Дмитрий Яскин: Категория «А» — квитанция об оплате индульгенции

Мотоциклист всегда был участником движения, которого все недолюбливают — двигается с бешеной скоростью между рядами, шумит мотором по ночам, не останавливается при виде жезла инспекторов ГИБДД. Как считает руководитель Байкальского клуба мотопутешественников Дмитрий Яскин, причина проблем, связанных с мотоциклистами, кроется в русской ментальности и неподобающем уровне обучения на категории «А». В интервью AL он рассказал о неоднозначном статусе мотоциклистов и о том, какие простые правила помогут избежать происшествий.

— С приходом теплого сезона случается большое количество аварий с участием мототранспорта, некоторые из них заканчиваются летальным исходом. Как вы расцениваете эту статистику?

— Большинство мотоциклистов, попадающих в аварии — это новички. Немалое количество происшествий случается из-за подростков, впервые севших за руль мопедов. Меры по введению категории «М» и усилению контроля над этим видом транспорта, надеюсь, пойдут на пользу. Что касается опытных мотоциклистов, то они чаще всего попадают в ДТП, когда теряют чувство меры — гоняют на больших скоростях, не следят за обстановкой на дорогах. Кстати, второе место после мопедов по количеству аварий в статистике занимают спорт-байки. Это не мотоцикл, а настоящая ракета. Чтобы не давить на ней на газ, нужно обладать недюжинным хладнокровием. Пока в Иркутске нет полноценной спортивной трассы, поэтому мотоциклисты гоняют на байках по Байкальскому и Култукскому трактам, где нередко провоцируют возникновение ДТП.

— Насколько защита и экипировка мотоциклиста помогают предотвратить несчастный случай?

— Без шлема и защиты за мотоцикл лучше вообще не садиться. Хотя даже полная экипировка не всегда гарантирует, что после столкновения вы останетесь целым и невредимым. В машине гораздо более продумана система безопасности пассажиров, чем в мотоцикле. Конечно, пытаются вводить на двухколесного коня антиблокировочную систему ABS, которая повышает управляемость при торможении. Но она поможет только «чайнику», а профессионалу такая система может оказать «медвежью» услугу.

— Какие правила необходимо соблюдать мотоциклисту, чтобы избежать происшествий?

— Нужно сделать так, чтобы все твои действия на дороге были понятны и предсказуемы другим участникам движения. Для этого достаточно двигаться со скоростью автомобильного потока и не попадать в «мертвые» зоны автомобилей. Конечно, скоростные возможности и габариты мотоцикла искушают человека проехать между рядами машин в пробках, как-то обогнать другие авто. В таких случаях можно превысить скорость не более чем на 5-7 км/ч. Приведу пример. Когда автомобилист хочет совершить какой-то маневр, он сначала смотрит в зеркало заднего вида, а потом вперед. На это уходит три-пять секунд. И если мотоцикл двигался со скоростью на 30-40 км/ч больше, чем другие машины, то за это время из маленькой незаметной точки он внезапно превращается в реальную угрозу. В такой ситуации оперативно отреагировать не сможет даже самый опытный автолюбитель. Также неприемлемо, чтобы мотоциклисты ездили по встречной полосе, выходили на двойную сплошную разметку и двигались по ней.

— По вашим словам, мотоциклисты часто сами провоцируют ДТП, однако ГИБДД в таких случаях нередко привлекает к ответственности водителей машин.

— С точки зрения ПДД мотоциклист остается правым в большинстве аварий — считается, что автомобилист должен был каким-то волшебным способом его узреть. На разрешение ситуации влияет и то, что реальную скорость, с которой двигался мотоциклист, просчитать проблематично — ГИБДД определяет ее по тормозному следу. Можно кинуть камень и в огород водителей автомобилей — бывает, что они не воспринимают мотоциклистов как полноценных участников движения, зажимают их, чуть ли не выталкивают на бордюр. Вообще, мне кажется, все проблемы, которые происходят на дорогах, отражают проблемы нашего общества. Многие русские люди подвержены особой ментальности — они считают, что вокруг одни козлы, и хотят непременно доказать свое превосходство над ними. Если новичок вдруг неаккуратно вылез, то вместо того, чтобы спокойно пододвинуться, его будут зажимать. Или излюбленный трюк «умников» на дорогах — обогнать, а потом притормаживать.

— Во многих странах, особенно азиатских, мотоцикл является основным видом транспорта. Не так давно вы провели мотоэкспедицию во Вьетнаме. Как там обстоят дела на дорогах?

— Во Вьетнаме одновременно стартует с одного светофора около 300-500 мотоциклистов и только две-три машины. Движение там хаотичное, никаких правил для водителей будто бы не существует. Но люди как-то уживаются друг с другом, живут под девизом «езди сам, не мешай другим». Пешеходы спокойно переходят через этот безумный поток транспорта — просто идут медленно, а мотоциклисты аккуратно их объезжают. Никто из участников движения не выражает никакой агрессии. За две недели во Вьетнаме я увидел только три аварии, причем в одной из них русская туристка врезалась на скутере в такси. Когда же прилетел в Иркутск, то только по пути из аэропорта до дома встретил три ДТП.

— Сотрудники ГИБДД говорят о том, что большинство мотоциклистов ездит без прав. Как вы относитесь к обучению на получение категории «А»? Насколько оно эффективно?

— Категорию «А» я бы назвал квитанцией об оплате индульгенции. К сожалению, программа, которая сейчас применяется в автошколах, устарела еще в 60-е годы прошлого века. В ней 106 часов теории и всего 18 часов практики, не предусмотрены уроки по вождению в городе. Никто не объясняет, как тормозить на мотоцикле, как двигаться на поворотах, на скользких участках, как управлять байком в критических ситуациях. На экзаменах ученики крутят «восьмерочки», показывают габаритный коридор, «змейку». Все это демонстрируется на небольших скоростях, и на дальнейшее вождение никак не влияет. Категорию «А» можно получить только в теплое время года, поэтому автошколы с учетом издержек закупают для обучения дешевую китайскую технику. И после того, как человек пересядет на нормального железного коня, он осознает, что, по сути, ничему не научился. В Иркутске есть только одна мотошкола, работающая по расширенной программе, где обучают тем навыкам по вождению мотоцикла, которые действительно пригождаются.

— В вашем клубе мотопутешественников вы работаете с детьми. Насколько это удачный опыт?

— Я убежден, что чем раньше человек сядет за руль мотоцикла, тем лучше. У нас дети обучаются на специальных эндуро с пяти лет. Был даже один ребенок, который начал с трех лет. Занятия на первых порах проходят под чутким контролем инструктора — он с помощью специального поводка подстраховывает ребенка в случае необходимости. Никаких серьезных травм за два года работы нашей школы у нас не было, только шишки и синяки. Управление мотоциклом — это прежде всего ответственность. И ребята, которые у нас занимаются, быстро взрослеют, ведут себя более осознанно — к примеру, не перебегают сломя голову через дорогу, как другие подростки.

— В Японии начинающий мотоциклист имеет право купить байк только небольшой мощности, затем, с увеличением опыта, ему разрешается приобрести более прокачанного железного коня. Как вы относитесь к тому, чтобы ввести это правило и в России?

— В Японии вообще своя особая культура вождения мотоцикла и квалифицированное обучение в официальных мотошколах. Да, на мой взгляд, необходимо набирать кубатуру на мотоцикле по мере наработки стажа. Просто почему-то многие ребята думают, что покупать маломощные мотоциклы — это не круто, не по-пацански. Нередко в сервисы возле мотосалонов такие личности приводят разбитые байки уже через два-три дня после их приобретения. Бывали даже случаи, когда литровые мотоциклы разбивали прямо на площадке возле салона. Конечно, продавцы мототехники спрашивают у людей, интересующихся мощными мотоциклами, об опыте вождения. Но не всех ребят получается переубедить в том, что стоит начинать с чего-то более простого и менее опасного.

— Насколько вообще развит в Иркутске рынок мотоциклов?

— У нас уже многие годы хорошо функционирует рынок секонд-хенда. В последнее время развивается и ниша новых мотоциклов. Что касается стран-производителей, то предпочтение отдается чаще всего Японии. Лидирует японская четверка — Suzuki, Kawasaki, Honda и Yamaha, это самые надежные и проверенные байки. В Европе же и в США выпускаются в основном эксклюзивные модели, как говорится, на любителя.

— С каждым годом все больше людей садится за руль мотоцикла. Где они ездят? Ведь в Иркутске сейчас нет ни одной профессиональной трассы.

— Да, в прошлом году была закрыта трасса в Университетском, на которой долгие годы тренировались как мотоциклисты, так и автомобилисты. Сейчас энтузиасты своими силами создают любительские трассы — они уже появились в Ершах, на Ново-Разводной. Но этого явно недостаточно для такого большого города, как Иркутск.

— Есть ли какая-то поддержка со стороны властей?

— Администрация Иркутска никак не поддерживает мотосообщество. Сколько бы мы ни обращались к представителям власти с просьбой помочь в создании новой трассы, получали от них туманные ответы. И проблема даже не в деньгах (есть люди, которые готовы вложить свои средства в трассу), а в том, что нам не хотят выделить подходящий участок земли. Таким образом, Иркутск значительно отстает по развитию инфраструктуры для мотоциклистов от других городов. В Ангарске, Усолье-Сибирском, Черемхово существуют очень хорошие трассы для спортсменов. Не стоит даже упоминать о Красноярске и Новосибирске, где отлично развит мотоспорт. Хочется надеяться, что в будущем ситуация изменится. Уверен, что хорошая трасса в Иркутске снизит количество ДТП с байками — мотоциклисты будут обучаться езде не на дорогах общего пользования, а в специально отведенных для этого местах.

От первого лица

«МОТОЦИКЛ — ВТОРАЯ ЖЕНА. А ИНОГДА И ПЕРВАЯ»

ФЕЛИКС МИЛЬ,
организатор иркутского мотопортала

Все стереотипы о мотоциклистах берут свое начало в американском кинематографе, где эти персонажи нередко представлены в не самом лицеприятном виде. На самом деле образ бородатого неотесанного байкера в реальности встречается очень редко. Скажу больше — половина участников иркутской мототусовки не курит, а другая — не употребляет алкоголь. Среди мотоциклистов очень много позитивных, жизнелюбивых и успешных людей, они занимаются бизнесом, творчеством, а байк для них — это горячо любимое хобби. Просто в определенный момент что-то внутри щелкает, и ты уже не можешь жить без своего железного коня. А что именно происходит, я за 15 лет, в течение которых увлекаюсь мотоциклами, так и не понял. Многие думают, что на мототехнике катаются для получения адреналина, но это относится только к спортбайкам. Мотоцикл — это скорее способ самовыражения. Конечно, есть и особо увлеченные граждане, для которых мотоцикл — это как вторая, а иногда даже и первая жена.

Когда едешь на мотоцикле, ты всегда собран, стараешься просчитать всех участников движения. На мой взгляд, большинство ДТП совершаются по вине автомобилистов. К сожалению, нередки случаи, когда на дорогах погибают даже опытные мотоциклисты. Одним из таких был Виктор Догадин — человек, находящийся у истоков мотодвижения в Иркутске, директор одного крупного мотосалона. Для меня и всего сообщества гибель Вити была ужасным ударом. Фестиваль, который мы проведем летом, хотим посвятить его имени.

Три года назад в храме Александра Невского мы открыли мемориальную доску в память о погибших на дороге мотоциклистах. Среди людей, увлекающихся байками, есть верующие — мы поддерживаем связь с представителями епархии, освящаем наши мотоциклы. Настоятель храма отец Марк также увлекается мотоциклами.

ДМИТРИЙ КУТУЗОВ,
руководитель ангарского эндуро-клуба «Азимут»

Передвижение на мотоцикле весьма травмоопасно. Я готовился к чемпионату Сибири по мотокроссу и сильно травмировал ногу. Но, на мой взгляд, асфальт представляет для байкера большую опасность, чем бездорожье. В данный момент я стараюсь не ездить на мотоцикле по дорогам общего пользования. С каким бы дальним и ближним светом ты бы ни ездил, автомобилист все равно может тебя не увидеть. Конечно, в ряде происшествий виноваты и сами мотоциклисты (обычно молодые, еще «зеленые»), которые едут сломя голову, не соблюдая элементарных правил движения.

В нашем клубе числится 22 человека, большинство из них — мужчины после 40, даже 50 лет. Лично я увлечен мотоциклами с детства, но многие мои товарищи открыли их для себя гораздо позже.

В Ангарске есть полноценная трасса для любителей эндуро и мотокросса в районе реки Ода, летом там тренируется много спортсменов. Но для меня мотоцикл — это не только возможность поучаствовать в соревнованиях, но еще и способ путешествовать в труднодоступных местах. Мы с нашим клубом уже побывали в Монголии, на Алтае, объездили почти весь Байкал.

В апреле этого года мы прошли на мотоциклах 700 км по льду озера, добрались до Северобайкальска. Самым сложным было преодолевать торосовые поля. Иногда они были прикрыты снегом, и случайно врезаться в них на скорости было все равно, что в бетонную плиту. Поэтому мы старались особо не разгоняться — двигались в среднем со скоростью 30-50 км/ч. Во время путешествия было нелегко отогреваться. Если автомобилисту достаточно залезть в машину, включить печку и выпить чего-то горячительного, то мотоциклисту поддерживать тепловой баланс на морозе крайне проблематично. Наверное, именно поэтому совсем небольшое количество мотолюбителей катается зимой на льду. Хотя впечатления от этого незабываемые