Дикая сказка

Режиссер Павел Бардин, намучавшийся со своей позапрошлогодней картиной «Россия-88», рассказывающей о банде скинхэдов в формате псевдодокументального кино и чуть было не арестованной за экстремизм, и со своей новой лентой с трудом добрался до широкого проката. Комедия «Гоп-стоп», созданная в жанре пост­модернистского лубка, не попала в конкурсную программу ни одного приличного кинофестиваля, была презентована в Перми в сентябре прошлого года, а в Иркутске оказалась и вовсе только на прошлой неделе. Между тем кино о робингудствующих гопниках получилось довольно занятное.

Подрастающее поколение провинциального городка Нижний Верхолуйск представлено зрителю в образе двух закадычных друзей, промышляющих мелким воровством, грабежом и мошенничеством и мечтающих стать криминальными авторитетами. Поведение их настолько нелепо и гиперболизировано, что ничего кроме улыбки вызвать не может. Василий (Петр Федоров) и Тарас (Александр Голубков) пьют самогон, курят коноплю и, кажется, больше ничем заниматься не хотят, но у судьбы на их счет имеются другие планы. Она подкинет им то сумку травы, то украинскую проститутку с синими волосами, то вернет из психиатрической клиники Васиного отца, то выгонит из дому. Ошалев от несправедливости жизни, они начнут партизанскую войну с коррумпированным мэром собственного города, а также его лучшими друзьями — криминалом, бизнесом и милицией.

Сам Павел Бардин называл «Гоп-стоп» прощанием с постмодернизмом, имея в виду, что больше не будет пользоваться его приемами в своих фильмах. Но зато уж в этой картине он оторвался по полной, так что это вовсе не прощание, а скорее приветствие постмодернизма. Напичканный цитатами из огромного количества фильмов (начиная с балабановских «Жмурок» и заканчивая «Рок-н-рольщиком» Гая Риччи под аккомпанемент группы «Сектор газа»), диковатым юмором и хлесткими диалогами, к приятному удивлению лишенными мата, «Гоп-стоп» выглядит как акт чистого современного искусства. Местами он даже похож на какой-нибудь контркультурный видеоарт.

Почти все происходящее на экране сопровождается закадровым текстом, начитанным отцом режиссера, мультипликатором Гарри Бардиным. Сам этот текст написан в сказовой манере, типа «И вернулись девяностые, и одрябли сердца людей, что яблоки прошлогодние». Это добавляет картине еще одну плоскость — сказочную. Слоган у фильма, кстати, такой: «Сказка от создателей «Россия 88».

Внимательный зритель найдет одно немаловажное связующее звено обоих фильмов Павла Бардина. В абсолютно не похожих друг на друга по жанру, и в той, и другой истории есть один общий персонаж — Владимир Путин. Но если в «России 88» он подан злостным тираном типа Гитлера, то в «Гоп-стопе» — это добрый дядя, который может прилететь и запросто навести справедливость.

Кажущаяся нелогичность сюжета и монтажа на самом деле вполне удачно коррелирует с реальностью абсурда русской жизни, который мы наблюдаем каждый день и без всякого кино. Но если в этом кино весело, то в жизни страшно.