Дело в кадрах

Разрыв между реальными потребностями рынка труда и существующими на нем предложениями не только в Иркутской области, но и по всей России становится все критичнее. Ставка на импортозамещение, планы реиндустриализации, казалось бы, прямо говорят: в почете квалифицированные рабочие и инженерно-технический персонал. Но вчерашние школьники и их родители упорно стремятся на экономические и юридические факультеты вузов. Прошедшая приемная компания не стала исключением. Почему же проблема, о которой все говорят, все про нее знают и слышали, не решается? АН спросил у экспертов.

Сегодня не так сложно найти пятикоординатный станок, как трудно найти токаря, который мог бы на нем работать и выдавать качественную продукцию. Фото Евгения Козырева

Дипломированный, но безработный

Проблему дефицита квалифицированных работников на российских заводах не могут решить уже лет 10-15, с тех самых пор как промышленность стала «разваливаться», рабочие перешли в категорию низкооплачиваемых профессий, тогда как «белые воротнички», бизнесмены, чиновники резко взлетели вверх в социальном статусе.

Сегодня, отмечают в региональном минтруде, вопрос кадрового обеспечения для предприятий становится все более актуальным. Еще в 2014 году чиновники разработали прогноз кадровых потребностей Приангарья до 2025 года. Документ наглядно демонстрирует: ситуация патовая.

Предприятиям, планирующим или уже реализующим в Иркутской области инвестпроекты, по их оценкам, в ближайшие 10 лет потребуется порядка 260 тыс. человек. При этом 80,8% потребности приходится на рабочие специальности (или 208,7 тыс. человек). Тогда как на долю работников с высшим образованием приходится лишь 11,9% спроса (30,8 тыс. человек). При этом, заметьте, в числе этого общего понятия «высшее образование» нет даже намека на так востребованных среди абитуриентов юристов и экономистов. Прежде всего работодателю будут нужны учителя и преподаватели (начальных классов, русского языка и литературы, математики, английского языка, дополнительного образования и др.); врачи различных специальностей (педиатр, терапевт, врач скорой медицинской помощи, акушер-гинеколог, хирург, рентгенолог и др.); инженеры (инженер-технолог, инженер-конструктор, инженер-сметчик, инженер-механик, инженер по охране труда, инженер-проектировщик и др.); воспитатели; мастера производства (горный мастер, дорожный мастер, мастер участка, контрольный мастер, мастер строительных и монтажных работ и др.).

В документе четко прописано: наименьшая потребность в работниках приходится на сферу финансовой деятельности (0,2 тыс. человек). Но цифры цифрами, а в реальности картина до абсурдности противоположна. Более 40% студентов всех курсов вузов Иркутской области составляют студенты, обучающиеся по направлениям «экономика и управление» и «гуманитарные науки». И эта тенденция, как ни печально, сохранится и в ближайшей перспективе.

«Образование ради образования сегодня никому не нужно»

Но и это только вершина айсберга, подчеркивают на предприятиях. Уровень подготовки выпускников даже требующихся сегодня специальностей далек от современных требований. Этому виной и часто устаревшее материально-техническое оборудование техникумов и вузов, несоответствие квалификации преподавательского состава. Но немаловажно и то, что участие самого бизнеса в практической стороне подготовки кадров все еще недостаточно. Решать проблему дефицита кадров, занимаясь подготовкой специалистов для своих производств самостоятельно или в тесном сотрудничестве с вузами, готовы только крупные корпорации, чаще всего недропользователи. Для них вложения в подготовку местных специалистов намного выгоднее, чем привлечение уже готовых кадров из других регионов или стран. Последнее требует как минимум строительства жилых городков с соответствующей социальной инфраструктурой, что выливается в немалую сумму. Небольшие же компании, те же строители, затратному обучению молодежи все же предпочитают гастарбайтеров. Хотя обратный процесс начинает набирать обороты и здесь.

Высокопрофессиональный научный и кадровый потенциал, современное IT-оборудование и программное обеспечение, доступ к информации — все это позволяет ИЦ «ИНЖИ Инжиниринг» завоевать лидирующие позиции на рынке подготовки квалифицированных специалистов в области инжиниринга и различных сферах промышленного производства.

«Образование ради образования сегодня никому не нужно, — говорит старший научный сотрудник инжинирингового центра «ИНЖИ Инжиниринг» ИРНИТУ Веденей Тютюнин. — Так получилось, что сейчас у нас слишком много специалистов разного уровня, которых упорно готовят, но которые не нужны в данный момент на рынке. В то же время все чаще возникает запрос от бизнеса на высококвалифицированные кадры по специальностям, которые вузы уже не готовят. Глобальные истоки этой проблемы понятны всем. В России уже 20 лет идет падение промышленности и производства, мы пришли к тому, что целые отрасли выпали из экономики, а впоследствии и из образовательного процесса. Сейчас в регионе практически исчезли фармацевтики-технологи, машиностроители горного оборудования, машиностроители химического оборудования, что особенно остро стало ощущаться в условиях экономической изоляции и ставки федеральных властей на импортозамещение. Все понимают, что надо развивать собственное производство, а это требует людей».

Инвестировать в персонал

Для сокращения существующего разрыва между потребностями экономики в модернизации и возможностями российского научно-исследовательского комплекса в 2013 году Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России начал реализацию проекта по созданию и развитию инжиниринговых центров на базе ведущих технических вузов страны. Самым восточным победителем конкурсного отбора претендентов стал инжиниринговый центр «ИНЖИ Инжиниринг» при ИРНИТУ. Основные направления работы ИЦ включают проектирование, строительство и реконструкцию особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капстроительства и подготовку кадров, основанную на высокопрофессиональном научном и инженерном потенциале вуза.

«Бизнес сегодня понимает, какую продукцию надо производить, где, в каком количестве, по какой цене. Но часто не может приступить к реализации планов, потому что нет старых инженеров, которые могли бы обучить молодых, часто не остается нужных педагогических кадров. И вот задача инжиниринга в сфере образования заключается как раз в том, чтобы переподготовить существующие кадры, найти «старых» экспертов или создать абсолютно новые кадры, выполнив в итоге заказ бизнеса», — говорит Веденей Тютюнин.

Для этих целей в структуре «ИНЖИ Инжиниринг» на этапе формирования был создан учебно-методический аттестационный отдел, в который как раз и стекаются заявки бизнеса на специалистов. «Если бы производственник пришел просто в приемную комиссию вуза, ему бы сказали: извините, таких не готовим. Мы же выполняем любую задачу, поступившую от бизнеса», — говорит руководитель центра. Учебно-методический аттестационный отдел готов подготовить нужную образовательную программу как для школьников, так и для специалистов в части повышения квалификации, провести ее через Министерство образования РФ, организовать и провести собственно обучение и выдавать в итоге документы установленного образца.

Весь процесс, к примеру, потребуется пройти «ИНЖИ Инжиниринг» по одному из последних заказов: на разработку технологии подъема мореной древесины и ее переработки. Древесины на дне Байкала, ее очень много. При этом переработать стандартными технологиями ее нельзя: только с помощью лазерной резки или с использованием особо прочной стали. Проблема и с ее поднятием на поверхность. «Мы столкнулись с тем, что у нас нет водолазов, нет грамотно обученных судоводителей, нет своего оборудования, способного переработать мореную древесину. Хотя в советское время этот процесс был вполне налажен, но сегодня утерян», — рассказывают в ИЦ. Схожие по сложности задачи ранее поступали от фармацевтической отрасли, отрасли переработки ядерных отходов и других.

Предприятиям нужны разные специалисты: и рабочие, и инженеры. Сегодня не так сложно найти пятикоординатный станок, как трудно найти токаря, который мог бы на нем работать и выдавать качественную продукцию, говорят в ИЦ. Проще его обучить под цели предприятия, и компании все больше осознают это. Положительный тренд нагляден и в результативных показателях работы «ИНЖИ Инжиниринг»: если в первый год деятельности центр подготовил пять специалистов, во второй — уже около 200 человек, а в 2015-м ИЦ рассчитывает вплотную приблизиться к отметке в 1 тыс. человек.