ДФО пойдет на обгон

Дальнему Востоку предложили «опережающую» модель развития
Министерство РФ по развитию Дальнего Востока провело первое публичное обсуждение проекта госпрограммы социально-экономического развития Дальнего Востока. Ожидается, что предлагаемые меры позволят сформировать условия для ускоренного развития Дальнего Востока, превратив его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой. Эксперты уверены, что в регионах ДФО назрела острая необходимость в реализации такого проекта.

В случае успешной реализации программы ключевые социально-экономические показатели ДФО превысят общероссийские, уверен Виктор Ишаев. Фото Павла Кассина

Минвостокразвития провело в Москве первое публичное обсуждение проекта госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года». Согласно программе, доля макрорегиона в экономике России должна вырасти с 8,5% до 10,2%, доля промышленного производства — в 1,7 раза, доля обрабатывающих производств —с 8,1% до 8,4 %, производительность труда—более чем в два раза, численность населения — до 12,4 млн человек. Общая площадь жилых помещений на одного жителя должна вырасти с 21 кв. м до 31,5 кв. м. Средняя начисленная заработная плата, с учетом покупательной способности, должна превысить среднероссийские показатели на 30%. «Идеология программы — создать условия для ускоренного развития Дальнего Востока. Модель „догоняющего развития» нас не устраивает, нам нужна модель „опережающего развития»», — заявил министр по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель президента России в ДФО Виктор Ишаев в ходе обсуждения проекта госпрограммы. В Минрегионе ожидают, что в случае успеха реализации госпрограммы объем ВРП к 2025 году увеличится в 2,6 раза по сравнению с 2011 годом.

В состав госпрограммы планируется включить две федеральные целевые программы: «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов на период 2007-2015 годов». В программу войдут такие проекты, как реконструкция Транссиба и Байкало-Амурской магистрали, и другие программы по развитию транспортной системы, а также горнодобывающей отрасли, машиностроения и туристической сферы.

По мнению Виктора Ишаева, федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года» потребует «порядка 100 млрд руб. федеральных средств в год и порядка 800 млрд руб. привлеченных средств, плюс средства по остальным программам».

Как сообщили в пресс-службе полпредства, представленный к обсуждению проект госпрограммы еще в стадии проработки. «Сейчас главный вопрос — проектное наполнение программы», — цитирует главу Минвостокраз-вития пресс-служба. Виктор Иша-ев отмечает, что сегодня необходимо определить перечень первоочередных проектов, которые получат финансирование в ближайшие два-три года. Затем будут рассмотрены проекты, реализуемые до 2018 и 2025 годов.

Проект госпрограммы будет доработан с учетом предложений и замечаний, поступивших в ходе обсуждения, и в конце января передан в правительство РФ для дальнейшей корректировки. 21 марта документ планируется рассмотреть на заседании кабинета министров.

Виктор Ишаев также заявил, что на следующем этапе Мин-востокразвития России представит проект федерального закона «О развитии Дальнего Востока», где будут определены преференции, льготы, в том числе налоговые, и другие механизмы, способствующие более эффективному использованию возможностей Дальнего Востока и его ресурсной части.

Представители бизнеса Приморья положительно оценивают планы властей по развитию региона. «В настоящее время доходы с валового рубля в регионе ниже, чем в целом по России, из-за издержек и транспортных расходов», — говорит заместитель директора владивостокского филиала ОАО «РЖД-логистика» Иосиф Гурджа. По его словам, то, что транспортная сеть нуждается в модернизации, давно очевидно. «Плановая, скоординированная со всей отраслью и рассчитанная не только из текущих, но и потенциальных показателей по грузопотоку реконструкция транспортной системы позволит перераспределить нагрузку по направлениям, оптимизировать логистические потоки на железной дороге, что в конечном счете приведет к повышению доходности бизнеса, развитию смежных отраслей», — уверен господин Гурджа.

Представленная программа — неплохой вектор для развития, считают аналитики. «Сегодня экономика региона—в тяжелом положении. Показатели доходности едва превышают 10%, кредитные ресурсы стоят очень дорого. В такой ситуации не то что развиваться, выживать сложно», — говорит директор Центра стратегических разработок Михаил Терский. По его словам, в программе заложены неплохие предпосылки д ля привлечения в регион инвестиций. «Бизнесу необходимы условия в виде удобной инфраструктуры, определенных налоговых преференций, выгодного кредитования, тогда появятся средства и возможности для обновления, развития, для „жизни»», — заключил эксперт.

Ксения Писарева