Дерево как искусство

Международный фестиваль деревянной скульптуры «Лукоморье» прижился в Приангарье
Под Ангарском, в небольшом селе Савватеевка есть чудесное «Лукоморье», воспетое Пушкиным в поэме «Руслан и Людмила». Здесь, в густом сосновом лесу, есть все, что описывал Александр Сергеевич: и леший, бродящий между деревьями, и русалка, смеющимися глазами смотрящая на вас с дерева. Тут много и других чудес. Например, герои русских народных сказок — смотрите, вот старик и старуха из «Сказки о золотой рыбке», — персонажи из древнегреческих мифов (парящий в воздухе Икар и прикованный к скале Прометей), удивительные животные. И чудесны они не только своей сказочностью, но и исполнением: все жильцы «Лукоморья» выполнены из дерева искусными мастерами. В этом году парк пополнился новыми обитателями: жизнь людей, животных и насекомых украсили цветы дивные — именно так звучала тема IV международного фестиваля деревянной скульптуры «Лукоморье», который прошел в Савватеевке в конце мая.

В этом году в работе фестиваля «Лукоморье» приняли участие 32 скульптора (19 команд) из четырех стран мира — России, Украины, Монголии и Чехии. Фото Евгения Козырева

Байкальские просторы славятся своим чистым прозрачным льдом — сюда едут ледовые скульпторы со всего мира, чтобы поработать с ним. Примеры того — фестивали «Хрустальная нерпа» и «Табун ветров». Но есть в Приангарье и другой уникальный материал, который известен на весь мир. Речь о зеленом золоте Сибири — о лесе. В теплый сезон тех же скульпторов влекут сибирские кедры и ангарские сосны, из которых мастера создают уникальные произведения искусства — деревянные скульптуры. И делают они это в рамках удивительного проекта — на фестивале «Лукоморье», который уже четыре года подряд проходит в селе Савватеевка Ангарского района, всего в часе езды от столицы Восточной Сибири.

Сами скульпторы признаются, что подобный проект такого масштаба уникален для России: площадок для работы с деревом у нас практически нет. В мире этот формат также не снискал популярности, более известны только ледовые аналоги. За четыре года работы сама территория проекта — площадка детского оздоровительного лагеря «Лукоморье» — превратилась в уникальный парк, где представлены несколько десятков деревянных скульптур.

Каждый год организаторы выбирают единую тему фестиваля. Так, в прошлом году мастера соревновались в натуралистичности изображения гигантских насекомых, в позапрошлом — работали над героями древнегреческих мифов и легенд. Первый фестиваль, прошедший в 2011 году, был посвящен сказкам. В этом году темой фестиваля стали «Цветы дивные».

Показать свое видение темы решились 32 скульптора (19 команд) из четырех стран мира — России, Украины, Монголии и Чехии. Первоначально заявки на участие подали более 40 команд, но одна часть отсеялась из-за недостаточного уровня мастерства, другая — по личным причинам. Не смогли в этом году приехать скульпторы из Болгарии и Мексики. Зато география российских участников была очень широка: кроме жителей Иркутской области, в Савватеевку приехали гости из Перми, Рязани, Сергиева Посада, Петербурга и других городов.

Цветы участники показали по-разному. Некоторые авторы сделали ставку на цветы в традиционном их понимании. Так, иркутский мастер Даниил Сафонов создал философскую композицию «Жизнь цветка». Скульптура изображает три вехи жизни растения: рождение, цветение и увядание. Одна из монгольских команд — всего их было три — показала, как колибри пьет цветочный нектар. Ребята из Перми, Илья Мехряков и Егор Куклин, изобразили в своей работе цветение папоротника: на широких листах растения в изящной позе стоит прекрасная женщина. «Доказано, что ранее на земле были только лиственные растения. Каким образом появились цветковые — неизвестно. Папоротник, как известно, не дает цветов, но существует легенда, что он цветет раз в год — в ночь на Ивана Купала. Мы решили показать свой взгляд на эти предположения: в нашей версии папоротник цвел один раз в жизни, много миллионов лет назад, и таким образом подарил жизнь всем цветущим растениям. Этот момент цветения мы и отразили в своей работе», — рассказал Илья Мехряков.

Было много сказочных мотивов: так, две работы были посвящены хозяйке медной горы и Даниле-мастеру, который смастерил каменный цветок, одна — Дюймовочке, крохотной девочке, родившейся из цветка. На площадке также было много эльфов с резными крылышками: для них, как известно из сказок и легенд, цветы — основные места обитания. Удивили зрителей и две прекрасные работы по теме сказки «Аленький цветочек». Одна из них, созданная мастером из Тельмы (Усольский район) Иваном Зуевым, заняла третье место. Скульптор — кстати, он является чемпионом фестиваля Ice Alaska — 2014, мирового первенства по ледовой скульптуре — изобразил момент перевоплощения чудища в прекрасного принца. Работа поражает своей тонкостью и детальной проработкой: шкура зверя прописана так, что виден каждый волосок, своей реалистичной остротой пугают когти. За это ее и оценило жюри.

Третье понимание цветочной темы было метафоричным. Например, еще одна команда из Перми создала работу «Тигровая лилия», в которой образ цветка был создан телами мужчины и женщин. «Основные элементы соцветия — пестик и тычинки, то есть мужское и женское начала», — объясняет задумку Алексей Васюков, один из участников команды. А монгольская команда во главе с Баттуром Энхтуром создала скульптуру беременной женщины на фоне солнца. «Дети — это цветы жизни», — объяснил автор. В итоге эта работа заняла на фестивале второе место — жюри отметило, насколько тонко сумели монголы передать свою идею в сложном образе и при этом не потеряли национального колорита. Разделили с монголами вторую ступеньку пьедестала российские мастера Матвей Макушкин и Евгений Тимочкин: они также обыграли детскую тему, создав хоровод из малышей, которых заботливо держат руки взрослого человека. Эта скульптура так понравилась руководству детского лагеря, что она станет его символом, отметил директор «Лукоморья» Александр Смокотин.

А первое место заняла работа иркутских скульпторов — Руслана Карелова и Юрия Карпенко. Она называлась «Пробуждение»: в чашечке цветка после сна расправляла крылышки крохотная девушка, и вслед за ней пробуждалась и природа — к солнцу начинали тянуться рядом растущие бутоны. Авторы очень гармонично вставили в бутоны подсветку, что придало работе особый шарм. «Эти мастера постоянно принимают участие в фестивале, но до этого призовых мест не занимали. В этом же году их работу признали лучшей и профессиональное жюри, и детское жюри, и сами участники фестиваля», — рассказал Александр Смокотин.

Александр, как один из идейных вдохновителей конкурса, вложил в этот проект всю душу. Он сам проводит экскурсии гостям «Лукоморья»: буквально ловит заходящих посетителей у входа и, без стеснения, начинает рассказывать им о проекте, о работах, о резчиках. Слушать его можно бесконечно. За один воскресный день работы «Лукоморья», по его признанию, экспозицию посетило более 700 человек. «Я, рассказывая о работах, часто задаю вопрос посетителям: как вы понимаете ту или иную композицию? Очень немногие отвечают — не хотят думать. Каждая работа у нас подписана, но мы думаем о том, чтобы убрать подписи — тогда люди будут больше фантазировать, представлять, включать ассоциативное мышление. То есть от нас они уйдут, обогащенные новыми образами», — уверен Александр Смокотин.

К сожалению, вход в «Лукоморье» для гостей ограничен: в июне и июле здесь работает детский лагерь, поэтому территория закрыта для посещений. Но с конца августа сюда снова можно приезжать, чтобы насладиться прекрасным. «Мы планируем сделать парк поющих цветов. Ко всем скульптурам, которые созданы в этом году, мы подведем освещение и включим подходящую по сюжету музыку. Парк будет работать с 22 августа», — пообещал Александр Смокотин. А пока организаторы фестиваля думают о создании парка поющих цветов, скульпторы начинают готовиться к следующему, юбилейному, фестивалю. Его тема уже определена: «Душа поэта». Поле для фантазии очень широкое, уверены резчики.