Даши Намдаков представил в Иркутске свое «Вдохновение»

Масштабная выставка «Душа Азии» в Галерее В. Бронштейна, открывшаяся более двух месяцев назад, в конце прошлой недели обновилась четырьмя новыми экспонатами. В Иркутск из Италии прибыли четыре новые скульптуры Даши Намдакова, одна из которых впервые экспонируется в России. Вместе с работой «Тигр и птица», презентованной публике на открытии выставки, они войдут в постоянную экспозицию галереи.

По словам искусствоведа галереи Алены Кабуновой, все приобретенные работы отражают разные темы и поиски Даши Намдакова последних лет, а потому представляют его творчество наиболее полно на современном этапе.

Коллекционер, меценат и основатель галереи собственного имени Виктор Бронштейн приобрел пять скульптур Даши Намдакова в прошлом году, когда посетил его выставку в Лондоне. Скульптуру «Тигр и птица», выполненную из лазурита и бронзы в единственном экземпляре, удалось привезти в Иркутск раньше других. Именно она стала главным экспонатом и своего рода смысловым стержнем выставки «Душа Азии», призванной отразить духовное единство и культурные традиции народов Центральной Азии.

Еще четыре работы пришлось подождать — все они изготавливались специально для галереи в мастерских художника в Италии. Сам Даши Намдаков тоже заехал в Иркутск, чтобы, по его словам, «встретиться со своими скульптурами».

Выполненная в не совсем свойственной мастеру стилистике, обращенной скорее к культуре Древней Месопотамии, чем к тюрко-монгольским традициям, «Виктория» изображает молодую женщину с луком, которая балансирует на голове поверженного льва. Гибкое сильное тело юной воительницы, обернувшейся в прыжке, чтобы выпустить стрелу, одновременно заключает в себе напряжение и легкость. Юная амазонка запечатлена в динамике, которая мастерски передана при помощи выразительных линий силуэта.

Мотив выпущенной стрелы встречается в творчестве Даши не впервые. Так, еще одна новая работа мастера, представленная на выставке, тоже посвящена этой теме, хотя и выполнена в более традиционной для автора стилистике. Она получила название «Цель». Интересно, что скачущий на коне всадник тоже обернулся назад, чтобы выстрелить в преследующего его врага.

Скульптором передан момент буквально спустя долю секунды, после того как стрела выпущена: пальцы, натягивавшие тетиву, еще напряжены, взгляд устремлен к цели, стрела еще летит, но опытный воин уже знает, что не промахнулся.

В отличие от терракотовой патины «Виктории», здесь тон более темный, напоминающий ржавчину. Вся фигура вылеплена более грубо (оставлены даже отпечатки пальцев скульптора), и это придает ей экспрессию и едва ли не животную энергию. Внимание привлекают продуманные детали костюма и вооружения древнего степного воина, а также его конь, поза которого подчеркивает эмоциональное состояние хозяина.

an0323-2

Две другие работы передают совершенно иное настроение. Так, нарядная девушка, едущая к своему жениху (скульптура «Приданое»), таит в себе загадку и даже тайну. Закрыв глаза и опустив голову, она будто задумалась о своем будущем, но в ее облике нет грусти, есть смиренная готовность встретить свою судьбу. Любимая собачка, едущая на крупе лошади, в страхе прижалась к сундучку с приданым, а лошадь вытянула голову, будто прося благословения у Тенгри — небесного духа-защитника.

Напрямую с небом связана еще одна, четвертая скульптура, привезенная в Иркутск, — «Вдохновение». Знатоки творчества Даши Намдакова уже видели этот сюжет в другой работе, которая называлась «Полет». Тот же мальчик, сидящий на крылатом коне и обнимающий его за гриву. Однако новая версия наполнилась дополнительными смыслами и приобрела другой цвет. Вот что рассказал сам автор об этой работе, когда представлял ее в Иркутске: «Я думаю, что эта лошадь — его судьба. Эта скульптура в определенном смысле мой автопортрет. Я очень серьезно отношусь к цвету, и в этой работе я выбрал голубую патину, потому что это самый легкий цвет — цвет неба. Мальчик держится за лошадь, потому что он боится взлетать, но в то же время он ей верит».

По словам искусствоведа галереи Алены Кабуновой, все приобретенные работы отражают разные темы и поиски Даши Намдакова последних лет, а потому представляют его творчество наиболее полно на современном этапе. Сама выставка «Душа Азии», включающая свыше 100 живописных, графических и скульптурных произведений мастеров из Бурятии и Иркутской области (в том числе более 10 работ Даши Намдакова, предоставленных арт-фондом его имени), будет работать в Галерее Бронштейна до 6 сентября. Однако пять приобретенных скульптур останутся в этих залах и после закрытия экспозиции. «Это пространство станет единственным местом в Иркутске, где творчество Даши Намдакова будет представлено на постоянной основе», — говорит директор Иркутской галереи Ольга Бронштейн.