Дефицитное будущее: угрозы нет

Государственная льготная программа автокредитования работает вот уже почти четыре месяца. Дилеры, не раскрывая точных данных продаж, говорят, что спрос этот инструмент подогрел серьезно: машины стоимостью до 750 тысяч рублей расхватывают влет. И автосалоны оказались готовы к такому повышенному вниманию со стороны покупателей: практически все самые популярные модели машин хоть и в небольшом количестве, но еще есть в наличии. Некоторые модели отличились — их в салоне не оказалось, более того — предполагается многомесячное ожидание. Но это не удивило: за ними и без льготных программ стояли в очередь. В целом, выяснил корреспондент Al, большинство популярных моделей можно выбрать «под себя», поиграв цветом и комплектацией.

Предыстория

Государственная льготная программа автокредитования официально заработала в России с 1 июля, однако в настоящую силу вступила практически на месяц позже. Напомним, суть программы в том, что государство компенсирует банкам часть процентной ставки по потребительскому автокредиту, если говорить конкретнее — 2/3 ставки рефинансирования, что при сегодняшней ставке в 8,25% составляет 5,5%. Этот льготный процент в итоге дается клиентам — на него снижается процент по кредиту. Но только в том случае, если он приобретает машину стоимостью до 750 тысяч рублей сроком не более чем на три года и с первоначальным взносом не менее 15% от стоимости авто. Тут, по вполне здравой логике Минпромторга, оператора льготной программы кредитования, выигрывают все: покупатели получают дешевые кредиты и возможность ездить на личном транспорте, дилеры — рост продаж, а российская экономика — стимулирование в виде дополнительного финансового вливания потребительских денег.

Этот «аттракцион неслыханной щедрости» будет длиться 18 месяцев — до конца 2014 года. Сейчас, по прошествии четырех из них, уже можно сказать, что потребители распробовали эту конфетку от государства и убедились, что это не тайская «вкусняшка» с перцем внутри, а вполне милая на вкус вещь. Неприятного послевкусия программа и вправду не оставляет: по сравнению с аналогичной льготой, выпущенной в 2009 году, сейчас увеличилась сумма покупки, кроме того, нет ограничения по стране-производителю (в первую волну льготы давались только на машины российского производства). Из-за этого и повышенный спрос на этот продукт. Только в небольшой редакции Al два человека рассматривают возможность покупки машины именно с госльготой, еще несколько знакомых в окружении автора уже выбирают себе авто. Один уже купил: свой «Дастер» ему пришлось ждать два месяца. Собственно, именно после этого случая мы решили заняться темой дефицита автомобилей, которые по комплектациям и ценам подходят под программу льготного кредитования.

На выбор были взяты несколько популярных, можно даже сказать народных, моделей. Renault, Kia и Hyundai входят в пятерку самых продаваемых машин по стране по итогам первого полугодия 2013 года — именно поэтому у дилеров этих марок мы и решили проверить наличие популярных недорогих моделей. Volkswagen и Ford попадают в десятку, а их бестселлеры Polo и Focus являются очень популярными автомобилями. Собственно, за это они и попали в наш эксперимент. Официальных запросов дилерам мы делать не стали, решив докопаться до истины как «тайные покупатели». Легенда была простая: семейной паре необходим недорогой городской автомобиль для девушки, который обязательно по цене должен проходить по программе льготного кредитования. Машина нужна обязательно с автоматической коробкой передач, желательно хетчбэк, комплектацию хотелось бы средненькую, оптимальную по функционалу и стоимости. Были ограничения по цветам — не хотелось ни белый, ни серебристый, ни красный автомобиль, все остальные варианты рассматривались. Последнее условие — автомобиль должен быть в наличии, потому что купить хочется в пределах трех-четырех дней и сразу же ездить, без ожидания. С этими требованиями мы и отправились к дилерам.

Много «фордов»

Первым «объектом» стал Ford Focus. В зависимости от комплектации и объема двигателя модель может «влезть» в рамки госпрограммы по цене, а может и не влезть. Мы это знали, озвучили свою позицию менеджеру и попросили рассказать об авто, которые есть в наличии. И тут консультант нас удивил: «Вы можете взять по госпрограмме машину любой стоимости. Главное, чтобы в договоре была зафиксирована сумма 750 тысяч. Разницу между стоимостью и этой суммой можно оплатить наличными деньгами», — пояснил он и предложил посмотреть Mondeo, которые стартуют от 900 тысяч. Эта информация оказалась для нас новой. Понятно, что доп­оборудование, которое может стоить десятки тысяч рублей, выписывается отдельным счетом и не учитывается в общие 750 тысяч. Однако чтобы взять машину другого класса, значительно дороже, с большим первоначальным взносом, но по тому же дешевому кредиту — это было новостью. Мы это учли, но не стали выбиваться из легенды и вернулись к «фокусам».

Нам сообщили, что в наличии до означенной суммы есть четыре машины с объемом двигателя 1,6 разной мощности — 105 и 125 л.с., по ценам от 670 до 757 тысяч рублей. Но все это седаны. Нашелся один синий хетчбэк за 756,5 тысяч. Собственно, все. «Дешевые машины разобрали, сейчас в наличии их мало. В августе 95% продаж прошли по программе льготного автокредитования», — объяснил менеджер.

Уже после ухода из салона мы разговорились: раз можно немного вылезти из ценовых рамок, то в качестве варианта имеет смысл рассмотреть машину помощнее. Звонок менеджеру подтвердил наши ожидания: в наличии оказались два «фокуса» с двухлитровым двигателем: хетчбэк цвета «мокрый асфальт» за 769 тысяч и седан серо-коричневого оттенка. Возник вполне логичный вопрос: как же так, разница между машиной с движком 1,6 и более мощным агрегатом почти в одинаковых комплектациях всего 10-20 тысяч рублей? Менеджер сослался на разные партии — от поставки к поставке машины дорожают. Честно говоря, этот ответ нас смутил. Как и тот факт, что эти машины изначально не были нам предложены.

Честная Kia

Следующим на очереди стоял дилерский центр Kia. Вот кто по-настоящему использует госпрограмму для роста продаж! Наверное, на каждой второй выставленной машине тут красовался круглый плакатик с надписью: «Льготное автокредитование». Очень логичное решение: активного пиара в СМИ у этой программы нет, а так зайдет человек в салон — просто приглядеть себе машинку и помечтать, как он ее купит, а тут бац — и выгодные условия для приобретения: отказаться невозможно. Забегая вперед, сразу скажу: это единственный дилерский центр, где мы во время эксперимента видели такую активную агитацию.

В Kia по льготной госпрограмме можно купить массу машин: три разновидности «сида», народную Rio, маленький Picanto, а еще Venga и Cerato. Мы начали общение с менеджером с общего вопроса: что можно купить по оговоренной цене из того, что при этом есть наличии? «В наличии есть все», — улыбнулся менеджер и пригласил нас к компьютеру.

Мы остановились на классическом Kia Ceed — он удовлетворял всем нашим потребностям. Менеджер предложил нам машины в комплектации «люкс» — в наличии таких было пять штук, все — разных цветов, выбирай любой. Цена — 739 тысяч рублей. «А если посмотреть подешевле?» — захотелось мне. Оказалось, что тут разнообразия нет: своего покупателя ждала только одна машина за 699 тысяч в комплектации «комфорт». Более дешевые модели расхватали.

От подешевле мне резко захотелось вернуться опять к подороже — собственно, это обычное поведение потребителя, который еще до конца не определился. Я поинтересовалась, можно ли купить машину по льготной госпрограмме, которая будет значительно дороже 750 тысяч рублей. Мой вопрос сопровождал красноречивый взгляд в сторону Kia Sportage. «Максимальное удорожание — на 50 тысяч рублей, — оборвал полет фантазии менеджер. — То есть максимальная стоимость покупки в рамках программы — 800 тысяч рублей». На мой рассказ о щедром «Форде» молодой человек пожал плечами:

«Кредитный договор в любом случае будет оформлен на 750 тысяч рублей. И застрахована машина тоже будет на эту сумму. То есть покупателям невыгодно приобретать по этой схеме более дорогие машины — если случится страховой случай, им выплатят меньшую сумму».

Доступные Solaris и Polo

В нашей автомобильной эпопее следующим стал Hyundai-центр. Тут нас интересовал Solaris, давно и прочно занявший место народного автомобиля за хорошее соотношение «цена — качество».

Менеджер, прослушав нашу легенду, рассказала, что под программу подойдет и Hyundai i30. Мы сразу спросили, на сколько дороже установленного государством рубежа может быть машина, на что получили ответ: покупка должна строго укладываться в 750 тысяч рублей. На момент посещения салона в наличии было целых два i30 — золотистый и коричневый. В комплектации «актив» эти машины стоят по 769 тысяч, однако до конца ноября, с учетом промо-акции, цена составляет 739 тысяч (собственно, под госпрограмму без дилерских акций подходят либо модели на механике, самая дорогая из которых стоит 719 тысяч, либо нижняя модель на автомате в комплектации «классик» — 729 тысяч рублей).

В выборе более доступного Hyundai Solaris ограничивать себя лишь несколькими вариантами не приходится. Имеющегося ограничения в 750 тыс. рублей с лихвой хватает на то, чтобы купить даже самую максимальную комплектацию этого автомобиля.

После корейцев отправились к европейцам — в Volkswagen. Буквально после двух произнесенных фраз — «льготная госпрограмма» и «есть в наличии» — менеджер коротко ответила: «Polo, в наличии четыре машины». Можно было выбрать из трех седанов — серебристого, золотистого и черного — в самой дорогой комплектации Highline с дополнительным премиум-пакетом (система стабилизации ESP, мультифункциональный руль, датчики парковки сзади и так далее) за 647 тысяч. Еще в наличии была белая машина в комплектации Comfortlinе за 602 тысячи рублей.

Интересен поход в Volkswagen-центр оказался по другой причине: тут по госпрограмме можно получить одни из самых низких процентных ставок среди всех банков — собственная кредитная организация с учетом госльготы выдает кредиты всего под 5,9% годовых. Специалист даже рассчитала нам кредит. Условия следующие: стоимость машины — 647,5 тыс. рублей, первоначальный взнос — 98 тысяч (15%), срок кредитования — три года. «Фольксваген Банк Рус» дает ставку 5,9% при предъявлении стандартного пакета документов, подтверждающих доход (в том числе — справки 2-НДФЛ), в этом случае ежемесячный взнос составит 16,692 тысячи, а переплата — 51,411 тысяч рублей за все время кредитования. Если же клиент предоставляет только два документа, без подтверждений дохода, то процент будет выше на один пункт — 6,9%. Ежемесячный взнос составит 16,942 тысячи, а трехгодичная переплата 60,407 тысяч.

«Дастеры»: в лист ожидания, пожалуйста

Настал черед героя, который во многом и сподвиг нас на проведение этого эксперимента, — Renault Duster.

Эта машина и без акций была очень популярной, в прошлом июле я рассматривала ее как вариант для покупки, и мне сообщили: срок поставки не ранее чем в январе. Полазив на сайтах, выяснила, что такая беда не только в Иркутске: популярный полноприводный джип условно-усредненно за 600-650 тысяч приглядели многие.

Оказалось, сейчас ситуация почти не изменилась. Придя к дилеру в начале августа, знакомый — назовем его Алексей — поинтересовался полноприводным «Дастером» на механике любого цвета, который по цене подходит под госпрограмму. Надо сказать, что в программу влазят практически все модели. Конечно, взять хотелось подешевле: Алексей выбрал полноприводную машину на механике со 102-сильным движком объемом 1,6 итоговой стоимостью 680 тысяч рублей. Его сразу предупредили: ждать именно эту машину придется до февраля, а может быть, и до марта. Но лазейки есть: из-за длительного ожидания раз в две-три недели кто-то из клиентов стабильно отказывается от авто, так что полугодовое ожидание явно сократится. В результате так и оказалось: в середине октября появился «Дастер«-отказник, соответствовавший главным требованиям: вэдовость, механическая коробка передач и подходящий объем двигателя. Но машина в синем цвете обладала «наворотами», которые изначально наш герой брать не хотел: навигационная система, система курсовой устойчивости, кожаная оплетка руля, легкосплавные диски. В результате к авто комплектации Priviliage в базовой стоимости 639 тысяч добавились допопции на 51 тысячу. А итоговая цена, которую заплатил покупатель, вообще вышла на уровень 727 тысяч. Дополнительные деньги дилер взял за доставку автомобиля из Москвы в Иркутск. Но делать нечего: в итоге Алексей согласился на этот вариант, потому что ждать февраля 2014 году ему ой как не хотелось.