Добро пожаловаться, или Снова о некомфортной среде

Блогер Варламов на Байкале и еще «100 разгневанных горожан» по всей России
Могут ли жители территорий влиять на то, что происходит с городской застройкой, общественными пространствами, историческим наследием, зелеными зонами? Так, чтобы ситуация не переходила в плоскость острого конфликта с властью? Хороший пример на эту тему — история с корректировкой генерального плана Марковского муниципального образования, которое входит в состав Иркутского района. Изменения вызвали волну негодования жителей, и на последующих публичных слушаниях по вопросу проектирования и межевания участков люди бурно отстаивали свою позицию — не вырубать леса под застройку поселков. Что это изменило? Вопрос риторический. На сегодняшний день российская практика такова, что многие градостроительные документы готовятся «за закрытыми дверями» и людям не хватает реальных инструментов влияния, — вынуждены констатировать федеральные эксперты, представляющие Агентство стратегических инициатив. Сейчас они пытаются разработать Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов городского развития.

Иркутск с вертолёта. Фото gelio.livejournal.com

Марковское муниципальное образование — конечно, не единственное в России, где жители возмущались тем, что документы территориального планирования (а потом и застройка) не учитывают интересы населения. То здесь, то там звучат обвинения в срежиссированности публичных слушаний и общественных обсуждений, в их «показушности».

«Все обсуждения, где люди хоть как-то могут высказаться в отношении генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов благоустройства в своей массе сводятся к процедуре публичных слушаний, где пришедшим предоставляется готовое решение. И они, как будто впервые узнав о нем, должны сказать: «Окей, мы с этим согласны». Либо «не окей», — говорит Илья Токарев, директор проектов АСИ, специалист по стратегическому развитию территорий, архитектор. — Как показывает практика, чаще всего при таком раскладе мы имеем море возмущения. Оно связано и с тем, что само решение не устраивает людей, и с тем, что спросили их, когда все уже фактически готово. Эта история очень неприятна жителям, и они протестуют. В результате какие-то стройки останавливаются, какие-то проекты изменяются, и все это растягивается во времени. Но человеческого недовольства можно было избежать — с самого начала не запускать в проработку бессмысленный проект, не тратить на это время и средства, а сразу качественно делать что-то, что максимально удовлетворит потребности местных жителей».

Илья Токарев, директор проектов АСИ, специалист по стратегическому развитию территорий, архитектор

В конце ноября Илья Токарев стал ключевым спикером экспертных сессий по обсуждению стандарта вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, которые, наряду с другими российскими городами, состоялись в Иркутске и Улан-Удэ.

Иллюзия слушаний

Представитель АСИ — если быть точным, Центра городских компетенций АСИ — сообщил, что в настоящий момент Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов городского развития находится в разработке. И такая инициатива одобрена на уровне первых лиц государства, прекрасно осознающих проблему.

«Существующие сегодня процедуры порождают конфликты, — пояснил эксперт. — Одни хотят торговый центр, другие — нет. Кто-то считает, что дорога должна пройти «там», а другие убеждены, что «здесь». Все, наверное, слышали, как в Екатеринбурге люди вышли на протесты, связанные с возведением храма. В Москве были акции несогласных с реновацией».

Анализ показал, что чаще всего градостроительные конфликты и акции протеста спровоцированы точечной застройкой. Также люди массово высказывают свое «нет», если кто-то пытается застроить ключевые общественные пространства в российских городах. Неравнодушные активисты часто выходят на улицы и площади, чтобы отстоять историческую застройку, и для Иркутска — это больная тема.

«В Советском Союзе градостроительная логика была выстроена так, что функция проектирования города была закреплена за главным архитектором, — напомнил Илья Токарев. — Главный архитектор плюс узкое профессиональное сообщество практически в авторитарном режиме, опираясь на свое экспертное мнение, определяли, как будет жить город, как он будет устроен. Когда Россия перешла в состояние рыночной экономики, все изменилось под влиянием новых реалий. И оказалось, что у общественности нет инструмента для того, чтобы с ее мнением считались при решении широкого круга вопросов, связанных с городским развитием. Постепенно в разных регионах накапливался подобный опыт, но он до сих пор разрозненный, его нужно систематизировать. Где-то практики успешные, где-то наоборот».

АСИ провело глубинное исследование проблем публичных слушаний и общественных обсуждений в России. Специалисты Центра городских компетенций погрузились в нормативно-правовые документы, касающиеся проведения публичных слушаний в 85 региональных «столицах».

По словам Ильи Токарева, местная процедура мало где соответствует федеральному законодательству: «Местные власти позволяют себе много вольностей при ее трактовке». «Выяснилось, что в 33% положений нет данных об источнике финансирования подготовки и проведения публичных слушаний, только в 14 регионах упоминается о возможности отказа от слушаний без указания причин, а 27% регионов не приводят данные об информировании граждан о слушаниях», — сообщает Агентство стратегических инициатив.

Проще говоря, процедура публичных слушаний сегодня носит скорее формальный характер. Людей ставят перед фактом, а их этот факт редко устраивает.

«Кое-где и вовсе занимаются подлогом общественных дискуссий. Проводят их таким образом и такими средствами, что люди, имеющие реальное альтернативное мнение, элементарно не могут на них попасть, — не стал скрывать Илья Токарев. — Технология проведения таких хитрых слушаний хорошо отточена в ряде регионов».

При этом, как подчеркнул эксперт-архитектор, в любом случае результаты, закрепленные в протоколе публичных слушаний и общественных обсуждений, носят исключительно рекомендательный характер: «Грубо говоря, что бы люди ни наговорили и ни предложили, используя даже эту узкую форму вовлечения, все можно игнорировать».

Стоит ли удивляться, что горожане возмущаются. Что с этим делать? Сбор экспертных предложений — и есть основная цель сессий, где обсуждается стандарт вовлечения граждан в решение вопросов городского развития. Стартовое такое мероприятие прошло в Москве, — затем работа сместилась в регионы.

Возможен ли реальный «народный контроль»?

Стандарт призван повысить эффективность коммуникации власти, бизнеса и общества по вопросам развития городской среды, верят в АСИ.

В столичной сессии более 60 экспертов из различных сфер обсуждали возможные форматы участия жителей на разных этапах проекта, включая инициацию, изыскания, проектирование, согласование и исполнение.

Вице-президент Союза архитекторов России Дмитрий Наринский подчеркнул, что, расширяя участие граждан в городских процессах, необходимо создать систему мониторинга проектов на разных стадиях — от идеи до реализации, а также развивать вариативное проектирование и заниматься образованием городских активистов.

Влиятельный архитектор согласен: сейчас в стране нет инструментов общественного контроля за всеми этапами градостроительного проекта и его реализацией.

Озвучивалось, что «местные жители могут сами заказать альтернативный проект, вынести его на обсуждение и пролоббировать свои интересы», а не безропотно принимать то, на чем настаивает администрация. Но пока в случае с поселком Березовый, что близ Иркутска, все в том же Марковском муниципальном образовании такая схема не сработала. Альтернативный проект жестко «задвинули», а его инициаторы оказались в центре мощной информационной атаки. На общественных слушаниях альтернативная концепция застройки одного из участков тоже была представлена, но тут же прозвучали откровенные призывы «закрыть рот» со стороны уж очень яро настроенных на поддержку администрации активистов.

Напомним, что в качестве альтернативы муниципальному проекту предлагалось построить так называемый «Общественный квартал», концепция которого была разработана архитекторами Агентства развития территорий «Градостроительная школа». А в марте 2019 года этот проект был заявлен на всероссийском конкурсе «100 городских лидеров» и по итогам голосования стал финалистом. Но, видимо, «альтернативам здесь не место».

В АСИ же уверены, что подобное градостроительное противостояние должно и может иметь конструктивную развязку — с объективной, опирающейся на нормы закона, оценкой всех вариантов, всех проектов.

Во время обсуждения проблемы эксперты предложили информировать всех граждан о проведении публичных слушаний, в том числе и через интернет-площадки. Также имеет смысл привлекать жителей к созданию технического задания для формирования городских генпланов. Важно в публичных слушаниях учитывать мнение не только жителей, но и различных организаций и стейкхолдеров, а их консультированием могли бы заняться более продвинутые в теории и практике эксперты. На сессии в АСИ также прозвучало предложение создать общественные рабочие группы, которые будут участвовать во всех этапах формирования генплана. Параллельно участники сессии заявили, что в муниципалитете должны быть прописаны признаки успешности и неуспешности городских проектов, а вносить в них правки следует только дважды.

Представители Агентства стратегических инициатив пообещали изучить все экспертные предложения и учесть их при «сборке» стандарта вовлечения граждан. Затем 16 субъектов РФ опробуют его в пилотном режиме. «Шестнадцать российских регионов подтвердили свою готовность внедрить стандарт по вовлечению граждан в решение вопросов городского развития», — сообщила руководитель Центра городских компетенций АСИ Татьяна Журавлева.

Также Татьяна Журавлева обратила внимание на проект «100 разгневанных горожан», где все желающие могут рассказать о проблемах городского благоустройства.

Не нравится — говори

Проект «100 разгневанных горожан» — тоже идея Центра городских компетенций АСИ. «Мы собираем примеры городских проектов, когда не было учтено мнение жителей: например, реализованный проект отличался от согласованного с горожанами, публичные слушания были проведены формально и так далее. Все эти истории тоже помогут создать определенный стандарт организации общественного участия в развитии населенных пунктов», — считает Татьяна Журавлева. Жители любого региона России могут рассказать о проблемах. Для этого необходимо зарегистрироваться на платформе 100gorodov.ru и ответить на вопросы анкеты.

В то же время АСИ собирает кейсы по успешному привлечению жителей к формированию городской среды. Эти кейсы объединяют в специальный атлас, служащий «образцом решений для создания общественных территорий в стране».

Ольга Брайт