продаже не идет: да, безусловно, клиента информируют о том, что он может приобрести и по каким ценам, однако машины приходят «голыми», и выбор, покупать «допы» или не покупать, человек делает сам. Однако на деле бывает совсем по-другому.

Автору материала при покупке автомобиля в день выдачи сообщили, что на машине случайно уже установлены дефлекторы окон, брызговики и «мухобойник» — автомобиль пришел уже в таком виде, и снять некоторые элементы сейчас будет проблематично. В итоге дефлектор капота убрали, а остальные детали пришлось купить. Отношение менеджера тогда было максимально корректным: он извинился, поблагодарил за понимание и сделал скидку на неожиданно появившееся оборудование.

Вероятно, в этой ситуации можно было наотрез отказаться, сообщить дилеру, что это его проблемы, и не доплачивать. Но представьте ситуацию: до выдачи машины четыре часа, вы уже рисуете в голове картинки, как выезжаете из салона полноправным владельцем, и тут вам сообщают — хорошо, все снимем, но тогда авто отдадим не сегодня, а дня через два-три. Да ладно уж, не жаль этих 10 тысяч, все равно все вещи нужные, доплачу, лишь бы уже забрать, подумала я. И так решит подавляющее число людей, попавших в такую ситуацию.

Про дополнительные опции на автомобильных сайтах также рассказывают очень неприятные истории. Чаще всего они связаны с машинами, на которые есть очередь. Человек заказывает модель определенной комплектации, ждет ее, скажем, три месяца. Машина приходит, только выясняется, что она, вдобавок ко всему, с «перламутровыми пуговицами». Или, логичнее сказать — золотыми, исходя из цены, которую надо доплатить. Что делать в этой ситуации? Идти на принцип и еще три месяца ходить пешком или согласиться?

Отсутствие в машине ковриков или ветровиков никак не отразится на технических характеристиках автомобиля. Собственно, наличие аудиосистемы или подогрева сидений также на ездовые качества не повлияет. Но комфорт в машине создают именно такие мелочи, поэтому рано или поздно практически любой водитель начнет докупать разные штучки. Но к тому, что при продаже вам могут помочь докупить их в добровольно-принудительном порядке, надо быть готовым: лучше всегда рассчитывать стоимость авто из формулы «прайс+30 тыс. руб.». Если ваша машина действительно придет не «голой», то вы спокойно доплатите за нужные опции, если же заказ будет в точности соответствовать первоначальной цене — то просто порадуетесь, что у вас остались лишние деньги. Покупка нового автомобиля — всегда событие, и омрачать его лишней нервотрепкой или руганью не стоит.