Добрые знаки горы Ерд

«До революции на Ердынские игры народ съезжался отовсюду, из всех аймаков. Добирались издалека по несколько дней, на телегах, запряженных лошадьми. Везли мясо, кумыс, тарасун. Парни здесь выбирали самых красивых девушек, а девушки — самых сильных, ловких и метких парней», — рассказывает коренной житель села Еланцы Владимир Алагуев. Сам он всего этого, конечно, не видел, но помнит рассказы стариков, чьи воспоминания долгое время передавались из уст в уста, чтобы люди могли узнать о таком великом для кочевых народов событии, как Ердынские игры. Их возродили после почти векового забвения в 2000 году. Теперь этот праздник проводится раз в четыре года и называется «Международный этнокультурный фестиваль «Ердынские игры». Свидетелями третьего фестиваля стали корреспонденты «Восточного Формата».

Состязания бааторов позволяют выбрать не только самых сильных парней, но и самых завидных женихов среди них. Фото Евгения Козырева

В древности, в начале каждого лета, когда скот перегоняли на пастбища, племена, живущие в Приангарье, собирались в долине реки Анга, у подножия священной горы Ехэ Ерд (в переводе с бурятского «ехэ» — «большой»). Прекращались межплеменные распри и войны, все готовились к Ердынским играм. Говорят, что игрища длились неделями, а круговой танец вокруг горы Ерд продолжался шесть дней и шесть ночей, не прекращаясь ни на минуту. Во время танца люди снашивали по несколько пар обуви. Праздник считался несостоявшимся, если танцующих не хватало для того, чтобы круг сомкнулся. Если же смыкался один и более кругов, то это было добрым знаком — значит, весь год будет благополучным, и люди будут жить в мире, радости и достатке.

До сих пор неизвестно происхождение горы. Своими очертаниями она немного напоминает египетскую пирамиду. Сопка будто сложена из больших гранитных плит, отчего многие считают, что гора рукотворная. Однако геологи не нашли никаких доказательств этому.

Существует много легенд и преданий, связанных с горой Ерд. Рассказывают, что давным-давно в долине реки Анга жил очень богатый скотовод, которого звали Даагай. Он имел несметные стада овец, что даже сам не знал им числа. В дни игрищ Даагай выносил из своих амбаров шкуры белых ягнят и покрывал ими гору Ерд, отчего она становилась белоснежной. После этого люди, взявшись за руки, водили хоровод вокруг горы. Запрещалось подниматься на вершину сопки. Таким правом обладали только шаманы.

Все изменилось, когда советская власть наложила табу на религию. Бурятам запретили проводить молебны и совершать обряды, многих шаманов репрессировали. Даже Ердынские игры попали под запрет. Лишь в 2000 году власти Ольхонского района выступили с инициативой о возрождении этого праздника.

Добрые знаки

Когда мы приехали в долину реки Анга, местность уже заполонили люди, автомобили, юрты, палатки и кафе. Главное действо, с которого должны были начаться игрища, разворачивалось у подножия горы Ерд. Здесь собрались шаманы для проведения Ехэ Тайлагана — молебна «Дэлхэй дайдын мургэл», поклонения и жертвоприношения духам и хозяевам священной горы Ерд и скалы Ая.

Молоко и свежезаваренный чай разлиты в пиалы, дрова для костров готовы. Принесли молодые березки, украшенные синими и красными лентами. Деревья установили у подножия горы, а перед ними расставили чаши с молоком, хлеб, сладости. Молодые березки — непременный атрибут молебна, поскольку являются символом связи разных миров.

Женщин и мужчин попросили надеть головные уборы и разойтись по разные стороны. Обратившись к горе, шаманы начинают бить в бубны и произносить слова молитвы. Присутствующие, сложив ладони, молятся вместе с ними, каждый по-своему, на своем языке, но все просят об одном — о здоровье и благополучии родных и близких, о долгожданном дожде и богатом урожае. Шаманы все громче бьют в бубны, гул нарастает, и уже не слышно слов молитвы. Вдруг кто-то кричит: «Смотрите! Орел!» Все поднимают взоры к небу, а там, прямо над вершиной горы, летает орел. Появление этой птицы во время молебна считается благоприятным знаком — значит, боги услышали молитвы людей.

Один из шаманов ставит на поднос чашу с напитком, обращается к духам горы, просит принять подношение и даровать людям здоровье, благополучие, добро. С этими словами он бросает пиалу вверх. Брызги молока летят в разные стороны, а чаша, несколько раз перевернувшись в воздухе, падает на землю. Раздаются одобрительные возгласы: чаша упала краями вверх, а это значит, что боги приняли подношение. Этот ритуал шаман исполнил три раза. И все три раза пиала падала краями вверх.

В это же время другие участники молебна разделывают жертвенного барана. Ни одна капля крови животного не должна упасть на землю. Шкуру отделяют от костей, затем в больших котлах варят мясо и кишки, начиненные печенью и сердцем. После этого кости (уже без мяса) собирают таким образом, чтобы соблюдалась анатомия барана — к позвоночнику прикладывают ребра и ноги. Говорят, что, когда барана приносят в жертву, он не испытывает страха, и ни в коем случае нельзя жалеть животное. Готовое жертвенное мясо должен попробовать каждый участник молебна.

Битва бааторов

Тем временем на главной сцене коллективы ансамблей репетировали свои выступления. Организаторы дождались приезда высоких гостей — чиновников и депутатов — и после завершения молебна объявили о начале торжественной церемонии открытия фестиваля. Отобедав горячими буузами в одном из кафе, я и фотограф успели как раз в момент приветствия участников фестиваля почетными гостями. Торжественные речи произнесены, ансамбли исполнили свои номера, и после этого парень в костюме волка с факелом в руке поднялся на специальный помост и зажег огонь фестиваля. Ердынские игры объявлены открытыми.

Ни одна капля крови животного не должна упасть на землю. Шкуру отделяют от костей, затем в больших котлах варят мясо и кишки, начиненные печенью и сердцем. После этого кости (уже без мяса) собирают таким образом, чтобы соблюдалась анатомия барана — к позвоночнику прикладывают ребра и ноги. Готовое жертвенное мясо должен попробовать каждый участник молебна.

Когда-то главной целью проведения игрищ были знакомства между молодыми людьми — представителями разных родов. Члены одного рода не могли создавать семьи, а потому все старались попасть на Ердынские игры, чтобы найти свою половинку из какого-нибудь далекого улуса и быть уверенным в отсутствии родственных связей. Состязания между мужчинами для того и устраивали, чтобы те могли показать, на что они способны, продемонстрировать свою ловкость и силу и претендовать на руку и сердце какой-нибудь красавицы. Отсюда и пошла традиция проводить многоборье среди парней.

Сегодня эти соревнования называются «Игры бааторов (богатырей) Срединного мира». Участники состязаются в нескольких видах спорта: забег вокруг горы Ерд, стрельба из лука, метание камня и бурятская борьба. В этом году в многоборье также включили якутские национальные виды спорта — якутские прыжки и масс-рестлинг (перетягивание палки).

В то время как бааторы соревновались в скорости и меткости, на главной сцене фестиваля выбирали красавицу Ердынских игр. Конкурсанток было мало — всего семь, тогда как в битве бааторов заявились 19 участников. Девушки поочередно выходили на сцену, говорили приветствия на родных языках, пели песни, танцевали, дефилировали в национальных костюмах и вечерних нарядах.

Наблюдать за битвой богатырей было куда интереснее. Многие из спортсменов впервые брали в руки лук и стрелы. Кто-то никогда не метал камень и даже не знал о таком виде спорта, как перетягивание палки. «Здесь все спортсмены становятся универсалами», — сказал корреспонденту ВФ тренер по легкой атлетике и судья соревнований Виктор Довескибо. Здесь же, на спортивной площадке он объяснял участникам многоборья правила соревнований по метанию камня, после чего парни поочередно пробовали себя в новом для них виде спорта. Камень весом 10 кг 200 граммов нашли у подножия горы Ерд. По словам тренера, обычно спортсмены кидают металлическое изделие весом 16 кг, но такого тяжелого камня в долине не нашлось.

Поскольку одновременно шло сразу несколько мероприятий, ориентироваться было сложно. Мы бегали с одной площадки на другую. Между этими перебежками успели взобраться на вершину горы Ерд, полюбоваться на пейзажи, а затем посетили выставку-ярмарку изделий мастеров народного творчества. В палатках умельцы продавали сувениры, украшения — все, что в народе называется hand made. Здесь толпились в основном девушки, примеряя на себя серьги, бусы, браслеты. И мы не удержались — оставили немало содержимого своих кошельков в этих палатках.

Завершился первый день фестиваля этнодискотекой. Танцевальную площадку закрыли уже в десять вечера, чем собравшаяся молодежь была очень недовольна.

Круг сомкнулся

«Игры бааторов Срединного мира» продолжились на второй день. После перетягивания палки и якутских прыжков спортсмены и зрители собрались на поле, где состоялась борьба. Пожалуй, это был единственный вид спорта, в котором каждый участник имел хоть какие-то навыки. Перед началом боя борцы исполняют танец орла. Схватка длится пять минут. Если победитель не определился, то борцы обвязываются кушаками, захватывают друг друга и продолжают борьбу. Проигравшим считается тот, кто первый коснется земли третьей точкой опоры (рука, спина, колено и так далее).

Пока бааторы боролись, на сцене проходил фестиваль хороводных танцев и песен «Круговой танец». Это была своеобразная репетиция перед кульминацией праздника — хоровода вокруг горы Ерд. Как рассказала корреспонденту ВФ одна из зрительниц, коренная жительница Ольхонского района Алевтина Васильева: «Ехор вокруг горы и молебен — вот главное, зачем нужно обязательно побывать на Ердынских играх. А все эти конкурсы — так, развлечения ради».

Круговой танец должен был состояться сразу же после подведения итогов фестиваля, награждения победителей и церемонии закрытия. Самой красивой девушкой Ердынских игр была признана Арюна Бубеева (Республика Бурятия), а самым сильным, ловким и метким баатором стал ее земляк Чингис Инкеев. Оба получили дипломы и ценные призы: девушке вручили денежный приз и украшение, а парню — плазменный телевизор. Спортсмены, одержавшие победу в соревнованиях в личном зачете, получили в награду дипломы и якутские бриллианты. А Чингис Инкеев в сопровождении двух красавиц взобрался на гору Ерд с факелом в руке, который оставил на вершине.

После этого Ердынские игры объявили закрытыми. Всех присутствующих попросили подойти к горе Ерд и образовать круг для хоровода.

Отовсюду потянулись к сопке люди. Шли молодые девушки в национальных якутских нарядах, за ними — взрослые женщины в бурятских костюмах и мужчины в дэгэлах (бурятский халат). Придерживая подолы цветных сарафанов, бежали к горе длинноволосые русые девушки в кокошниках, а рядом шли парни в косоворотках, подпоясанные кушаками. Вприпрыжку, обгоняя друг друга, бежали дети, и, опираясь на тросточки, шли старики. Со всех концов долины реки Анга шли люди к горе. Они впервые видели друг друга, но, оказавшись рядом, обменивались приветствиями и поздравлениями с праздником и, взявшись за руки, начинали движение вокруг горы по ходу солнца. Окружность горы — 700 метров, и для того, чтобы образовать круг, нужно 700 человек. Рассказывают, что в былые времена народу на Ердынские игры приезжало столько, что образовывалось три и более кругов.

Фотограф умчался на соседнюю сопку, чтобы снять вид сверху, а я заняла свое место в хороводе. Впереди шли якутки, а рядом со мной оказались два молодых бурята и русская девушка. Взявшись за руки, мы шли вокруг горы. Когда первый круг сомкнулся, подошедшие стали образовывать второй. Те, кто был в первом, шли дальше. Якуты исполняли свои песни, буряты пели ехор.

Мой сосед обратился на бурятском языке к русской девушке, что шла рядом. И та неожиданно для меня вдруг ответила ему на его родном наречии. Потом издалека послышались слова ехора, и девушка подхватила и начала петь с остальными. На разных языках звучали песни. Люди шли, иногда одновременно останавливались, воздевали руки к небу и совершали поклон горе. И так несколько раз, не выпуская из своих рук чужих. Сомкнулся второй круг.

Мы прошли два круга. Каждый человек должен был завершить свой круг на том же месте, с которого начал хоровод. Кто-то бросал у подножия горы монетки, кто-то осенял себя крестным знамением, кто-то кланялся, сложив перед собой ладони. Собралось два круга, а это значит, что следующие четыре года будут благополучными и успешными. Надеемся, что не только для тех, кто был на Ердынских играх и прошел свои два круга, но и для всех остальных. Следующий фестиваль состоится в 2015 году.