Денис Мацуев: «Я уже не принадлежу себе, но мне это нравится»

Сегодня он выступает в Москве, завтра в Хельсинки, через два дня в Торонто, а через неделю в Токио… Один из самых востребованных пианистов мира Денис Мацуев дает больше сотни концертов в год в России и за рубежом, но никогда не забывает про родной Иркутск, в котором родился и получил начальное музыкальное образование. Своему детищу — международному фестивалю классической музыки «Звезды на Байкале» — он отдает много сил, стараясь привозить в Приангарье лучших музыкантов планеты. О кочевой жизни гастролирующего музыканта, новых технологиях в продвижении классики, государственных премиях, музыкантском кризисе и подрастающих дарованиях — в материале «Иркутской области. Сибирь».

— Денис Леонидович, вы один из самых премированных музыкантов России: уже несколько раз становились лауреатом Государственной премии, почетный гражданин Иркутска, входите в совет при президенте России по культуре и искусству, в этом году получили звание Народного артиста РФ. Какое у вас ощущение от всего этого?

— Тут надо сказать, что звания артистам присуждаются только в России. Например, невозможно представить себе народного артиста Соединенных Штатов Америки или Франции. Такой практики больше нигде нет. Но я не вижу в ней ничего зазорного. Это оценка государства за твою работу, и нужно уметь это ценить, хотя некоторые люди сейчас относятся к этому с некоторой прохладцей. Я их понимаю — за последние 10 лет эти звания раздавались, скажем так, подозрительным людям из эстрадного мира, поэтому были немного девальвированы. Но в последние годы к присуждению этих регалий опять стали подходить очень серьезно, а уж госпремии дают вообще две или три в год представителям культуры. Не скрою, это приятно. А с другой стороны, голова у меня не стала выше от этого. Я каким был, таким и остался. И когда я встречаюсь с друзьями в бане, приезжая в Иркутск, у меня нет ощущения, что что-то изменилось — мы все такие же, как и много лет назад.

— Вы все так же активно гастролируете или график изменился?

— Я каждый год хочу сократить количество концертов, но получается, наоборот, только больше. Наверное, это происходит потому, что я до сих пор не научился говорить нет. Причем сегодня процентное соотношение моих выступлений в России и за рубежом составляет 30 на 70 в пользу заграницы. Но я очень ценю свои выступления в России: я каждый год езжу от Камчатки до Калининграда, люблю свои дальневосточные, сибирские туры, волжский тур. Ну и, конечно, фестиваль «Звезды на Байкале».

— Какие наиболее интересные концерты у вас были в этом году?

— Знаменательными для меня были выступления с пятью лондонскими оркестрами и оркестром Берлинской филармонии, когда мы с Валерием Гергиевым исполняли Третий концерт Рахманинова. Прямая трансляция нашего выступления велась в интернете, и любой пользователь мира мог его посмотреть. Подсчитали, что концерт смотрели более миллиона людей. И это просто замечательно, что технологии дают сегодня такие возможности. Конечно, интернет не передает всей атмосферы концерта, но все равно представление о том, как это было, можно получить. Поэтому мы обязательно будем добиваться того, чтобы концерты «Звезд на Байкале» транслировались в интернете, ведь у нас случаются уникальные выступления. Это факт. И, к сожалению, далеко не все желающие могут их посетить.

Для меня очень важно, что в моем родном городе «Новые имена» представлены очень сильными ребятами, которые принимают участие в фестивале «Звезды на Байкале».

— Сколько у вас произведений в репертуаре?

— У меня примерно 45 концертов с оркестром и 18 разных сольных программ. Но дело не в количестве произведений. Гораздо сложнее играть хорошо известные вещи. Например, Первый концерт Чайковского я играл огромное количество раз, но сложность заключается в том, чтобы находить в нем что-то новое и показывать это слушателям.

— Остается ли у вас время на что-нибудь еще, кроме работы?

— Я подсчитал, что в целом в этом году дома в Москве я был 27 дней. Причем дней — это грубо сказано. Бывает так, что утром прилетел, переоделся и полетел дальше. Ты находишься в таком состоянии, что почти ничего не контролируешь. А принадлежишь ли ты себе? Я задавал себе этот вопрос много раз. Я знаю свое расписание до 2014 года и уже начал заполнять 2015-й. Я не могу не выступать даже несколько дней. С одной стороны, это как наркотик, а с другой стороны — когда-то надо будет подсократиться. Я уже не принадлежу себе — я это констатирую, но мне это нравится, я нахожусь в полном счастье. Ведь от самих концертов я не устаю, а, наоборот, подзаряжаюсь. Я устаю от другого — от перелетов, от смены часовых поясов…

— Но ведь нельзя вечно существовать в таком ритме.

— Многие журналисты задают мне вопрос: когда уже у вас наступит кризис? Всем это дико интересно. Все, видимо, очень этого ждут. У каждого музыканта, да и вообще у каждого человека, бывают свои кульминации в жизни. У музыкантов это может случиться в абсолютно любом возрасте: и в 10, и в 30, и в 50, и в 90 лет. Горовиц и Рубинштейн играли свои лучшие концерты в 80 лет. А у Оскара Питерсона расцвет был в 50 лет. Самое важное — это энергетика. Не техника, не свой внутренний образ. Потому что искусства без страсти, на мой взгляд, не бывает. Музыкант должен играть со страстью. Если этого нет, то можно даже не выходить на сцену. Нужно брать пример с Галины Вишневской, которая ушла со сцены в расцвете своих сил. Это был великий поступок великой женщины и великой певицы. Никто этого не замечал, но она почувствовала, что что-то начинает теряться, и ушла.

— Сегодня складывается такая тенденция в современном искусстве, что театр, кино, литература склонны отражать только негативную сторону жизни. А что происходит в академической музыке?

— У каждого произведения искусства есть некая химия, и эта химия, я считаю, должна быть положительной. Это касается всего искусства — в том числе и музыки. Ведь музыка тоже бывает арт-хаусной. Какофония, авангард и другие направления, которые были очень популярны в 80-е годы прошлого века. И сегодня есть целый пласт людей, которые это любят. Но мое глубокое убеждение состоит в том, что человек, который приходит на концерт классической музыки, должен уйти оттуда, запомнив хотя бы одну мелодию.

— В Иркутске открылся Дом музыки Дениса Мацуева, как вы оцениваете его появление? Как он будет функционировать?

Классическая музыка никогда не станет шоу-бизнесом, и никогда по центральным каналам в девять часов вечера не будет звучать концерт Чайковского.

— Это будет дом творчества. Там нет даже концертного зала, а есть гостиная на 50-60 человек, где можно устраивать творческие встречи, проводить мастер-классы, закрытые концерты. Я считаю, что это только начало того, что должно быть в городе. Потому что каждый раз, когда начинается фестиваль «Звезды на Байкале», я понимаю, что нам просто необходим концертный зал. Это наша потребность номер один. Если бы концерты, которые были в Иркутске за эти шесть лет, проходили в зале с акустикой для классической музыки — публика просто не представляет, что могла бы услышать. Это не умаляет достоинства Музыкального театра, но его акустика не приспособлена для классики. Я знаю, что подвижки уже есть, и есть решение, которое принято наверху по поводу Иркутска. Эта история будет развиваться, просто нужно подгонять процесс, чтобы он не растянулся на много лет. Для меня дело чести — открыть в Иркутске концертный зал, я буду прикладывать к этому все усилия.

— Есть ощущение, что фестиваль «Звезды на Байкале» сформировал вокруг себя определенную публику, которая растет год от года.

— Безусловно. У нас всегда в Иркутске была уникальная публика, но появилось и новое поколение, которое ходит на фестиваль и просто «подсело на это дело». Мне они сами это говорили. Но и в целом в России за последние 10 лет родилось много новой аудитории, которая хочет и умеет слушать классику. Но, с другой стороны, классическая музыка по определению элитарна и таковой будет всегда. Она не будет массовой, никогда не станет шоу-бизнесом, и никогда по центральным каналам в девять часов вечера не будет звучать концерт Чайковского. Однако мы не можем своим бездействием расширять ту толпу, которая одурманена и испачкана тем ужасом, что идет со всех телеканалов и радио. Наша задача немного очистить эту публику.

— Денис Леонидович, расскажите о деятельности благотворительного фонда «Новые имена», который вы возглавляете.

— «Новые имена» — это большая структура, в которую входит очень много всего. В первую очередь, это музыкальные инструменты, которые фонд помогает приобретать талантливым детям, стипендии разного объема, стажировки, возможность принять участие в летней школе, которая проходит в Суздале на протяжении 18 лет. Кроме этого, фонд дает возможность концертной прак­тики, организует гастроли по стране: вместе со мной юные музыканты принимают участие в программе «Новые имена» — регионам России», лучшие профессора Московской, Петербургской и других консерваторий приезжают в регионы, дают мастер-классы и отбирают наиболее талантливых для дальнейшего поступления в высшие учебные музыкальные заведения.

Для меня очень важно, что в моем родном городе «Новые имена» представлены очень сильными ребятами, которые принимают участие в фестивале «Звезды на Байкале». Достаточно сказать, что иркутяне в этом году получили два главных приза международного телевизионного конкурса «Щелкунчик», а значит, все это работает.

— Состоятся ли в начале следующего года ставшие уже традиционными Рождественские встречи с Денисом Мацуевым?

— Да, рождественские встречи обязательно состоятся. В следующем году будет два концерта: 5 и 7 января. Первое выступление пройдет вместе с замечательными музыкантами: Сергеем Крыловым (скрипка), который приедет из Италии, Борисом Бровцыным (скрипка) из Великобритании, Юлией Дайнека (альт), Александром Бузловым (виолончель). Вместе мы планируем сыграть произведения Рахманинова, Шостаковича и Бартока. А 7 января будет мой сольный концерт, в котором я исполню Сонату ля-минор Шуберта, Аппассионату Бетховена, Сонату ми минор Грига и фрагменты из балета «Петрушка» Стравинского.

— Какие планы на следующий фестиваль «Звезды на Байкале»?

— «Звезды на Байкале 2012» состоятся, как обычно, в сентябре. В них уже подтверждено участие Национального филармонического оркестра России под руководством Владимира Спивакова. В остальном программа еще формируется, и на данный момент никакие детали больше не разглашаются. Но я обещаю, что, как всегда, для иркутян будут играть лучшие музыканты и будет много сюрпризов.

Антон Кокин