Детские страшилки как повод для взрослого разговора

в новом спектакле «Аистенка»
Свой юбилейный 80-й сезон иркутский театр кукол «Аистенок», кажется, весь решил посвятить экспериментам. Так, уже в конце августа главный режиссер театра Юрий Уткин впервые открыл иркутским зрителям бурятские легенды в своем спектакле «Маленький воин Эхирит — сын Байкала». Впереди у театра — сказка «Калиф-аист» для слабовидящих и слепых, а 28 октября публике представили спектакль для семейного просмотра по детским страшилкам.

«Все о страшилках, ужастиках и кошмариках» — такое название получил новый спектакль новосибирского режиссера Сергея Иванникова, обладателя двух премий «Золотая маска», уже успевшего поставить в «Аистенке» несколько детских сказок. Он впервые решил обратиться к детям от 10 лет — аудитории, для которой редко работают театры кукол. «Их сложнее всего увлечь. Но проблема еще и в том, что для этого возраста нет серьезной драматургии», — говорит Сергей Иванников.

Увлечь подростков режиссер решил тем, что популярно у них самих, а именно страшными историями, или страшилками. «Страшилка — это жанр короткого устного рассказа, цель которого напугать слушателя, — отмечает он. — Мне кажется, именно со страшилок начинается собственное живое творчество и самореализация у детей. Но я хотел, чтобы и взрослые вспомнили ту пору, когда были детьми — пионерские лагеря, ночные отбои, когда все с замиранием сердца слушали страшные истории о черной руке, гробе на колесиках и так далее».

Постановка уже начала вызывать споры в педагогическом сообществе — некоторые учителя говорят, что такие спектакли детям показывать ни в коем случае нельзя, другие — что это, наоборот, необходимо.

Впрочем, никакого гроба на колесиках или черной руки в спектакле нет. Литературным материалом постановке послужило творчество популярного детского писателя из Петербурга Валерия Роньшина. Специализирующийся на детских детективах и приключенческих книгах, он также пишет и короткие поучительные рассказы, заставляющие юных читателей задуматься над тем, как бы они поступили в той или иной фантастической ситуации. Один из сборников таких рассказов как раз и называется «Все о страшилках, ужастиках и кошмариках» — он-то и был взят за основу нового спектакля.

Режиссер выбрал восемь новелл и сам выступил художником-постановщиком своего спектакля (кстати, именно за художественную часть Сергей Иванников получил свою первую «Золотую маску»). На сцене он построил готический замок, из дверей которого, похожих на крышки гробов, выходят граф Дракула и ведьма. Они-то и рассказывают детям и взрослым «рассказки» (страшные истории), которые разыгрываются актерами «Аистенка» при помощи кукол внутри замка. Среди коротеньких историй есть рассказы о том, как один мальчик обыграл свою смерть в компьютерную игру; о том, как портрет дедушки расстреливал всех учителей, чтобы внук получал на уроках одни пятерки; о том, что жена Пушкина была людоедкой и съела солнце русской поэзии…

Получились этакие «байки из склепа», на самом деле скорее забавные, чем страшные, ведь благодаря артистам они разыгрываются в пародийном ключе. Ни одна миниатюра не содержит в себе нравоучений или морализаторства, хотя во всех содержится нечто такое, что, так сказать, способно научить ребенка плохому. Но фокус состоит в том, что зритель должен самостоятельно сделать выводы из произошедшего на сцене. А для того чтобы помочь ему в этом, после каждого спектакля в театре решили устраивать обсуждения с участием психолога. Нужно ли это самим детям? Пожалуй, нет. Скорее всего, им и в школе хватает разговоров на тему «что хотел сказать автор». Самое главное в этом спектакле то, что театр кукол, возможно, впервые говорит со своим зрителем без скидок на возраст, предлагая ему самому начать думать. Настоящее искусство не должно давать готовых ответов и рецептов, и новая работа Сергея Иванникова на иркутской сцене как раз из таких, поэтому «Аистенок» можно поздравить с хорошим спектаклем. А тот факт, что он вышел аккурат накануне Хэллоуина только добавляет ему определенной своевременности. Впрочем, в театре говорят, что это чистая случайность. Да это и неважно — Хэллоуин пройдет, а спектакль в репертуаре останется.

Надо сказать, что постановка уже начала вызывать споры в педагогическом сообществе — так, некоторые учителя говорят, что такие спектакли детям показывать ни в коем случае нельзя, другие — что это, наоборот, необходимо. Но мудрый Сергей Иванников заложил в свою работу послание и для взрослых зрителей. Цитируя легендарное произведение группы «Пинк Флойд» The Wall в финале спектакля, он заранее отвечает на все споры и разногласия — хватит относиться к детям, словно к бездушным одинаковым куклам. Каждый ребенок индивидуален и должен делать самостоятельный выбор.

Антон Кокин