«Денис Мацуев привозит в Иркутск осетрину первой свежести»

Постоянный ведущий концертов «Звезд на Байкале», литературовед и критик, музыковед, телеведущий, музыкальный обозреватель телеканала «Культура» Святослав Бэлза уверен: сегодня иркутский фестиваль набрал такой авторитет и славу, что является одним из лучших в мире. Корреспондент «Восточного формата» встретился с конферансье, чтобы поговорить о его дружбе с Денисом Мацуевым, приемах шоу-бизнеса в оперной музыке и любви к «Трем мушкетерам».

«Восточный формат»: Святослав Игоревич, вы большой знаток множества фестивалей классической музыки, как российских, так и зарубежных. Как смотрится на их фоне «Звезды на Байкале»?

Святослав Бэлза: Кто-то из журналистов уже меня немножко наивно спрашивал в Иркутске, какое место «Звезды на Байкале» занимают в мировой фестивальной иерархии. И я ответил, что второе после Зальцбургского фестиваля, который вообще считается главным музыкальным фестивалем в Европе и мире. Благодаря преданности Дениса родному краю и его международному признанию под его знамена становятся самые громкие имена российского исполнительского искусства, которые украшают афиши престижнейших концертных залов мира. И все они охотно приезжают сюда, чтобы полюбоваться Байкалом и порадовать слушателей.

ВФ: А, на ваш взгляд, публика доросла до столь высокого уровня?

С.Б.: Вы знаете, публика воспитывается такими фестивалями. Когда-то давно я был приглашен в Финляндию, чтобы снять фестивали, которые происходят там, знаменитые, имеющие давние традиции и богатую историю. И организаторы рассказывали мне, как все скромно начиналось: что первые концерты проходили в спортивных залах школ, и музыкантов негде было поселить, и публику. А теперь финские фестивали приобрели такое значение, что люди планируют свой отпуск, чтобы обязательно там поприсутствовать, и количество меломанов в эти дни превышает число жителей городов, в которых они проходят. Все это складывается десятилетиями. И я, наблюдая Иркутск с давних пор, когда еще приезжал сюда вести концерты великих певиц Людмилы Зыкиной и Тамары Гвердцители, задолго до фестиваля «Звезды на Байкале», вижу, с какой охотой люди идут на концерты и как они слушают. И когда Денис Мацуев организовал здесь фестиваль, Иркутск, конечно, стал важным городом на гастрольной карте, в том числе и моей. У фестиваля уже сложилась прочная репутация — о нем знают не только в нашей стране, но и за рубежом, и не только музыканты. Буквально перед отъездом в Иркутск я встретился на Московской книжной ярмарке с известнейшим французским славистом и коллекционером Рене Герра, который, узнав, что я лечу к вам на фестиваль, попросил передать привет Денису Мацуеву и сказал, что мечтает побывать на «Звездах на Байкале». Я передал Денису эти слова, и, я думаю, на будущий год мы пригласим на фестиваль Рене Герра.

ВФ: В качестве кого?

С.Б.: Он читает великолепные лекции о русском искусстве. Я уже сейчас вижу, что жанровые рамки фестиваля расширяются, и как раз присутствие такого знатока русской культуры может быть очень полезным. В Иркутске ведь очень хорошие традиции не только музыкальные, но и художественные. Так что встречи с молодыми художниками могут очень пригодиться всем. Фестиваль может стать многожанровым, во всяком случае в том, что он будет расширять свою палитру, у меня нет сомнений. Но, кроме того, фестиваль приобретет еще большую международность, если можно так выразиться. Потому что у Дениса есть грандиозные планы. Мы пока не будем забегать вперед, называя какие-то громкие имена, но рейтинг, выражаясь телевизионным языком, у Дениса сегодня такой, что с ним очень охотно выступают самые признанные зарубежные дирижеры, и некоторые из них уже выразили готовность и даже желание приехать на Байкал. Так что в будущем, особенно к десятому, юбилейному фестивалю парад оркестров, дирижеров и солистов сильно расширится. Я вам скажу по секрету: некоторые крупные музыканты с именами уже обижаются, что их до сих пор не пригласили на «Звезды на Байкале», потому что принять участие в нем считается очень престижным.

ВФ: А как сложилась ваше сотрудничество с Денисом Мацуевым?

С.Б.: Я познакомился с ним, когда он только переехал из Иркутска в Москву, будучи еще школьником. То есть я его знаю уже почти четверть века. И более того, наша дружба, несмотря на то, что я его почти вдвое старше, сложилась довольно рано. Я помню, как мы еще в 1994 году вместе с Денисом и его другом по центральной музыкальной школе в Москве, постоянным участником «Звезд на Байкале», виолончелистом Бориславом Струлевым ездили в большое турне по Дальнему Востоку. Мы тогда проехали с концертами по Хабаровску, Магадану, Петропавловску-Камчатскому, Южно-Сахалинску. И закончился этот тур в Чите, куда приехали родители Дениса из Иркутска с замечательно вкусными котлетками, приготовленными его бабушкой.

Я вообще много вел концертов с участием Дениса, и сольных, и коллективных, и фонда «Новые имена», который он возглавляет. Мы вместе бывали во многих странах, и, например, его первое выступление в «Карнеги-холле» тоже проходило при моем участии.

Я всегда старался прокладывать дорогу молодежи, а теперь и мне самому уже лестно сотрудничать с такими талантливыми музыкантами. Поэтому когда Денис задумал этот фестиваль, то, что я буду приезжать в Иркутск, чтобы его вести, получилось как-то само собой. Я восхищаюсь этими молодыми виртуозами, многих из них я знаю почти четверть века, и с удовольствием наблюдал, как из коротких штанишек вундеркиндов они выросли в настоящих мастеров, в гордость нашего музыкального искусства. Это действительно, как говорили в старину, первостатейные музыканты. И то, что Денис Мацуев, достигнув таких высот в исполнительском искусстве и общественном сознании, получив международное признание, так явно показывает свою любовь к родному краю, это дорогого стоит.

ВФ: «Звезды на Байкале» ведь не единственный фестиваль классической музыки в России, и даже сам Денис Мацуев курирует не один подобный фестиваль. А какова их общая глобальная цель, на ваш взгляд? Вот Денис Мацуев говорил в одном из интервью, что его задача, грубо говоря, очищать общество от засилия попсы.

С.Б.: Это правда, но я еще сказал бы иначе. Это счастье, что в нашей стране есть несколько музыкантов, которые гарантируют полный зал уже просто своими именами. Спиваков, Башмет, Гергиев, Мацуев… Они уже своей славой и именами привлекают в зал людей даже весьма далеких от классической музыки. На этих музыкантов уже есть, если хотите, мода, они стали определенными брендами. Но я в этом ничего зазорного не вижу. Я на подобные темы беседовал с Лучано Паваротти. Его, когда он начал выступать с Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго, тоже упрекали в том, что он вышел на площадь и тем самым предал великое оперное искусство. Но Паваротти был совершенно прав, потому что таким способом смог привлечь к оперному искусству внимание очень многих, в том числе и футбольных болельщиков, когда выступал на чемпионатах мира по футболу. А Монсерат Кабалье мне говорила, что, когда ей предложил спеть вместе Фредди Меркьюри, она пришла в ужас — негоже оперной диве выступать с рок-певцом, но он ее настолько покорил своей энергией, обаянием, что она согласилась и потом была очень довольна. Потому что благодаря этому ее узнали те, кто вообще никогда не был в опере. Так что я не вижу ничего зазорного в том, что иногда высокое классическое искусство прибегает к каким-либо приемам шоу-бизнеса.

ВФ: Но и сам фестиваль «Звезды на Байкале» как будто пользуется терминологией шоу-бизнеса, ведь само слово «звезды» распространено именно там.

С.Б.: Я бы не сказал. Наоборот, сам шоу-бизнес присваивает себе многое от классики. Например, называя своих певиц примадоннами, хотя на самом деле примадонны это Архипова, Образцова, Синявская. В нашем шоу-бизнесе скорее много звездной пыли, чем звезд. Поэтому некоторые понятия просто девальвированы и даже как-то неловко называть таких потрясающих представителей классического искусства звездами. Но на этот счет я часто вспоминаю высказывание знаменитого английского актера Лоуренса Оливье, который сказал: «Было время, когда актрисы мечтали стать звездами, теперь многие звезды мечтают стать актрисами». И к нашей эстраде это относится как нельзя больше. Я думаю, многие из наших так называемых «звезд» шоу-бизнеса мечтали бы стать певицами. Технический прогресс, прекрасный сам по себе, многих людей в шоу-бизнесе просто развращает. Великолепная техника позволяет сделать из безголосого существа то, что у них именуется «звездой».

Можно провести аналогию с литературой. Мне повезло в жизни: я дружил и много общался с великим писателем, которого называют последним классиком ХХ века, — Грэмом Грином, и он всегда свои романы делил на развлекательные и серьезные. Хотя мы понимаем, что его романы-развлечения — это, конечно, не то, что мы сегодня называем развлекательной литературой. И в то же время в его «серьезных» романах всегда были какие-то зацепки для читателя, чтобы не было скучно. В этом и есть большое мастерство.

ВФ: Хорошо, что мы пришли к литературе, потому что вы ведь по первому образованию филолог и много чего написали о ней. А как вы пришли к музыке?

С.Б.: Это было, конечно, в первую очередь влияние семьи. У меня оба родителя были музыкантами, а отец был профессором сначала киевской, потом московской консерватории. Он был и композитором, и крупнейшим музыковедом с международным именем, его книги переиздавались во многих странах, начиная с Англии и Америки и заканчивая Уругваем и Китаем. Мама тоже была композитором и музыковедом. Они, наверное, мечтали, чтобы я тоже стал музыкантом, и я параллельно занимался в единственной в то время специальной английской школе, меня учили музыке и в то же время, начитавшись «Трех мушкетеров», я потребовал, чтобы меня отдали в спортивную школу на фехтование. Так что со второго класса до конца университета я занимался фехтованием и был чемпионом Москвы, университета, ну а потом, став членом Союза писателей, написал предисловие к «Трем мушкетерам», чем немало горжусь.

ВФ: А почему все-таки вы не стали музыкантом?

С.Б.: Думаю, что в известной мере меня перекормили музыкой, которой в моем детстве было слишком много. Меня все время водили на концерты в консерваторию, Большой театр и так далее. Может, было какое-то чувство протеста, и потом я очень рано ощутил любовь к книге, литературе. Самое приятное было в том, что родители не стали делать трагедии из того, что я пошел поступать не в консерваторию, а в Московский университет.

ВФ: А сейчас, уже более 25 лет ведя
телепередачу о классической музыке на телеканале «Культура» и разъезжая как ведущий концертов, вы не переедаете музыки?

С.Б.: Нет. Вы знаете, я уже как-то привык. А кроме того, все время стараюсь разнообразить жанры. На том же канале «Культура» я веду не только передачи, посвященные оперной музыке или балету, но и встречи со знаменитостями «В вашем доме», и такую, кстати, популярную передачу «Романтика романса». И вы знаете, сколько благодарных людей ко мне подходило: и старшего поколения, и молодого! У людей ведь всегда есть потребность во второй реальности, и особенно сейчас, когда действительность страдает изрядной сердечной недостаточностью, искусство дает прививку от этого. Чайковский говорил, что мечтает о том, чтобы его музыка получала как можно более широкое распространение, чтобы люди в ней находили утешение и подпору. Я думаю, что канал «Культура» очень многим дает такое утешение и подпору. И то же самое делает фестиваль «Звезды на Байкале». Я всегда мысленно говорю Денису Мацуеву браво за то, что он привозит в Иркутск, что называется, «осетрину первой свежести», это действительно первостатейные музыканты, и старшего, и совсем молодого поколения. И у публики вырабатывается вкус: тех, кто побывал на концертах «Звезд на Байкале», уже не проведешь на мякине. Когда в 1989 году состоялось первое выступление Паваротти в Москве, я, помню, сказал тогдашнему директору Большого театра: «Теперь вам придется труднее работать». Так же и здесь.

PDF номера