Дмитрий Матвеев: «Туризм может стать локомотивом для экономики региона»
— Дмитрий Геннадьевич, летний туристический сезон-2016 показал, что число мечтающих увидеть Байкал пока еще несопоставимо с уровнем развития инфраструктуры. Поток туристов, в первую очередь из Китая, увеличился в разы. Получается, что именно рост гостей из Азии способствовал тому, что активная общественность и компании, занятые в туризме (да и не только в нем), объединились для выработки стратегии развития этой отрасли?
— «Байкальская виза» в индустрии гостеприимства работает уже более десяти лет. И все это время на уровне региона, на уровне федерации обсуждается туристический потенциал Иркутской области, возможности развития тех или иных территорий. Нынешний рост турпотока лишний раз показал, насколько огромен интерес к отдыху на Байкале. Самое время действовать. Использовать наше преимущество. Байкал — это настоящий природный алмаз, наша задача — дать ему достойную огранку.
Когда ассоциация «Байкальская виза» и клуб «Губерния» начали работу по разработке масштабной концепции развития экономики нашего региона в целом, в первую очередь мы, конечно, сосредоточились на туризме. Цель нашей концепции — показать, что туристическая отрасль может стать локомотивом для всей экономики региона.
Вспомните, какой импульс получила Листвянка, когда там появился отель «Маяк». Он стал для поселка практически градообразующим предприятием: ежегодно выплачивает в бюджет области миллионы рублей налогов, обеспечил около 150 рабочих мест. А представьте, что концепция предполагает создание десятков гостиниц. И не только гостиниц… Мы детально продумываем создание полноценной современной инфраструктуры, которая позволит наращивать именно цивилизованный поток туристов.
— Таким образом, можно свести к минимуму экологические риски? Даже если на Байкал будет приезжать, как прогнозируется, 5 млн туристов в год?
— Прелесть Байкала — в его дикой первозданной красоте, в его чистоте. Развитие туризма в рамках определенной концепции как раз и поможет ее сохранить. Ведь экология страдает, когда нет никакого регулирования. Нужно четко понимать, как и за счет каких средств будет, например, организована прокладка коммуникаций и строительство канализационно-очистных сооружений и как потом окупятся эти инвестиции. А что делать с мусором?
— В процессе подготовки концепции вы и на эти вопросы готовите ответ? Это не просто подборка идей?
— Мы анализируем ситуацию в комплексе, изучаем опыт других регионов и стран в части создания туристических объектов и законодательного регулирования отрасли. Важно не просто дать набор разрозненных идей, а предложить стратегию развития туризма на Байкале — рассчитать объем потенциальных вложений (со стороны государства и инвесторов), раскрыть экономический эффект от реализации запланированных мероприятий. Без участия муниципалитетов, правительства региона и федерации не обойтись. Выделение площадок под проекты, проведение сетей, строительство дорог, лоббирование интересов региона при включении в федеральные целевые программы, договоренности о льготном кредитовании ключевых инвесторов — все это в компетенции властных структур.
Понятно, что частные инвестиции не зайдут туда, где нет канализации. Но, чтобы проложить сети, нужно обосновать, что это даст в перспективе, на какие доходы можно рассчитывать. А мультипликативный эффект в туризме колоссальный. За счет развития этой отрасли реально наполнить бюджет, повысить уровень благосостояния населения в регионе, ведь работать в гостиницах, ресторанах, на турбазах будут местные люди. Реализация туристско-рекреационного потенциала позволит дать работу и возможности карьерного роста тысячам молодых людей. Вузы смогут готовить специалистов для индустрии гостеприимства, которые будут востребованы. В то же время кто-то должен будет строить новые объекты, и это тоже рабочие места.
— Вы не опасаетесь, что сейчас детально проработаете концепцию, а реализует ее кто-то другой? То есть кто-то другой будет зарабатывать на ваших идеях…
— Поверьте, концепция настолько масштабная, что места и работы хватит всем. Над документом, над проектами работает ведь не только «Байкальская виза». Клуб «Губерния» как общественная организация, наоборот, заинтересован в том, чтобы в проработке вопроса активное участие принимали все заинтересованные стороны, и в итоге была создана концепция, которая позволит нам выходить к инвесторам с хорошо подготовленными предложениями, а также претендовать на федеральные деньги. Мы начали взаимодействие с компанией «Байкальские стратегии» Романа Ищенко, мы планируем работать с такими специалистами, как Сергей Маяренков, Алексей Козьмин. Мы хотели бы открыть филиалы клуба «Губерния» в других городах нашей области. Везде есть активные неравнодушные к своей малой родине предприниматели, и мы будем вовлекать таких людей в общую работу по развитию нашего региона.
— Говорят, что в регион могут прийти и китайские инвесторы. Это благо или?.
— Инвестиции — это хорошо. Но все зависит от того, как регион поставит себя в этих отношениях. Они должны быть выгодными для обеих сторон, действительно партнерскими. Сейчас процессы стихийные, их нужно регулировать. Китайский бизнес у нас должен работать по нашим правилам, в том числе и в части экологии. А к конкуренции с крупными инвесторами мы готовы, откуда бы они ни пришли. «Байкальская виза», в частности, в качестве своих услуг уверена.
— А на какой стадии сейчас разработка концепции?
— Мы подготовили основу — перспективный план развития четырех прибайкальских территорий, которые притягивают основные потоки туристов. Это город Иркутск, Ольхонский, Слюдянский и Иркутский районы. Теперь стратегия развития уже для каждой территории прорабатывается детально, с целями, с конкретными проектами, с цифрами по затратам. По каждой туристической зоне создаются рабочие группы. К обсуждению мы привлекаем местных активных, опытных и думающих предпринимателей.
Думаю, в ближайшие полгода появится такой вариант стратегии, которую мы будем готовы представить Москве. И, надеюсь, начнется плотная, системная работа с инвесторами, в области появится наконец реальный туристический кластер, который поможет зарабатывать — и городу, и региону, и его жителям.
Ольга Брайт