Доносительство или кнут для автохамов?

На прошлой неделе Госдума РФ поддержала в первом чтении законопроект о создании института «народных инспекторов». В ближайшем будущем каждый водитель или пешеход с помощью камеры на телефоне и специальной программы сможет сообщить о нарушении правил дорожного движения. Виноватого обязательно накажут в соответствии с законом. Инициатива получила общественный резонанс. Ее противники вспоминают о доносительстве, пугают тем, что придется «ездить и оглядываться». Сторонники же считают, что нововведение позволит приструнить тех, кто на дороге себя ставит выше остальных.

Депутаты Госдумы РФ накануне поддержали в первом чтении законопроект о народных инспекторах на дорогах. С помощью этой инициативы можно будет добиваться наказания за нарушение некоторых правил дорожного движения с помощью фотографий или видеозаписей очевидцев. Предполагается, что фото- и видеосвидетельства посредством специальной программы на смартфоне будут отправляться в ГИБДД, а инспекторы, рассмотрев обращение, выписывать штраф виновнику. При этом постановление об административных наказаниях может быть вынесено без составления протокола.

Инициатива позволяет упростить процедуры привлечения к административной ответственности владельцев транспортных средств за такие административные правонарушения, как проезд на красный сигнал светофора, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, непредоставление преимущества в движении пешеходам, нарушение правил остановки или стоянки автомобилей. То есть если пешехода не пропустили на зебре или он заметил чью-то машину, нагло припаркованную на тротуаре, если на дороге встретился лихач, игнорирующий ПДД — в этих и других случаях можно доставать телефон, фиксировать нарушения и быть уверенным, что виновника накажут.

Похожий механизм воздействия работает уже сейчас. На сайте гибдд.рф можно заполнить специальную форму, оставив свои контактные данные и приложив фото нарушения ПДД (например, неправильная парковка). Несколько иркутских активистов уже пользовались такой возможностью, рассказав об опыте на своих страничках в соцсетях.

«Я как-то раз засняла, как летом по обочине пробку, в которой мы стояли, машин 15 объехало, и написала на сайт. Им всем прилетели письма счастья», — делится опытом иркутянка Ольга Пономарева. По ее словам, благодаря подобным действиям она отучила соседей неправильно парковаться во дворе. А с мобильным приложением под рукой воздействовать на автохамов будет еще удобнее.

Несмотря на очевидные плюсы, инициатива уже вызвала бурную реакцию. Ее, в частности, критикуют депутаты Госдумы, члены оппозиционных партий. Так, заместитель руководителя фракции ЛДПР в Госдуме РФ Ярослав Нилов предложил ко второму чтению принять поправки, позволяющие указывать имя автора обращения, «чтобы не получалось какого-то такого анонимного движения ради скандала». А председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин опасается, что «люди начнут сводить друг с другом счеты, фиксировать даже незначительные нарушения».

Однако защитники законопроекта отмечают, что в любом случае все поступающие материалы будут просматривать специалисты и отбраковывать недостоверные. «Что такое «народный инспектор»? Это констатация того факта, что мы, добропорядочные участники дорожного движения, которых абсолютное большинство, образуем сообщество, которое должно отторгнуть недобросовестных участников дорожного движения. Это очень перспективная вещь. Инспектор будет даже не народный, а всенародный», — прокомментировал РБК член экспертного совета при правительстве, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он напомнил также, что схожие схемы привлечения граждан к выявлению нарушений ПДД активно используются в различных странах мира.

Олег Усов