Депутаты приглашают губернатора

По итогам октябрьской сессии
На сессии Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области, состоявшейся 24 октября, у депутатов возникло множество вопросов к областной администрации. К примеру, депутатов интересовало, когда вернутся в бюджет 2 млрд рублей, почему заместители губернатора оказываются под арестом, зачем региону собственность, которую он не имеет права приобретать. Присутствовавшие на сессии чиновники обладминистрации не смогли в должной мере ответить на эти вопросы. В этой связи депутаты решили на ноябрьскую сессию пригласить губернатора Приангарья Александра Тишанина, чтобы выяснить у него все «из первых рук».

Депутат Антон Романов (справа) потребовал объяснений от администрации Иркутской области. Фото Евгения Козырева

Призрачные миллиарды

В ходе сессии председатель ЗС Виктор Круглов сообщил, что два поступивших к нему депутатских запроса от Сергея Левченко и Антона Романова по областному госпакету ОАО «Верхнечонскнефтегаз» ЗС будет готовить к отправке в обладминистрацию, губернатору Александру Тишанину. По словам спикера регионального парламента, депутатов интересует, «была ли пересмотрена сумма оценки областного государственного пакета акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз». Также депутаты спрашивают у губернатора Приангарья, по какой окончательной стоимости был внесен указанный пакет акций в уставный капитал ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания», поступили ли деньги из ТНК ВР владельцу акций с учетом окончательной оценки.

Напомним, что первоначально пакет акций ОАО «Верхнечонскнефтегаз» (ВЧНГ) были переданы ОАО «Восточно-Сибирская газовая компания» (ВСГК) Иркутской областью как ее соучредителем в качестве оплаты дополнительной эмиссии. На тот момент эти акции были оценены в 170 млн рублей. Однако едва придя к власти, губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил о неправомерности передачи этого пакета ВСГК. При этом губернатор особенно упирал на то, что стоимость пакета ВЧНГ не соответствовала действительности и была существенно занижена. Впоследствии этот факт подтвердили и эксперты, производившие переоценку. Вновь озвученная цена акций в разы превосходила первоначальную и составила свыше 2,1 млрд рублей. На фоне дефицита областного бюджета, ставшего для нашего региона в последние годы болезнью хронической, эта сумма могла сыграть весьма существенную роль в решении социально-экономических проблем. Однако для начала ее нужно было вернуть в региональную казну. А посему губернатор Иркутской области Александр Тишанин заявил тогда, что передача в качестве оплаты допэмиссии акций ВЧНГ «не отвечает экономическим интересам региона».

В итоге ВСГК была вынуждена принять решение о продаже этого пакта акций второму совладельцу этой компании — ТНК-ВР, а та, в свою очередь, должна была перечислить плату за них Иркутской области. Однако здесь появилась юридическая проблема — как передать вырученные средства по назначению. Перечислить их напрямую в бюджет на законных основаниях не получалось. Тогда было принято решение о том, чтобы покупатели акций перечислили деньги в созданную при участии областных властей общественную организацию Региональный фонд «Развитие Приангарья». После этого фонд, в свою очередь, мог уже без труда направить эти средства в областную казну в качестве добровольного пожертвования.

Неофициальная информация о том, что торги состоялись и деньги в фонд перечислены, появилась повсеместно. Однако официально региональные власти не спешат ее подтверждать, не озвучивают они и конкретную сумму, вырученную в результате сделки.

Оба депутатских запроса как раз и направлены на то, чтобы добиться ясности в отношении столь солидной суммы бюджетных средств, блуждающих в неизвестном направлении.

Локомотив преткновения

Еще одним из важных вопросов сессии было внесение изменений в областной бюджет текущего года. При обсуждении этого закона вновь замаячил призрак акций ВЧНГ. Среди прочих пунктов, предлагавшихся в качестве поправок в бюджет, фигурировало и некое безвозмездное пожертвование от Регионального фонда «Развитие Приангарья». Депутат Антон Романов в своем выступлении выразил уверенность в том, что это и есть часть средств, которые ТНК-ВР должна была перечислить и, видимо, перечислила в счет оплаты пакета акций ВЧНГ. Однако озвученная сумма составляла лишь 37 млн рублей, а пожертвование было строго целевым, а именно предназначалось для «приобретения в областную государственную собственность комплекса зданий и сооружений спортивного назначения». Формально предполагалось провести в соответствии с бюджетным законодательством конкурсы, торги — в общем, неукоснительно следовать букве закона. Реально же президент этого фонда Алексей Козьмин заявил прямо, что «в Иркутской области под сформулированные требования подходит только один спортивный комплекс — «Локомотив». И именно его предполагалось приобрести на «благотворительные пожертвования».

Если раньше без пропуска в здание обладминистрации нельзя было только войти, то в последние годы меры безопасности столь ужесточились, что теперь без него нельзя и выйти… Последней новинкой в защитных бастионах «серого дома» стали шлагбаумы на подъезде к нему.

Надо отметить, что о «Локомотиве» депутаты слышат отнюдь не в первый раз. Еще в июне при внесении очередных изменений в бюджет текущего года представители обладминистрации предлагали заложить в него средства на покупку этого спорткомплекса, принадлежащего Восточно-Сибирской железной дороге. Аргументируя перед депутатами необходимость его приобретения, они упирали на то, что в его ремонт уже заложены бюджетные средства. Впрочем, такой аргумент сыграл против обладминистрации — депутаты вполне резонно восприняли это как нецелевое использование бюджетных средств, поскольку они вкладывались в собственность коммерческой организации. Помимо этого, в первой половине года дефицит бюджета был наиболее ощутим, дыр было намного больше, чем заплат, а потому заплату размером в 35 млн рублей можно было приспособить туда, где она была более необходима. Также вставал вопрос о том, сколько средств потребует в дальнейшем его содержание. Решающим же аргументом стало заявление представителей правового управления областного парламента о том, что приобретение этого комплекса в областную собственность противоречит федеральному законодательству.

Однако областные власти, судя по всему, уже никак не могут отказаться от идеи его приобретения. На этот раз они попытались зайти с другой стороны — приобрести условно неизвестный «комплекс зданий и сооружений спортивного назначения» на условно благотворительные средства. Все выступавшие со стороны областной администрации в защиту этой строки бюджета подчеркивали, что, во-первых, нигде ни о каком «Локомотиве» в документах официально не упоминается, во-вторых, речь идет о деньгах сторонней организации, не имеющей к бюджету никакого отношения, об источнике пожертвований которой они не знают и пытаться узнать прав не имеют. Впрочем, что именно скрывается подо всей этой «условностью», было ясно всем участникам сессии, как и то, что условно «благотворительные» средства можно направить на гораздо более насущные нужды. Правовое управление ЗС также не изменило за это время своей позиции и заявило, что, пока в регионе нет программы развития спорта, он по-прежнему не имеет права приобретать в собственность такие объекты. «Не дело области покупать себе стадионы!» — подчеркнул вице-спикер, председатель бюджетного комитета Геннадий Истомин.

Между тем депутаты поинтересовались, почему бы «столь щедрому» Фонду развития Приангарья не пожертвовать средства на другие гораздо более проблематичные объекты в регионе. На что Алексей Козьмин заявил: «Пишите заявки — мы рассмотрим». Эту фразу риторически прокомментировал вице-спикер областного парламента Сергей Мутовин: «А что, у вас так много денег, что вы всем можете помочь?» Впрочем, писать заявки и ждать их рассмотрения парламентарии все же не стали — они просто исключили из бюджета строку о покупке спортивного комплекса, а затем 6,8 млн рублей из них направили на завершение строительства сельского клуба в Ербогачене.

Вопросы к исполнительной власти

Воспользовавшись трибуной сессии, высказали свои претензии к областным властям депутаты Думы Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Проблема заключалась в том, что их, в отличие от депутатов ЗС Иркутской области, не пускают в здание областной администрации просто по удостоверению или какому-то иному документу. «А ведь у нас у всех теперь один губернатор», — высказался один из окружных депутатов. Конституционный закон предполагает равенство в правах депутатов области и округа, поэтому поднятый вопрос стал причиной бурного и весьма эмоционального обсуждения избыточности мер безопасности, которыми окружена исполнительная власть. Жесткая пропускная система в «сером доме» ни для кого не секрет — попасть туда можно, либо имея документ, подтверждающий ваше право на допуск в «святая святых», либо созвонившись с телефона КПП с нужным вам чиновником, который должен отдать команду милиционеру на вахте о выписке пропуска для вас. Впрочем, на сессии начальник Главного правового управления администрации Иркутской области Артем Кудашов депутатам округа обещал в дальнейшем не чинить препятствий на входе в крепость региональных властей.

Кстати, если раньше без пропуска в здание обладминистрации нельзя было только войти, то в последние годы меры безопасности столь ужесточились, что теперь без него нельзя и выйти… Последней новинкой в защитных бастионах «серого дома» стали шлагбаумы на подъезде к нему. «Скоро уже пулеметы навесят», — комментируют нововведения парламентарии. «Такое впечатление, что там Пентагон какой-то», — отметил депутат Гайдар Гайдаров.

Еще один вопрос, касающийся деятельности областной администрации, поднял при обсуждении повестки сессии Антон Романов. Он выразил убежденность, что исполнительная власть должна объясниться перед депутатами, как случилось, что под арестом оказался заместитель губернатора, и как вообще могла сложиться ситуация, приведшая к этому. Депутаты также припомнили то, как в прошлом году ЗС предпринимало попытки внести изменения в Устав региона. Эти изменения как раз и должны были обязать губернатора согласовывать кандидатуры на место заместителей главы администрации и другие высокие посты с депутатами. Тогда Александр Тишанин наложил на эти изменения свое вето, после чего продолжилась чехарда со сменяющими друг друга на этих постах чиновниками.

Однако после того, как на минувшей неделе заместитель главы администрации Иркутской области Сергей Воронов был задержан сотрудниками следственного отделения ГУВД как фигурант по делу о нецелевом использовании кредита в 42 млн руб., полученного ОАО «Дорожная служба Иркутской области», терпение депутатов лопнуло. Ряд депутатов поддержали предложение Антона Романова потребовать от областной администрации разъяснений. Чиновники первоначально упирали на тайну следствия. Однако парламентарии заметили, что на раскрытие тайны следствия они и не претендуют. Но вот ознакомиться с теми посылами, которые привели к этому, им было бы крайне любопытно. В частности, их очень интересует деятельность исполнительной власти в целом и кадровая политика главы администрации в частности.

В результате обсуждения этих острых вопросов на сессии было принято решение пригласить губернатора Александра Тишанина на ближайшее заседание областного парламента, которое состоится в ноябре. Пока же большинство вопросов просто повисли в воздухе.

Елена Петрова