Детям мороженое, бабе цветы!

85-летие Леонида Гайдая отметили в Иркутске
В Иркутске с большим размахом отметили 85-летний юбилей классика советского кинематографа Леонида Гайдая. В кинотеатрах начались благотворительные показы его бессмертных комедий, в музеях открылись выставки, посвященные творческому пути режиссера, а 30 января в КДЦ «Художественный» прошел памятный вечер в честь юбиляра, на котором, в частности, был презентован архитектурный проект «Бульвар Гайдая». Иркутянам в очередной раз напомнили, насколько богата талантами земля сибирская.
Автор книги о Леониде Гайдае Владимир Березин считает, что иркутский период жизни режиссера недооценен. Фото Евгения Козырева

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области. В Иркутске провел детство и юность. Окончил железнодорожную школу №10 (ныне лицей №36 РЖД). В 1947 году получил актерские навыки в театральной студии при Иркутском драмтеатре. В эти дни немало вспоминали о том, что Гайдай до переезда в Москву сыграл на иркутской сцене порядка 30 ролей. Однако в драматическом театре разводят руками: по сохранившимся документам классик числился у них монтировщиком сцены. «В то время было мало артистов, поэтому в качестве статистов на сцену выпускали очень многих, в том числе и монтировщиков сцены, роль массовки заключалась в том, чтобы, например, в едином порыве крикнуть ура», — говорят в литчасти театра. В 1949 году Гайдай уже поступил на режиссерское отделение ВГИК в Москве, учителя — Иван Пырьев, Григорий Александров, Михаил Ромм. Разумеется, он неоднократно приезжал в Иркутск, уже будучи режиссером, но ни об Иркутске и в Иркутске не снимал своих «искрометных комедий». Да, вот еще что. Однажды Леонид Гайдай в газете «Правда» прочитал фельетон о браконьерах. Эта небольшая стихотворная заметка послужила основой для его первого фильма «Бес Барбос и необычный кросс», сценарий которого, как говорят, тоже был написан в Иркутске. Короткометражка, прославившая не только режиссера, но и актерское трио Никулина, Вицина и Моргунова, увидела свет лишь в 1961 году. Всего же режиссерское наследие Леонида Гайдая составило 17 фильмов, среди которых были и неудачи, и невероятно успешные картины. После самых удачных работ режиссер обязательно приезжал в Иркутск, чтобы поклониться городу.

Исследователь иркутского периода жизни Леонида Гайдая, написавший по этой теме не изданную пока книгу, журналист Владимир Березин занимался организацией и прошлого юбилея классика. В этот раз иркутская администрация также доверила ему проведение мероприятия. Полный зал кинотеатра «Художественный», который носит имя режиссера с 2001 года, аплодировал отрывкам из школьных сочинений, посвященных Гайдаю, смотрел самодеятельные этюды студентов. Отдельным пунктом праздничной программы стал телефонный звонок жене Леонида Гайдая — актрисе Нине Гребешковой, которая не смогла приехать в Иркутск в силу возраста. Она выразила благодарность за то, что ее мужа не забывают на родине, и сказала теплые слова собравшимся. Наиболее интересным в день юбилея стала презентация архитектурного проекта «Бульвар Гайдая». Его планируют создать на улице 3-ей Железнодорожной, недалеко от дома, в котором жил нынешний юбиляр. Как рассказала архитектор Елена Григорьева, сам бульвар, который обязательно должны украсить скульптуры, будет вымощен в виде кинопленки. Завершился вечер показом документального фильма «Гайдай всегда Гайдай», снятого Восточно-Сибирской студией кинохроники к прошлому юбилею режиссера.

Как это обычно и происходит во время юбилеев известных людей, родившихся или когда-либо живших в Иркутске, в памятную дату вытащили все, что так или иначе связано с их именами. Так произошло и с Гайдаем, которого с Иркутском, в сущности, связывало немногое. Разумеется, если осуществится проект с бульваром, это украсит город, но относиться серьезно к игрушкам, которыми играл маленький Леонид Гайдай, а теперь они выставлены в Музее города, просто смешно. Конечно, идея создать в Иркутске Дом-музей Леонида Гайдая выглядит заманчиво и, бесспорно, повысит интерес туристов, однако хотелось бы, чтобы его экспозиция отличалась от банальных выставок, посвященных режиссеру. Думается, важно не то, чтобы все помнили, что Гайдай прожил в Иркутске в общей сложности около 10 лет, большая часть из которых приходится на несознательное детство, гораздо важнее сами фильмы, которые и так все прекрасно помнят. В советском кинематографе не было ни одного режиссера, чьи фильмы с такой легкостью расходились бы на цитаты, а к большинству своих картин он сам написал сценарий. Но никто ведь не говорит, что он почерпнул их именно здесь? Поэтому богу богово, детям мороженое, бабе — цветы.

Антон Кокин