Дед Мороз от СССР

Образы Деда Мороза и Снегурочки уже настолько плотно вошли в сознание русского человека, что, кажется, будто бы они существовали всегда. Но на самом деле они появились сравнительно недавно — в советское время. Хотя их архетипы зародились намного раньше.

Фото Евгения Козырева

Прообразом главного новогоднего персонажа является обрядовый Мороз. В восточнославянских фольклорных сказках он описывается как закутанный в шубу старец невысокого роста с белой бородой, который «с елки на елку поскакивает да пощелкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. В некоторых преданиях его называли «Студенец» или «Трескунец». Раньше в губерниях (например, во Владимирской, Псковской, Московской, Смоленской и других) было распространено «кликанье Мороза», когда его зазывали с помощью специального приговора и угощали ритуальной пищей — овсяным киселем, кутьей или блинами. Такой обряд мог проходить в самые разные даты — во время святок, в канун Рождества, в крещенский сочельник, в Чистый четверг и на Пасху.

В литературную традицию Мороз вошел в 1840 году, когда в сборнике «Сказки дедушки Иринея» Владимира Одоевского было опубликовано произведение «Мороз Иванович». Это стало первой художественной обработкой обрядового персонажа. Любопытно, что действие сказки происходит весной — дети через колодец попадают в ледяную страну, где живет Мороз Иванович. В книге он представлен как добрый наставник и справедливый воспитатель — щедро одаривает всех трудолюбивых ребят, а ленивым вместо серебряных монет дает сосульки.

Корни образа Снегурочки — в народной сказке об ожившей девочке, сделанной из снега. Эта снежная героиня летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу, либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, разожженный в Купальскую ночь).

С 30-х годов XX века Дед Мороз и Снегурочка стали обязательными новогодними персонажами. «В советское время запрещалось отмечать религиозные праздники (в том числе и Рождество), но вместо них народу нужно было дать что-то взамен. Так что Дед Мороз, который является симбиозом русского и зарубежного фольклора, стал главным персонажем Нового года. Что касается Снегурочки, то аналогов этой героини нет ни у одного народа», — рассказывает научный сотрудник Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева Мария Филиппова, напоминая и еще один известный факт. Раньше на территории современной России и Украины Новый год традиционно отмечался по окончанию полевых работ 1 сентября (к слову, его никогда не справляли так всенародно и широко, как сейчас). В 1700 году Петр I решил установить единообразие этой даты с Европой и признал праздником 1 января.

Важный символ Нового года — елка — был заимствован из Германии, где она распространилась с середины XVIII века. Однако русские, в отличие от немцев, не обменивались подарками, а оставляли их под «зеленой красавицей». К каждому подарку обычно прикреплялся билетик с именем ребенка, кому он предназначался. В одно время в дореволюционной России был распространен такой пришедший с запада персонаж, как заведующий елкой, однако на отечественной почве он быстро «слился» с Дедом Морозом.