Депутатские инициативы для региональной экономики

В Государственной думе РФ начался новый сезон работы. Депутаты работают не только над инициативами федерального правительства, но и вносят собственные. В числе таких парламентариев и депутат ГД от Иркутской области Сергей Тен. В этом году он предложил изменить закон о госзакупках, для того чтобы бюджетные учреждения не страдали от так называемых профессиональных «жалобщиков», а также призвал ускорить рассмотрение вопроса по экологической экспертизе на Байкале.

Профессиональным «жалобщикам» в сфере госзаказа поставят барьер

Сергей Тен внес в Координационный совет по законотворческой деятельности фракции «Единая Россия» в Государственной думе проекты федеральных законов по совершенствованию законодательства в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Эти инициативы должны внести изменения в федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Первым из них вносятся изменения и дополнения в главу 6 федерального закона №44-ФЗ, которыми предусматривается уточнение прав и обязанностей участников контрактной системы в сфере закупок, усиливается механизм их правовой защиты, устанавливаются нормы, значительно снижающие возможность злоупотребления в отношении них правом на подачу жалобы.

Второй из них направлен на создание дополнительных гарантий для добросовестных участников закупочных процедур путем введения в главу 7 КоАП РФ нового состава правонарушения — «злоупотребление правом на обжалование действий (бездействия) участников закупки».

Сергей Тен отмечает, что данная инициатива направлена на борьбу с профессиональными «жалобщиками» в сфере госзаказа и всецело направлена на защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц при осуществлении закупочной деятельности, а также оптимизацию работы органов государственной власти и местного самоуправления в данной сфере.

«К примеру, больница или оздоровительный лагерь закупают современное восстановительное оборудование для детей и организовали конкурс, в котором победила добросовестная проверенная организация с качественной техникой и хорошей ценой. По действующей практике проигрывающие конкуренты, их аффилированные лица или просто профессиональные «жалобщики» без каких-либо оснований, изучения документации начинают подавать заявления в ФАС о том, что конкурс является непрозрачным, его документация неверная и тем самым затягивают приобретение оборудования, пытаются добиться отмены закупки», — рассуждает Сергей Тен. По его словам, с другой стороны — такие жалобщики зачастую имеют намерения просто получить деньги от победителя конкурса лишь за то, чтобы жалоба была ими отозвана.

Поможет эта инициатива и другим социальным учреждениям, например муниципальным или региональным учреждениям культуры, библиотекам, школам, проводящим закупки, но не имеющим по объективным причинам в своем штате юристов или специалистов по закупочным процедурам, готовым отстаивать права муниципалитета или государства в административных инстанциях или суде.

«Таким образом, данные законодательные инициативы значительно облегчат жизнь добросовестным участникам закупочной деятельности, причем как со стороны общества и государства, так и со стороны бизнеса», — подчеркивает Сергей Тен.

Вопрос с экологической экспертизой на Байкале не нужно затягивать

10 октября состоялось первое в осенней сессии заседание межфракционной рабочей группы «Байкал», возглавляемой депутатом Государственной думы Сергеем Теном.

В мероприятии приняли участие депутаты Государственной думы и члены Совета Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства, руководитель федерального проекта «Сохранение озера Байкал» Иван Валентик, руководитель проектного офиса Минприроды России Дмитрий Галанкин, руководитель профильного департамента, курирующего государственную политику в сфере особо охраняемых природных территорий и Байкальскую природную территорию Алексей Титовский, руководитель департамента финансово-экономического обеспечения Роман Земцов, представители департамента Минприроды России, курирующего нормативно-правовое регулирование, а также иные заинтересованные стороны.

В ходе заседания депутаты заслушали доклады представителей исполнительной власти о плане реализации национального проекта «Экология» и входящих в него федеральных проектов. Был обсужден проект «Сохранение озера Байкал», находящийся в настоящее время в стадии формирования, обращено внимание на необходимость включения в него конкретных территорий и объектов Байкальского региона, в том числе Слюдянки, Байкальска, Култука, Листвянки, района Улан-Удэ, рек Хилок и Селенега и другие. Депутаты предложили предметнее отработать с населением и в целом с субъектами федерации Байкальского региона по перечню объектов и территорий для их потенциального включения в паспорт проекта «Сохранение озера Байкал». В рамках федерального проекта «Чистый воздух» были отмечены планы по его реализации в отношении городов Чита и Братск.

Председатель комитета Государственной думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев сообщил о проведении совместно с комитетом Государственной думы по экологии и охране окружающей среды парламентских слушаний на тему «Законодательное обеспечение реализации национального проекта «Экология» и пригласил к участию все заинтересованные стороны.

Председатель межфракционной рабочей группы «Байкал» Сергей Тен предложил, с учётом значимости вопроса, выделить в федеральных проектах национального проекта «Экология» индикаторы эффективности по субъектам федерации Байкальского региона там, где это возможно и целесообразно, что нашло понимание у представителей депутатского корпуса и органов исполнительной власти.

Законодатели обсудили также ход подготовки правительством федеральных законов, изменяющих порядок прохождения государственной экологической экспертизы на Байкальской природной территории, а также выполнение мероприятий по охране озера Байкал и экологическому развитию Байкальской природной территории в рамках профильной федеральной целевой программы.

Депутатами было отмечено, что вопрос с государственной экологической экспертизой на Байкальской природной территории стоит уже очень долго и крайне остро, затягивать его дальше не представляется возможным. Представители Минприроды сообщили, что законопроект, изменяющий порядок прохождения государственной экологической экспертизы на БПТ, проходит согласование в аппарате правительства и государственно-правовом управлении президента России. Законопроектом предполагается освобождение от прохождения экспертизы объектов социальной инфраструктуры на основании постановления правительства, разрабатываемого на основании мнений регионов.

Однако, как отметил Сергей Тен, «необходимо направлять подзаконные акты правительства, предусмотренные данным законопроектом, в межфракционную рабочую группу «Байкал» уже к первому чтению, а не на более позднем этапе, как это установлено нормативными документами».

«Это позволит рассмотреть законопроект комплексно, в сжатые сроки и эффективно. Точно такие же у нас замечания и к подготовке постановления правительства, изменяющего критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III, IV категорий. Изменения назрели давно, их ждут люди, проживающие на особо охраняемых территориях, представители бизнеса, однако представленный сегодня документ в текущей редакции требует доработки».

По итогам рассмотрения данных вопросов депутаты межфракционной рабочей группы «Байкал» и руководители Минприроды России договорились тесно взаимодействовать на постоянной основе по вопросам нормативно-правового регулирования Байкальской природной территории и ее социально-экономического развития.

Промежуточные результаты реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе федерального проекта «Охрана озера Байкал», будут рассмотрены на заседании межфракционной рабочей группы «Байкал» в июне 2019 г. На нем же будут подведены текущие итоги реализации ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Исполнение программы имеет существенные недостатки и недоработки, как было отмечено в ходе обсуждения.

В конце заседания были подведены итоги совместных мероприятий межфракционной рабочей группы «Байкал» и НО «Фонд развития моногородов», посвященных вопросам развития моногородов Байкальского региона, а также рассмотрены результаты круглого стола «Байкал — научно-образовательный и экологический ресурс мирового класса, основанный на уникальных качествах». Работа по этим двум направлениям продолжается.

Олег Усов