Дмитрий Бердников: «Необходимо консолидировать усилия всех уровней власти»

В этом году для думы города Иркутска стартовала новая пятилетка: начал работу VI созыв депутатов. После выборов, прошедших в сентябре, состав городской думы обновился наполовину: народными избранниками стали как опытные депутаты, так и молодые политики. Возглавил думу Дмитрий Бердников, ранее не проявлявший активного участия в политической жизни города. Однако первые месяцы работы показали, что новый спикер представительного органа власти сумел объединить вокруг себя профессиональную команду, которая нацелена работать на благо города.

Дмитрий Бердников: «В моем округе много частного сектора, поэтому он отличается от спальных районов, но типичен для Правобережного округа и центра города».

— Дмитрий Викторович, в этом году вы впервые вошли в состав иркутской городской думы. Для многих иркутян вы человек новый. Скажите, что повлияло на ваше решение пойти из бизнеса в политику?

— Этот вопрос журналисты мне задают очень часто. Если ответить коротко, то я хотел понять, как власть решает проблемы города и горожан. Хотел понять, как расставляются приоритеты, почему некоторые вопросы остаются долгое время открытыми.

— Вы избирались по округу №18. Какие проблемы есть у этой территории? Какие задачи ставят перед вами жители района?

— В моем округе много частного сектора. Поэтому он отличается от спальных районов, но типичен для Правобережного округа и центра города. Есть проблемы с дорогами, с нехваткой детских садов. Очень больная тема — ветхое жилье. Большое количество домов, которые нужно сносить, а людей переселять. Все эти проблемы нужно решать системно.

— Какие проблемы вы видите в городе как депутат?

— Если говорить о городе в целом, то сюда добавляются состояние дорог, коммунальное хозяйство, общественный порядок, транспорт. Отдельно можно выделить точечную застройку, которая не дает возможности соответствующим образом развивать придомовую инфраструктуру. И наша главная задача улучшить качество жизни наших горожан. Для этого мы будем прилагать максимум усилий.

— В шестой состав думы вошли как опытные депутаты, так и молодые политики. Будучи председателем думы города Иркутска, как вы оцениваете новый состав депутатского корпуса? Получилось ли наладить конструктивный диалог с мэрией?

— Все депутаты сразу включились в работу, потому что в период предвыборной кампании общались с жителями, и каждый из них для себя определил приоритеты. Теперь нам нужно выработать единую стратегию по решению городских проблем. Кроме того, я думаю, нам будут помогать наши более опытные депутаты. Нам необходимо консолидировать усилия всех уровней власти.

Что касается работы с городской администрацией, то мы, безусловно, работаем консолидированно. Конечно, возникают споры при обсуждении тех или иных вопросов. Но без этого никуда. Как говорится, в споре рождается истина.

— Вы затронули вопрос благоустройства. Прежний состав думы активно занимался внедрением спортивных площадок в городе, озеленением. Вы продолжите эту линию?

— Конечно, продолжим. Это необходимо на благо наших горожан. Хочется сделать все и сразу, но нам приходится выбирать наиболее проблемные объекты. Каждый депутат совместно с жителями отрабатывает списки адресов на ремонт дворов, установку детских площадок и благоустройство частного сектора. Кстати, в следующем году на развитие сектора индивидуальной жилой застройки запланировано более 100 млн руб.

— Как, на ваш взгляд, развивается дорожное строительство в Иркутске? Ранее сообщалось, что в 2015 году будет начата реконструкция Маратовской развязки. Остались ли эти планы в силе?

— Дорожное строительство развивается не так активно, как хотелось бы. Но будем пытаться исправить эту ситуацию. Конечно, в условиях дефицитного бюджета это будет сделать непросто, тем не менее это важное направление нашей работы. Городу нужно привлекать бюджеты области и федерального центра, а может быть, внебюджетные источники. Что касается Маратовской развязки, то на последних депутатских слушаниях этот вопрос мы с коллегами как раз обсуждали. Он находится на депутатском контроле, подробно обсуждается раз в полгода.

В мае этого года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по корректировке проектной документации на реконструкцию транспортной развязки «Маратовская» с первоначальным разработчиком проекта — ОАО «Иркутскгипродорнии». Эти работы с получением положительного заключения государственной экспертизы должны завершиться до конца апреля 2015 года. В настоящее время полностью завершены инженерные изыскания, ведется проектирование. Кроме того, техническим заданием предусмотрено выполнение комплексного моделирования транспортной ситуации в Иркутске в трех временных срезах с учетом влияния транспортной развязки до и после реконструкции.

Реализация первого этапа проекта может быть начата в 2016 году. Сметная стоимость работ, в том числе первого этапа, сегодня определяется проектировщиком и будет представлена до конца этого года.

В рамках первого этапа работ предполагается удлинить участок существующего кольца вдоль улицы Баррикад. В ходе второго — строительство мостового перехода через реку Ушаковка, путепровода через Баррикад, реконструкция участка Карла Маркса до примыкания к мостовому переходу, строительство съездов от путепровода к улицам Баррикад и Радищева, переустройство коммуникаций и изменение схем организации движения на прилегающих улицах. Третий — строительство путепровода через Баррикад в створе улиц Рабочая и Рабочего Штаба в двух уровнях, на четвертом предстоит расширение улицы Ангарская и берегоукрепление Ангары и Ушаковки. Реализация проекта рассчитана на 9 лет. Ориентировочная стоимость — около 9 млрд рублей.

Сейчас главное понять, какие финансовые источники будут использоваться для реализации этого проекта. Депутаты также обеспокоены тем, чтобы проект соответствовал нашей действительности. Проектировщики уже давно работают над этим вопросом. К ним, кстати, по другим объектам у депутатов очень много претензий.

— Бюджет Иркутска на 2015 год принят, и он носит дефицитный характер. Насколько сложно новому составу думы начинать работу в условиях сжатого финансирования? Видите ли вы способы для роста доходной базы бюджета Иркутска в ближайшие годы?

— Да, действительно, мы приняли дефицитный бюджет, и я призывал всех к жесткому контролю за расходованием. Почему? Потому что мы, депутаты, всего за два месяца работы уже не один раз столкнулись с вопросом неэффективности использования денежных средств администрацией города. Этот вопрос поднимала контрольно–счетная палата, когда мы рассматривали эффективность программы по озеленению и благоустройству и где, по словам аудиторов, 300 миллионов рублей было использовано неэффективно. Этот вопрос у нас вставал во время депутатских объездов по улице Мира, где ведется ремонт дорожного полотна, и во время инспекции на спортивную площадку, которую построили в 11–й школе. Кроме того, у многих депутатов есть множество вопросов по деятельности четырех муниципальных унитарных предприятий: Центрального рынка, Асфальтобетонного завода, Автодора и предприятия «Агентство городского развития АГОРА», которое сдает в аренду муниципальную собственность.

Что же касается вопроса про то, на чем мы будем экономить, то я бы его развернул совсем в другую плоскость. Хорошо живет не тот, кто на всем экономит, а тот, кто старается больше зарабатывать. Депутаты считают, что перечисленные мной муниципальные унитарные предприятия, особенно это касается Центрального рынка, могут и должны приносить в город доход. Сейчас от них не поступает ни копейки в бюджет города. Мы намерены провести депутатскую проверку деятельности этих четырех МУПов, чтобы посмотреть, почему они не являются доходными. На сегодняшний день доходы бюджета не являются четко структурированными. Нужно эту проблему решать, делать бюджет более прозрачным. Ну а когда нам удастся найти дополнительные источники доходов, то мы закроем все недофинансированные расходные обязательства и программы.

— В конце ноября депутаты городской думы, входящие во фракцию партии «Единая Россия», предложили ввести в Иркутске институт сити–менеджера. Если решение будет принято, как это скажется на городе?

— Действительно, депутатская фракция затронула вопрос о том, что политическая составляющая в управлении городом должна быть отделена от хозяйственно–коммунальной. Это правильно. Когда мэр совмещает две эти функции, вопросы политической целесообразности могут довлеть над решением жизненных проблем горожан. Кроме того, в случае принятия закона мы сможем сэкономить бюджетные средства, запланированные на проведение выборов мэра города, а это около 40 млн рублей. Точку зрения по эффективности введения института сити–менеджеров разделяют не только мои коллеги по фракции, ее же придерживается и действующий мэр города Виктор Иванович Кондрашов. Он поддерживает разделение функций главы города и сити–менеджеров и введение ее в практику управления городом. Ну а все дальнейшие вопросы можно будет обсуждать и комментировать только тогда, когда будет принят областной закон. Все зависит от того, каким образом региональные законодатели отреагируют на наше предложение и каким образом этот закон будет сформулирован.