«Цифровые рельсы»

Цифровизация сегодня проникает во все сферы бизнеса. И железная дорога в этом случае не исключение. О грядущих изменениях и планах, которые коснутся всех, кто отправляет грузы по железной дороге, рассказывает директор Иркутского филиала Первой грузовой компании (ПГК) Валерий Яхимович.

Технологии в помощь

— Валерий Владимирович, не секрет, что сегодня на «цифровые рельсы» государство намерено поставить российскую экономику в целом. Почему цифровизация важна для транспортной отрасли? ПГК готова инвестировать в информационные технологии?

— Сегодня грузовладельцу важна не просто перевозка по железной дороге из точки А в точку Б, ему нужен комплексный сервис —возможность заказать доставку различными видами транспорта в одном месте, получить услугу «от двери до двери», управлять всеми операциями удаленно. Это требует серьезной автоматизации процессов внутри бизнеса оператора. ПГК в этом плане продвигается гораздо быстрее других железнодорожных компаний, активно инвестируя в IT-проекты.

— О каких проектах идет речь? Над чем сейчас работает ПГК?

— Сейчас компания сосредоточена на внедрении системы SAP. Это единая цифровая платформа, которая обеспечит более глубокий анализ данных о перевозках — траектории передвижения и основных параметров вагонного парка ПГК. Мы рассчитываем, что переход на новую систему повысит скорость принятия управленческих решений, влияющих на эффективность использования грузовых вагонов. Клиентам будет удобнее и проще с нами работать.

— Оперирование вагонами — основа вашего бизнеса. Будут ли какие-то конкретные прикладные решения, которые позволят контролировать движение вагона, его ремонты, помогать диспетчерам?

— Оперирование вагонами — действительно наш ключевой бизнес-процесс. Поэтому программу, которая поможет компании управлять им в цифровом формате, мы назвали «ОСНОВА». Используя огромную базу данных, она станет эффективным «подсказчиком» для подразделений, которые отвечают за планирование вагонопотоков, ремонты, диспетчеризацию. В «ОСНОВЕ» будет храниться информация о состоянии и месте нахождения подвижного состава, метрики, то есть время следования грузовых поездов от одной станции до другой. Причем в программе используются технологии искусственного интеллекта, поэтому она, например, учитывает всевозможные условия и сценарии отправки подвижного состава на ту или иную станцию. По нашим оценкам этот цифровой сервис разгрузит сотрудников и уменьшит количество ошибок из-за так называемого «человеческого фактора».

— Есть еще какие-то цифровые решения, которые компания готова предложить своим клиентам?

— В ближайшее время нашим клиентам станет доступен обновленный «Личный кабинет». Это удобный инструмент, который в режиме реального времени позволяет узнать о подходе порожних и груженых вагонов, найти подвижной состав по его номеру или номеру накладной, индексу, управлять погрузкой и выгрузкой, работать с договорами и создавать нужные отчеты. Совсем скоро он будет доступен для скачивания через IOS и Android.

Время обновляться

— Сегодня на рынке активно обсуждаются проблемы с пропускной способностью на железной дороге. Скажите, как вы справляетесь с ситуацией? Ведь для этого тоже нужны новые решения?

— Для того, чтобы вагон находился в работе как можно дольше, необходимо сокращать непроизводительные операции. К ним относится порожний пробег, простои в ремонте, под погрузкой и выгрузкой. Сейчас это до 70% рабочего времени подвижного состава. Совместно с клиентами и РЖД мы прилагаем все возможные усилия для того, чтобы снизить этот показатель и улучшить работу вагона. Решения часто разрабатываются под конкретную ситуацию. Например, для вывоза растущего объема продукции Группы «Илим» ПГК предложила партнеру организовать пункт подготовки вагонов на подъездных путях станции Усть-Илимск. Он был открыт в феврале 2018 года. В итоге время нахождения вагона в ожидании ремонта сократилось на 2,3 суток, а оборот вагонов на станции Усть-Илимск ускорился на 2,2 суток, на станции Братск — на 1,8 суток.

В целом благодаря приложенным усилиям по итогам 2018 года простои крытых вагонов снизились на 1,1 суток, полувагонов — на 0,6 суток, платформ — на 2,4 суток по сравнению с показателями 2017 года.

— В феврале в ПГК сообщили о подписании трехлетнего сервисного контракта по вывозу продукции Группы «Илим» в крытых вагонах. О каких объемах идет речь?

— Мы будем обеспечивать доставку около 1 млн тонн продукции «Илима» ежегодно. Для этого потребуется порядка 1,5 тыс. единиц подвижного состава в месяц. Чтобы своевременно выполнять все заявки партнера на перевозку, мы создали отдельные рабочие места для наших сотрудников в Братске и Усть-Илимске. Они отвечают за организацию своевременной погрузки, ремонт подвижного состава и оперативно реагируют на запросы клиента.

— Как в целом выглядят показатели погрузки по Иркутскому филиалу за 2018 год?

— В 2018 году на 22% вырос объем перевозок грузов на платформах, до 241,5 тыс. тонн. На них мы доставляли строительные грузы для возведения крупного газоперерабатывающего завода в Амурской области. Кроме того, существенно увеличилась транспортировка сборных грузов с Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог.

В сегменте крытых вагонов хороший прирост показали зерновые грузы. Филиал перевез 175 тыс. тонн данной продукции, что на 32% выше показателя 2017 года. Помимо этого, совместно с грузоотправителями мы ускорили погрузку на 0,1 суток, выгрузку — на 1,2 суток.

— Планируете ли вы покупать новые вагоны?

— Не так давно ПГК объявила о покупке новых крытых вагонов у «Алтайвагонзавода». Первую партию из 40 единиц подвижного состава мы уже получили. У выбранной модели увеличенный объем кузова (160 куб. м), а также повышенный межремонтный пробег — 200 тыс. км. Мы выбрали эти вагоны из-за высоких технико-экономических показателей, улучшенных эксплуатационных характеристик и подходящей цены. По заказу ПГК производитель дополнительно оборудовал вагоны антивандальным устройством, которое защитит их от кражи дефицитных деталей.

— На какой результат рассчитываете в перспективе 2019 года?

— За счет совместной продуктивной работы с грузоотправителями и представителями Восточно-Сибирской и Забайкальской железных дорог планируем еще на сутки сократить простои под погрузкой и выгрузкой. Помимо этого, благодаря сервисным контрактам с крупными предприятиями надеемся увеличить объем перевозок минимум на 5%.

Ольга Брайт