Доплатить придется!
Коврики, брызговики и прочие мелочи
Подумайте, без чего вы не мыслите своего автомобиля. Какие мелочи необходимы вам, чтобы ежедневно чувствовать себя за рулем комфортно? Возможно, на ум вам сразу ничего не придет: многие воспринимают автомобиль как единый организм, не задумываясь, что есть куча мелочей, которые в действительности являются «дополнительным оборудованием» и устанавливаются только за дополнительную плату.
Итак, мы садимся в новый автомобиль. Первые разы мы садимся крайне аккуратно, стараясь ничего не задеть обувью. Стоп! Вы садитесь в машину без ковриков — то есть вся уличная пыль постепенно будет въедаться в обивку. Этого не случится, если вы приобретете коврики в салон: у дилеров продаются и тканевые, и резиновые коврики специально для каждой модели. Для машин, где это требуется, можно докупить коврик и в багажник.
Коврики — первая вещь, отсутствие которой в машине бросается в глаза. Пожалуй, даже самые аккуратные водители без них не ездят. Именно коврики являются наиболее востребованным дополнением к автомобилю: во многих дилерских центрах чуть ли не каждый клиент приобретает их. Если смотреть на «допы» дальше, то они встретятся вам повсюду. Полезная с точки зрения функциональности вещь — дефлекторы окон. Нужны они не только заядлым курильщикам, но и гражданам, ведущим здоровый образ жизни — удобно открывать окна в дождь, чтобы не запотевали или просто для проветривания салона. Не менее полезны и брызговики, и дефлектор капота, который в народе кличут «мухобойником» — первые защитят машину от лишней грязи, второй — от мелких камней, которые летят на дорогах. О пользе металлической защиты картера вообще уже пора писать оды: на более-менее проходимых машинах, которые даже у самых городских водителей иногда оказываются на бездорожье, эта вещь просто необходима. Так вот, все это, так же как и коврики, относится к платным «допам». В эту же категорию отправляется еще множество мелочей: охранная сигнализация, зимняя резина (абсолютно любой новый автомобиль, в независимости от сезона его продажи, продается на «лете«), «секретки» на колеса, верхние багажники и так далее и тому подобное — список велик.
В дилерском центре KIA корреспонденту Al пояснили, что средняя сумма, на которую покупатель автомобиля приобретает дополнительное оборудование, составляет примерно 10 тысяч рублей, еще около 5 тысяч потребуется на его установку. Самыми популярными «допами» являются сигнализация с автозапуском, набор ковриков, брызговики, защита картера и различные системы обогрева. В дилерском центре марки Renault средний чек такой же, стоимость установки составит около 4 тысяч, а к списку популярных опций относится также аудиосистема. Под яркий сезонный спрос для всех дилеров попадает зимняя резина: если летом покупатель откладывает приобретение «шипов» или «липучки» на потом, то у осенних и зимних покупателей, выезжающих из салона на гололед, такой возможности нет. По данным иркутского дилера Skoda, у них в салоне средний чек летом и зимой может отличаться в 3-5 раз: если летом покупатели берут только самое необходимое и укладываются в 10-15 тысяч, то осенью и зимой на дополнительные опции могут потратить уже 30-50 тысяч.
Среди редко заказываемого дилеры отмечают дополнительные обвесы на машину, спойлеры и фаркопы. А вот другие мелочи зависят от того, какую машину берет клиент. Практичные люди, покупающие недорогой автомобиль, не готовы тратиться на технические «примочки» — навигационные и мультимедийные системы, Bluetooth-гарнитуры, камеры заднего вида или автомобильные холодильники. А в дорогих моделях кое-что из этого уже стоит, поэтому владельцам и доплачивать не нужно.
Чтобы попе было тепло
В некоторых салонах доплатить придется не только за дополнительное оборудование, то есть какую-то конкретную вещь, но и за дополнительные опции — функции, которыми напичкают новое авто.
Само понятие дополнительных опций используют не во всех салонах. Кое-где, как, например, у дилера KIA и некоторых других, автомобили продаются строго согласно линейке комплектаций, и добавить какую-нибудь приятную мелочь из комплектации «люкс» в машину с опционалом «комфорт» покупатель просто не может.
А бывает и по-другому: когда машину, как конструктор, можно комплектовать самыми разными прибамбасами — полезными техническими и бесполезными элементами престижа. В Renault-центре именно так, самыми популярными добавочными штучками там является кондиционер, ABS и подогрев сидений. А вот дополнительные подушки безопасности, например, заказывают крайне редко, как и ESP. Вот такие у нас люди: они хотят, чтобы попе зимой было тепло, но при этом не думают о дополнительной безопасности себя в целом.
Дилер Skoda отмечает стабильный спрос на практичные «допы»: «Например, в Octavia и Yeti самой популярной дополнительной опцией является подлокотник между передними сиденьями, который играет роль не только упора для локтя правой руки, но в первую очередь фактически выполняет функцию печки, поскольку на задней торцевой стенке подлокотника имеется два дополнительных воздуховода. Также хорошим спросом пользуются противотуманные фары, бортовой компьютер, задние стеклоподъемники и парктроник. Справедливости ради, все эти опции востребованы в основном в базовой комплектации, так как, начиная со средней, многое из этого уже имеется в оснащении. Очень редко заказываются опции из серии приятных мелочей или относящиеся к роскоши: панорамная крыша, люк, сиденья с электроприводом, навигационная система, ксеноновая оптика», — сообщили в салоне Al.
По средним ценам, отмечают дилеры, дополнительные опции — недешевое удовольствие: в среднем один клиент заказывает «допов» на 30-40 тыс. руб.
По совести или как обычно?
За счет дополнительных опций и оборудования цена машины может серьезно подскочить — на 40-60 тыс. руб. точно. Далеко не каждый покупатель рассчитывает на такую сумму. Дилеры в один голос утверждают, что никакого «навязывания» чего-либо при продаже не идет: да, безусловно, клиента информируют о том, что он может приобрести и по каким ценам, однако машины приходят «голыми», и выбор, покупать «допы» или не покупать, человек делает сам. Однако на деле бывает совсем по-другому.
Автору материала при покупке автомобиля в день выдачи сообщили, что на машине случайно уже установлены дефлекторы окон, брызговики и «мухобойник» — автомобиль пришел уже в таком виде, и снять некоторые элементы сейчас будет проблематично. В итоге дефлектор капота убрали, а остальные детали пришлось купить. Отношение менеджера тогда было максимально корректным: он извинился, поблагодарил за понимание и сделал скидку на неожиданно появившееся оборудование.
Вероятно, в этой ситуации можно было наотрез отказаться, сообщить дилеру, что это его проблемы, и не доплачивать. Но представьте ситуацию: до выдачи машины четыре часа, вы уже рисуете в голове картинки, как выезжаете из салона полноправным владельцем, и тут вам сообщают — хорошо, все снимем, но тогда авто отдадим не сегодня, а дня через два-три. Да ладно уж, не жаль этих 10 тысяч, все равно все вещи нужные, доплачу, лишь бы уже забрать, подумала я. И так решит подавляющее число людей, попавших в такую ситуацию.
Про дополнительные опции на автомобильных сайтах также рассказывают очень неприятные истории. Чаще всего они связаны с машинами, на которые есть очередь. Человек заказывает модель определенной комплектации, ждет ее, скажем, три месяца. Машина приходит, только выясняется, что она, вдобавок ко всему, с «перламутровыми пуговицами». Или, логичнее сказать — золотыми, исходя из цены, которую надо доплатить. Что делать в этой ситуации? Идти на принцип и еще три месяца ходить пешком или согласиться?
Отсутствие в машине ковриков или ветровиков никак не отразится на технических характеристиках автомобиля. Собственно, наличие аудиосистемы или подогрева сидений также на ездовые качества не повлияет. Но комфорт в машине создают именно такие мелочи, поэтому рано или поздно практически любой водитель начнет докупать разные штучки. Но к тому, что при продаже вам могут помочь докупить их в добровольно-принудительном порядке, надо быть готовым: лучше всегда рассчитывать стоимость авто из формулы «прайс+30 тыс. руб.». Если ваша машина действительно придет не «голой», то вы спокойно доплатите за нужные опции, если же заказ будет в точности соответствовать первоначальной цене — то просто порадуетесь, что у вас остались лишние деньги. Покупка нового автомобиля — всегда событие, и омрачать его лишней нервотрепкой или руганью не стоит.