Добровольцы. Перезагрузка
В духе лучших мировых традиций
Концепция социальной ответственности и партнерства бизнеса успешно работает во всем мире как эффективный инструмент устранения возможных противоречий между бизнесом, властью и обществом. Российский бизнес не остается в стороне. Эта тенденция охватила крупнейшие отечественные компании, которые по примеру западных партнеров инвестируют не только в корпоративные программы и традиционные «адресные» формы помощи, но и решают проблемы общества, реализуя масштабные и долгосрочные социальные проекты, организуют волонтерские движения, помогают благотворительным фондам или создают собственные.
Практики социальной ответственности постепенно эволюционируют. Наиболее актуальным сейчас считается формат корпоративного партнерства, объединяющего в себе как прежние наработки, так и новые веяния. Корпоративное волонтерство является одной из разновидностей социальной ответственности бизнеса и представляет собой добровольное участие сотрудников компаний в различных социальных программах.
Корпоративным может быть любой вид волонтерства в социальной, экологической, образовательной или любой другой сфере. Это может быть помощь детям, инвалидам, пожилым или бездомным людям, помощь животным, участие в экологических программах, благоустройство территорий и так далее. Выбор конкретного направления зачастую зависит от сферы деятельности компании и ее политики в области корпоративной социальной ответственности.
Чаще всего усилия сотрудников организаций нацелены на поддержку семьи и детей, защиту окружающей среды, охрану здоровья и пропаганду здорового образа жизни. Многие волонтерские программы реализуются в отдельных населенных пунктах, где сотрудники компаний занимаются уборкой и благоустройством территории, высадкой зеленых насаждений и прочим.
Ключевое отличие корпоративной благотворительности от других видов заключается в том, что речь идет именно о трудовой деятельности добровольцев, материальная помощь людям или организациям со стороны компании или ее сотрудников корпоративным волонтерством не является. Считается, что корпоративное волонтерство приносит пользу всем участвующим сторонам: нуждающиеся получают помощь, добровольцы — опыт и удовлетворение от проделанной работы, компании развивают корпоративную культуру и повышают узнаваемость и репутацию бренда. Кроме того, развитие принципов, стандартов корпоративного социального волонтерства на территории того или иного региона становится вкладом в улучшение инвестиционного и делового климата. Также это сигнал тем компаниям, которые только начинают развивать свою деловую активность.
При этом в бизнес-сообществе не существует единого подхода к организации и поддержке корпоративного волонтерства. Каждая компания сама определяет, в какой сфере сосредоточить усилия сотрудников, проводить разовые мероприятия или разработать долгосрочную системную программу, организовывать волонтерскую деятельность в рабочее время или в выходные дни. Инициаторами и организаторами участия в благотворительности могут выступать как сотрудники, так и руководство компании.
Компаниям, которые только начинают развивать корпоративное волонтерство, эксперты рекомендуют обращаться за советом в благотворительные фонды или НКО. Партнеры из некоммерческого сектора могут помочь определиться с направлением волонтерской деятельности, предоставить информацию о нуждающихся в помощи и даже взять на себя часть работы по организации мероприятий.
Кроме того, на сегодняшний день в России существует большое количество волонтерских организаций и профильных центров, способных обучить добровольцев и подготовить их к выполнению различных задач.
Также в стране проводится немало мероприятий, посвященных добровольческой деятельности компаний. Одним из наиболее крупных является ежегодный московский международный форум «Корпоративное волонтерство: бизнес и общество», который проходит в конце года и собирает сотни участников из различных регионов России и мира.
Целями проведения форума являются анализ опыта корпоративного волонтерства в России и за рубежом на современном этапе и тиражирование успешных практик, обсуждение возможных путей развития и укрепления межсекторного партнерства бизнеса, общества и власти.
Иркутск присоединяется к корпоративному волонтерству
В Иркутске в этом году создано отделение Национального совета по корпоративному волонтерству (ИО НСКВ). Оно объединило 19 федеральных и региональных компаний с целью развития одного из успешных инструментов социальных изменений и построения корпоративных коммуникаций — корпоративного волонтерства.
Инициатором создания Иркутского отделения НСКВ в июле 2018 года выступила En+ Group, ставшая за последние годы одним из «локомотивов» развития корпоративного волонтерства в России. Главная цель появления местного отделения — расширение работы в сфере корпоративного волонтерства в регионе.
В Иркутское отделение НСКВ вошли 19 федеральных и региональных компаний: En+ Group, «Иркутскэнерго», Иркутский алюминиевый завод РУСАЛа, Центр социальных программ РУСАЛа, учетно-сервисный центр «ЕвроСибЭнерго», Иркутская электросетевая компания, «Гранд Байкал», Иркутское региональное отделение Дальневосточного филиала компании «МегаФон», «Сервико», «Нестле», «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг», макрорегион «Байкал и Дальний Восток» Tele2, «Ростелеком», Ангарский нефтехимический комбинат, ВТБ, Иркутская нефтяная компания, компания «Т.Б.М.», «Леруа Мерлен Восток», ТРЦ «Новая дача». Часть компаний уже имеет свои волонтерские программы, часть планирует перенять опыт, а также присоединиться к уже имеющимся проектам.
По итогам анкетирования участников регионального отделения Национального совета выяснилось, что наиболее распространенные волонтерские практики в Иркутской области — это экологические акции и проекты, связанные с экопросвещением молодого поколения, помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ветеранам и пожилым людям, малоимущим и людям с ограниченными возможностями. Также среди волонтерских программ можно отметить обучающие программы для детей и подростков, донорство крови, акции по приведению в порядок фасадов домов, помощь приютам для животных, сбор и приобретение новогодних подарков для детей из детских домов.
Корпоративное волонтерство — важный инструмент поддержания социальной активности компании и формирования устойчивых отношений с государством и местными сообществами. В декабре 2014 года наиболее активные отечественные и международные компании создали Национальный совет по корпоративному волонтерству для объединения сил и дальнейшего развития этой деятельности в нашей стране. Сейчас в НСКВ входит 30 компаний, реализующих программы корпоративного волонтерства в 7 регионах России с участием около 30 000 сотрудников.
В апреле 2018 года руководство совета заявило о намерении расширить деятельность НСКВ и создать отделения в наиболее активных регионах. В июле по инициативе En+ Group в Иркутске была проведена первая встреча потенциальных участников местного отделения НСКВ. В ней приняли участие представители как компаний, уже имеющих опыт в этой деятельности, так и тех, которые делают первые шаги в корпоративном волонтерстве и всерьез интересуются этой темой. В сентябре 100 лучших корпоративных волонтеров из 30 федеральных и региональных компаний приняли участие в деловой программе и уборке берегов Байкала в рамках проекта En+ Group «360» в Байкальске. Участники проекта в течение одного дня убрали с берегов озера 16 194 мешка мусора (404 тонны), которыми были доверху загружены 68 «КамАЗов». Тогда и было принято окончательное решение о создании регионального отделения совета.
Олег Усов