«Для тех, кому нужны здоровые работники»

Эксперт Иркутского ЦСМ Росстандарта — о процедуре оценки профессиональных рисков
«Серьезные компании, выстраивающие по-настоящему эффективную систему управления охраной труда не только на бумаге, но и на практике, внедряют так называемый риск-ориентированный подход. Чтобы обезопасить персонал компании, проводят профилактические мероприятия, исходя из реальных потребностей на рабочих местах, — отмечают эксперты Иркутского ЦСМ Росстандарта, который является региональным центром Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. — Спланировать такие мероприятия очень помогают результаты специальной процедуры — оценки профессиональных рисков».

Стоит сказать, что оценка профессиональных рисков — относительно новая процедура, и вопросов по ней у работодателей и специалистов по охране труда возникает немало. Кому поручить аудит опасностей? Какая методика лучше? Что делать с результатами оценки? За разъяснениями мы обратились к опытному профессионалу. По профессиональным рискам консультирует Татьяна Верозуб, начальник сектора специальной оценки условий труда Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Иркутской области.

— Если мы правильно понимаем, то процедура оценки профессиональных рисков помогает такую непростою сферу, как охрана труда, сделать более управляемой и предсказуемой, минимизировать вероятный вред здоровью сотрудников, снизить травматизм на рабочих местах?

— Абсолютно верно. Все мы помним пословицу: знал бы, где упадешь, соломки подстелил. Процедура, о которой мы сейчас ведем речь, как раз и позволяет определить такие проблемные, «скользкие» места и «не падать».

Если же перевести на язык принятых терминов, то оценка профессионального риска — это процесс определения значимости риска, связанного с опасностями, с учетом всех существующих мер управления и принятия решения о том, является ли риск приемлемым.

— Можно предположить, что аудит профессиональных рисков в первую очередь интересен организациям производственного сектора, добывающих отраслей, строительным и транспортным компаниям… В офисах же не так опасно, как, скажем, на месторождениях?

— Уровень и перечень опасностей для офисного сотрудника и буровика, очевидно, разнится. Однако не стоит недооценивать риски на рабочем месте секретаря, бухгалтера или менеджера по продажам. Определенные угрозы здоровью, если внимательно посмотреть, можно увидеть практически везде. Не случайно на сегодняшний день оценка профессиональных рисков как составная часть системы управления охраной труда является обязательным мероприятием для организаций, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. За отсутствие соответствующих документов, согласно КоАП, грозит штраф — до 80 тыс. руб.

Оценка профессиональных рисков — инструмент профилактический. Практическая польза: работодатель осведомлен о вероятности инцидентов различного характера в его организации. Именно это позволяет проводить мероприятия по охране труда осознанно и целенаправленно.

— В части охраны труда законодательство обязывает работодателя провести и ряд других мероприятий. Специальная оценка условий труда, производственный контроль — не дублирует ли оценка профессиональных рисков эти процедуры?

— Нет, у каждого из этих мероприятий свои задачи, своя специфика, свои документы «на выходе». Так, производственный контроль и спецоценка связаны с точными измерениями. Они фиксируют текущую ситуацию. А оценка профессиональных рисков работает «на опережение». Это профилактический инструмент.

Работодатель получает информацию о вероятности возникновения тех или иных опасностей. Чтобы ситуация не развивалась по негативному сценарию, компания может предпринять ряд мер. И от специалиста, проводящего оценку профессиональных рисков, работодатель получает четкие рекомендации по снижению рисков. Выбор за руководителем: что он готов сделать для безопасности своих людей?

Хочу обратить внимание, что каждого сотрудника нужно ознакомить с рисками. Чтобы на своем рабочем месте он не пренебрегал определенными правилами. Ответственность лежит на всех участниках трудового коллектива. Всем стоит понимать, что предпринять, чтобы риск не обернулся реальным вредом здоровью и жизни человека.

— А можете проиллюстрировать примерами, казалось бы, не совсем очевидные офисные риски?

— Приведу несколько примеров профессиональных рисков в офисе: можно порезаться бумагой, получить травму при падении тяжелых предметов, размещенных на шкафах. Лестницы в сочетании с высокими каблуками или эскалаторы, если не держаться за поручни, тоже связаны с опасностью. Это из «универсального». Но в каждом офисе, как и на любом другом рабочем месте, свой набор опасностей. Надо видеть реальную обстановку.

— Тем не менее типовые опасности вы оперативно обозначили. Чувствуется, что вы уже не в первый раз решаете подобную задачу. Существуют четкие методики оценки профессиональных рисков? Чек-листы? И возможно ли, вооружившись этими чек-листами, составить реестры рисков силами собственных специалистов компании или обязательно привлекать оценщика со стороны?

— Процедура оценки рисков подразумевает структурированный (!) процесс исследования, цель которого — взвесить вероятность возникновения тех или иных, связанных с ущербом здоровью людей, ситуаций. Существует широкий спектр хорошо зарекомендовавших себя методик, основанных как на прямых, так и на косвенных оценочных методах. В итоге специалист определяет профессиональные риски (в том числе неявные) с высокой степенью прогностической точности. Но для этого, подчеркну еще раз, нужно в достаточной степени владеть хотя бы одной из существующих оценочных методик. Квалификация специалиста, проводящего оценку профессиональных рисков, должна позволять ему еще и предложить адекватные мероприятия по управлению рисками.

— Методике можно обучить и назначить ответственными штатных специалистов по охране труда?

— Такой подход не противоречит законодательству. В этом, кстати, отличие специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию.

Профессиональные риски можно отработать своими силами (но обычно методом «проб и ошибок») или привлечь экспертов. Анализ, основанный на специальных знаниях и опыте, будет явно более глубоким, а взгляд со стороны — объективным.

— Какие документы составляет специалист, выполняя оценку профессиональных рисков? Как организован процесс?

— Оценка профессиональных рисков начинается с приказа руководителя предприятия о проведении процедуры. Определяется перечень рабочих мест, на которых будет проведена оценка. Далее происходит сбор исходных данных, идентификация опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, разработка мер управления профессиональными рисками.

Пакет документов по результатам оценки состоит из перечня рабочих мест, подлежащих оценке профессиональных рисков; перечня (реестр) идентифицированных опасностей; карт оценки профессиональных рисков; сводной ведомости оценки профессиональных рисков (реестр рисков); перечня мероприятий по снижению профессиональных рисков.

— Вы упоминали, что процедура требует работы специалиста на месте. Удаленно ее не сделаешь?

— Наша цель — снижение реальных рисков. А их видно только на реальном рабочем месте. Замечу также, что процедура оценки профессиональных рисков «живая», ситуация постоянно меняется, так как деятельность организации — процесс динамический, многофакторный. Перечень рисков на одном и том же рабочем месте может пополняться. Или, наоборот, что-то из этого списка порой выбывает, так как работодатель устранил опасность. Соответственно, выявленные опасности необходимо периодически пересматривать, корректировать документацию. Работа по обновлению реестров как раз уже не так сложна, как полноценная базовая оценка, потому вполне выполнима силами собственных сотрудников, отвечающих за охрану труда. Тем более если на первом этапе они были активно вовлечены в процедуру и были настроены перенять опыт специалистов.

— Функция специалистов ЦСМ — помочь и научить оценивать профессиональные риски. Контроль — задача Государственной инспекции труда. Она в этих вопросах очень строга?

— А как иначе? Есть регламенты — нужно следовать. Но я бы все же в качестве мотивации работодателя делал упор не на готовность к проверкам контролеров, а на реальную заботу о людях, которые трудятся в твоей компании. Дальновидный работодатель, понимающий, что в своем деле он не на один день, я уверена, искренне заинтересован в оценке и снижении профессиональных рисков. Эта процедура отнюдь не лишняя. Она позволяет руководителю обезопасить и себя, и сотрудников. Предупрежден значит вооружен, помните? Лучше все нюансы учесть.

— Напрашивается параллель. Когда в инструкции к микроволновой печи напишут, что сушить кошку внутри не рекомендуется…

— Неплохая параллель. И в судебном разбирательстве, если вдруг найдутся посушившие животное с претензиями, такая оговорка в документации будет очень полезна. Возвращаясь к профессиональным рискам. Я знаю пример уважаемой компании, где специалисты по охране труда строго следят, например, чтобы сотрудники по лестницам поднимались и спускались обязательно придерживаясь за перила — чтобы не оступиться. А если кто-то из работников нарушает правило и будет замечен, то ему вынесут предупреждение. И это правильно. Внутренний контроль соблюдения техники безопасности необходим. Лучше проводить профилактические мероприятия, чем потом разбираться в ситуации, когда кто-то пострадал, выплачивать компенсации, страховки и так далее.

Еще пример. Знаю, что порой девушкам сложно бывает принять стандарты корпоративного дресс-кода, касающиеся длины юбки или высоты каблука. А эти требования, между прочим, тоже могут быть прямо связаны с заботой о здоровье и жизни персонала.

Не сомневаюсь, что компания, которая просчитала профессиональные риски, работает над их минимизацией, будет более привлекательной для сотрудника. Это свидетельство «человечности», конкурентное преимущество на рынке труда, «плюс в карму» и имидж компании, где подумали о том, что твое рабочее место должно быть безопасно, максимально оградили тебя от факторов риска. Если упрощать мысль, сотрудник получает уверенность: он предприятию важен и нужен живым и здоровым.

Думаю, предлагая такую услугу, как оценка профессиональных рисков, мы воспитываем работодателя, помогаем ему стать лучше, выстраивая безопасные условия труда. Эта процедура имеет будущее, и, вероятно, требования в части оценки рисков будут только ужесточаться. Но это объяснимо, это еще один эффективный шаг со стороны компании в направлении повышения уровня организационной культуры — он «подтягивает» ее к современным стандартам не только в том, что касается качества товаров и услуг для клиентов, но с точки зрения выстраивания цивилизованных отношений с персоналом.

Остались вопросы? Специалисты Иркутского ЦСМ всегда готовы проконсультировать, а также организовать пробную оценку профессиональных рисков на выборочных рабочих местах в вашей организации.

Олег Усов