Долговое сообщение

Федеральная служба по тарифам обязала Бурятию до 1 марта 2014 года пересчитать сумму субсидии ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК) на пригородные перевозки за 2012-2013 годы. По предварительным данным, последующей выплате перевозчику подлежат 142 млн руб. Гендиректор БППК Игорь Милостных отметил, что пока не ясно, каким образом Бурятия будет выплачивать эти средства: с начала 2013 года стоимость проезда в поездах поднимали четыре раза, сейчас она составляет 61 руб. за 10 км пути. Между тем, как сообщили в минтрансе РБ, вопрос выплаты БППК части задолженности — 29 млн руб. — из бюджета будет рассмотрен на февральской сессии народного хурала.

Федеральная служба по тарифам, проведя досудебное расследование по объемам возмещения убытков БППК по пригородным перевозкам в Республике Бурятии, обязала регион до 1 марта 2014 года пересчитать сумму субсидии перевозчику за работу в 2012-2013 годах. По предварительным расчетам «Байкальской пригородной пассажирской компании», Бурятия должна выплатить около 142 млн руб. «Правда, учитывая произошедшее в 2013 году сокращение перевозок в республике, эта сумма будет уменьшена», — сообщил 16 января журналистам генеральный директор БППК Игорь Милостных.

Эксперт подчеркнул, что пока не понятно, как эти деньги будут возвращены компании. В республиканском бюджете 2014 года не предусмотрено ни рубля на субсидирование пригородных железнодорожных пассажирских перевозок. Неэффективным будет и дальнейшее повышение тарифа. Игорь Милостных напомнил, что только в течение 2013 года Бурятия поднимала тариф на проезд в поездах пригородного сообщения трижды: с 1 января, 1 марта и 1 октября. С 1 января текущего года стоимость электричек для жителей Бурятии опять возросла, причем практически в два раза. «Действующий сейчас тариф в 61 руб. на расстояние до 10 км делает пригородные поезда недоступными для многих категорий населения Бурятии. Мы постоянно мониторим ситуацию по республике и уже сейчас видим, что наполняемость вагонов, особенно на улан-удэнском участке, упала в два раза по отношению к прошлому году», — комментирует господин Милостных.

Напряженность в работе перевозчика и правительства Бурятии существует на протяжении всего периода деятельности БППК, созданной для осуществления пригородных перевозок в Иркутской области и Бурятии в апреле 2011 года. Помимо повышения тарифов в 2013 году правительство республики активно оптимизировало маршрутную сеть электричек, сократив четыре поезда и оставив в итоге без пригородного сообщения сотни жителей. Накалявшееся социальное недовольство обострилось в конце года и сообщениями о незаключении договора между компанией и правительством региона. Однако, как подчеркнул Игорь Милостных, договор на организацию обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении был подписан, но только на два месяца. В БППК подчеркивают, что в структуре перевозок на Бурятию приходится всего 8% объемов, тогда как в общей сумме задолженности доля республики равна 20%. «Иркутская область в прошлом году компенсировала нам более 514 млн руб. убытков. От Бурятии в конце декабря мы получили всего 5 млн руб., хотя необходимо было, по нашим расчетам, 65 млн», — замечает глава компании.

Между тем, как сообщили „Ъ“ в министерстве по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия, острые вопросы пригородных железнодорожных перевозок в регионе будут решаться в ближайшее время. «Сегодня должно выйти распоряжение правительства республики о создании рабочей группы с участием представителей народного хурала, общественности, ОАО РЖД и ОАО БППК для выработки дальнейших действий по обеспечению транспортного обслуживания населения. В первую очередь конкретные решения будут приниматься по пригородным перевозкам в северных районах республики и в тех населенных пунктах, где не имеется альтернативных видов транспорта, кроме железнодорожного», — сообщил СМИ и. о. министра Евгений Горюнов. Кроме того, как подчеркнул он, на ближайшей сессии народного хурала планируется рассмотреть вопрос и о выплате БППК 29 млн руб. субсидии на компенсацию выпадающих доходов предприятия от перевозочной деятельности. «Если это решение будет принято, то возможен и пересмотр установленных в республике тарифов на пригородные перевозки в сторону уменьшения», — резюмировала представитель республиканской службы по тарифам Марина Цырендондокова.