Добровольно-принудительно?

Противостояние страховщиков и автовладельцев вокруг ОСАГО не утихают, пожалуй, с момента принятия закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в 2003 году. Но если изначально приходилось бороться за размер компенсаций, то в последние годы — с навязыванием дополнительных услуг. Как обстоит ситуация с ОСАГО в Иркутске, корреспондент Al решил проверить на себе, и, дождавшись окончания действия полиса, прошелся по страховым компаниям города.

Обычно с поддельными полисами сталкиваются владельцы авто, оформившие документы не в офисах страховщика, а в различных павильонах возле авторынков.

Страсти по ОСАГО

Надо отметить, скандалы вокруг ОСАГО не выпадали из поля зрения АвтоLand как минимум последний год. С одной стороны все это время не прекращались звонки возмущенных читателей, жалующихся на произвол страховщиков. С другой, на официальные запросы издания страховщики уверенно рапортовали, что навязывания дополнительных услуг нет, бланки есть в наличии, а если такое безобразие кое-где и встречается, то только из-за дикой убыточности ОСАГО.

Выяснить реальное положение дел в Иркутске было решено на собственном опыте. Из первоначальных данных: легковой автомобиль 2009 года выпуска, мощностью 85,7 лошадиных сил, возраст водителя старше 22 лет и стаж больше 3 лет. Срок действия полиса заканчивался 10 июня. До этого времени надо было пройти техосмотр и побывать в страховых компаниях, чтобы удостовериться, насколько правдивы многочисленные страшилки, собранные из рассказов «пострадавших». Тем более, что иркутяне, не сдерживаясь в комментариях, подробно описывали на городских форумах и факты отказов от оформления полиса ОСАГО без дополнительного страхования жизни, здоровья, имущества, и запись на месяц вперед, и якобы отсутствие бланков у страховщиков.

Верните скидку!

Настроившись на самый боевой лад, подсчитав на онлайн-калькуляторе сумму страховки (вместо прошлогодних 3700 получались цифры от 7315 до 11936 рублей) и включив диктофон, мы отправились по страховым компаниям. Первой в списке оказалась «Ресо-Гарантия» (офис на улице Горького). Молодой человек на входе без какого-либо ожидания взял документы на авто, минуту потратил на занесение данных в базу и пояснил: полис будет стоить 7315 рублей. Уже морально готовые к этой сумме, попросили проверить коэффициент бонус-малус (КБМ или скидка за безубыточное страхование по ОСАГО в течение года). Вот тут-то и выяснилось неприятное.

При оформлении прежнего полиса у Росгосстраха страховой агент обнулил все скидки, накопленные ранее за безаварийную езду. Внимания на это мы тогда не обратили, из-за чего сейчас потеряли около 2 тыс. рублей скидки или 35%.

На вопрос: можно ли восстановить данные, — в Ресо-Гарантии ответили отрицательно.

Хотя, как оказалось, расстраиваться было рано. Уже в следующей компании («СОГАЗ») опять же назвали сумму в 7315 рублей и рассказали подробно о том, как у нас копились коэффициенты и как, благодаря РГС и нашей невнимательности, сегодня мы имеем скидку только в 5%. Правда, сотрудница «СОГАЗ» предложила и некий выход: сейчас оформить страховку по цене 7315 рублей и поскорее попытаться восстановить КБМ. «Вам следует обратиться в Росгосстрах с заявлением о пересчете коэффициента и внесении изменений в данные РСА (Российского союза автостраховщиков). В течение 30 дней мы готовы сделать вам перерасчет, — пояснила девушка, добавив, — сейчас такие тарифы, что за скидку надо бороться».

Продолжая выбирать полис ОСАГО, посещаем еще Ингосстрах, где, просидев два часа в очереди, так к менеджеру и не попали, Росно, которое, оказывается, уже не страхует по ОСАГО, а также одну из местных компаний. Последняя, кстати, стала единственной, которая при запросе на оформление автогражданки потребовала застраховать и жизнь. При этом менеджер даже не предложила написать заявление об отказе от дополнительного страхования, отрезав: или так, или никак.

Надо ли говорить, что в итоге наш выбор пал на «СОГАЗ». Автогражданка за 7315 рублей в кармане и надежда ее снизить до 5777 рублей. В Росгосстрах кстати заявление с прикрепленной к нему выпиской из РСА о КБМ (опять же спасибо девушкам из СОГАЗ, распечатавшим нам документ), отвезли в скором времени. На удивление, особого сопротивления не последовало (может, на РГС все-таки подействовало предшествовавшее ограничение лицензии Центробанком?), менеджер приняла заявление, выдала входящий номер и сказала ждать ответа в течение недели. Что ж, все еще ждем и надеемся. Но параллельно готовимся и к следующим шагам в необъявленной войне (но об этом в следующий раз).

Остерегайтесь мошенников

Пока же результаты эксперимента оказались обнадеживающими. Будь то эффект от жестких действий регулятора — Центробанка по отношению к РГС — или результат повышения тарифов на ОСАГО, но эксперимент действительно показал, что оформить сейчас автогражданку без дополнительных услуг в Иркутске реально. Вот только предугадать, сколько времени продлится такая «доброта» страховщиков, невозможно. Поэтому, на всякий подобный случай, не откладывайте поход в страховую компанию на последний день действия полиса. Оставьте себе время для маневра: заявления об отказе от допстрахования, ожидания ответа на него и жалобы в соответствующие органы

Кстати, следует учитывать, что практически все страховые компании сегодня требуют наличие автомобиля возле офиса. Это необходимо, чтобы менеджер, прежде чем оформить ОСАГО, его сфотографировал.

Таким образом, пояснили в Ресо-Гарантии, страховщики хоть как-то пытаются обезопасить себя от набирающего обороты мошенничества.

При этом в Ресо-Гарантии предупредили и о возможных мошенничествах со стороны страховых агентов или лиц, ими представляющимися. Как оказалось, сегодня распространена практика продажи поддельных полисов в Иркутске. Обычно с таким обманом сталкиваются владельцы авто, оформившие документы не в офисах страховщика, а в различных павильонах возле авторынков, ГИБДД. Отличить подделку от оригинала практически невозможно, стоят они ровно столько же, факт обмана выясняется только при наступлении страхового случая.

На автомобильных форумах также бьют тревогу по поводу поддельных полисов, но уже в другом ракурсе. С повышением тарифов на ОСАГО желающих сэкономить и приобрести липовый документ становится все больше. Чем это обернется для порядочных автовладельцев, предсказать несложно.

Подводя итоги эксперимента, еще раз резюмируем: оформить ОСАГО без дополнительных услуг в Иркутске можно. Для этого лишь необходимо:

Примерно за 1 месяц до окончания срока действия текущего полиса ОСАГО заняться сбором информации: в интернете, в открытых источниках, узнать свой КБМ, на онлайн-калькуляторе посчитать стоимость полиса.

Проехать по офисам крупнейших страховых компаний, работающих в регионе. Начать лучше всего со страховщика, которым был выдан прежний полис, так как для постоянных клиентов часто предоставляются скидки. Заключения договора через агентов в многочисленных павильонах лучше избегать, чтобы не получить в результате поддельный полис с навязанными допуслугами.

В случае если дополнительное страхование все же навязывается менеджером компании можно поступить двумя способами. Во-первых, если у вас достаточно времени для разбирательств, то писать заявление на имя руководства филиала об отказе в допстраховке. Ответ должен быть получен в течение 3-30 дней. Во-вторых, можно купить полис ОСАГО с навязанной страховкой жизни и тут же, не отходя от менеджера (или максимум в течение трех дней), написать заявление о расторжении договора дополнительного страхования. Принять заявление менеджер обязан (в противном случае юристы советуют снять на камеру отказ сотрудника или потребовать письменный отказ, которые потом можно прикрепить к жалобе в надзорные органы).

При получении полиса обязательно проверять коэффициент бонус-малус. В случае безаварийного прошедшего года он должен у вас ежегодно вырастать на 5%. Все заверения менеджеров о том, что скидки сейчас недействительны, база данных РСА зависла, не имеют под собой основания. Сведения о своем КБМ, как уже писали выше, можно уточнить на специализированных интернет-ресурсах, или попросить у предыдущего страховщика «Сведения о страховании». В них указывается ваш КБМ на текущий момент. Сведения эти предоставляются страховщиками в письменной форме, бесплатно.