Цифровая революция готовится в иркутских кинотеатрах

К осени этого года в крупнейших кинотеатрах города произойдет настоящая технологическая революция. Проекционное оборудование в них сменится на цифровое. А это означает, что местные зрители смогут не только посмотреть новинки киноиндустрии в абсолютно новом качестве, но и испытать на себе самые последние достижения в области объемного (3D) кино. Своими планами руководители иркутских кинотеатров поделились с корреспондентом «ВФ» Владом Никифоровым.

Кинотеатры столицы Приангарья обзаведутся цифровыми кинозалами уже в этом году.

По всей стране переход кинотеатров на цифру начался в 2006 году. Тон по началу задавала, конечно же, Москва. Сегодня в России уже порядка 30 цифровых кинозалов во всех федеральных округах. В Восточной Сибири, к примеру, они открыты в соседнем Красноярске. С лета прошлого года там работает два цифровых кинозала — в развлекательном кинокомплексе «Луч» и кинотеатре «Эпицентр». Как рассказал «ВФ» заместитель директора по развитию РКК «Луч» Андрей Серебренников, решение о монтаже подобного оборудования было вызвано «конкурентной средой и требованиями времени». По его словам, на красноярский рынок кинопроката начали выходить крупнейшие федеральные сети, усилилась борьба за зрителя. «Конечно, в новых условиях необходимо выгодно чем-то отличаться. Не стоит забывать и о том, что технологии кинопоказа совершенствуются, и мы решились на такой дорогостоящий проект, — рассказал Андрей Серебренников. — В итоге наши ожидания оправдались. Зрителям по вкусу пришлись цифровые кинопоказы, а мы поняли, что вложения будут окупаемы, с цифровым кинопроектором мы получили весомое конкурентное преимущество».

Кинотеатры столицы Приангарья обзаведутся цифровыми кинозалами уже в этом году. Летом оборудование должно быть смонтировано в «Баргузине», а осенью — в «Чайке». Как рассказал «ВФ» владелец «Баргузина» Михаил Чуев, изменения должны были произойти уже весной, однако поставщик оборудования затянул со сроками, и обновление кинотеатра пришлось отложить.

По словам Михаила Чуева, причиной установки цифровых проекторов послужила не конкурентная среда, а «дань моде». «Не могу согласиться с тем, что это конкурентное преимущество. Года через два в Иркутске тоже появятся федеральные игроки кинопроката, и на рынке станет тесно. Однако цифровой кинозал — это вопрос наличия денежных средств и желание владельцев соответствовать последним тенденциям», — подчеркивает он.

Аналогичного мнения придерживается генеральный директор сети кинотеатров «Метелица-Байкал» Евгений Болеско. «Для меня «цифра» — это расширение ассортимента услуг, востребована это услуга будет в более поздний период, когда увеличится количество фильмов в таком формате», — говорит господин Болеско.

Стоимость цифрового проектора может достигать 110-120 тыс. евро, Digital 3D обойдется предпринимателям еще как минимум в 20 тыс. евро, а столь необходимые при кинопоказах активные 3D-очки — в 20-30 евро за штуку.

Между тем иркутские кинопрокатчики, таким образом, не только идут навстречу зрителю, но и реализуют довольно серьезные инвестиционные планы. Ведь только стоимость цифрового проектора с сервером может достигать 110-120 тыс. евро (для сравнения обычное проекционное оборудование обходится в пять раз дешевле), дополнительный «фарш» в виде Digital 3D обходится еще как минимум в 20 тыс. евро. А еще столь необходимые при кинопоказах активные 3D-очки обойдутся предпринимателям в 20-30 евро за штуку. Но местные кинопрокатчики уверены, что все вложения со временем отобьются. Евгений Болеско называет, к примеру, срок в три-четыре года. Михаил Чуев о конкретных сроках не говорит, но также надеется на лучшее.

«Первое время новое оборудование будет работать параллельно со старым. То есть в зале «Баргузина» зрители могут увидеть два кинопроектора. Постепенно, когда количество цифровых фильмов увеличится, мы перейдем полностью на цифровой показ. Вложения оправдаются», — отмечает господин Чуев.

На вопрос о том, готовы ли иркутские зрители к таким новшествам, кинопрокатчики ответить затрудняются. Их, прежде всего, беспокоит банальный вопрос — не будут ли посетители растаскивать дорогостоящие 3D-очки. «Чтобы окупить пару таких очков, надо продать 35 билетов. Подозреваю, что как только одна пара успеет окупиться, примерно в тоже время ее и сломают», — выражает беспокойство Евгений Болеско.

Красноярские коллеги уже успели решить эту проблему. На выходе из кинозала «Луч» эффективно работает строгая и внимательная охрана, которая собирает очки у зрителей. Как похвастался «ВФ» Андрей Серебренников, в их кинотеатре уровень невозврата очков один из самых низких в стране.

Решение местных кинопрокатчиков модернизировать оборудование, помимо всего, позволит зрителям увидеть фильмы, которые бы никогда в Иркутске не появились.

Михаил Чуев действия коллег одобряет. «Действительно, надо создать такую систему, при которой эти очки станет тащить невыгодно или стыдно. Ведь воруют там, где нет хорошего контроля», — говорит он.

Решение местных кинопрокатчиков модернизировать оборудование, помимо всего, позволит зрителям увидеть фильмы, которые бы никогда в Иркутске не появились. Так, с 21 февраля в цифровых кинотеатрах страны будут демонстрировать фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире», снятый режиссером Ренатой Литвиновой. Жители Владивостока, Красноярска и еще двадцати с лишним городов этот фильм посмотрят, а иркутяне пока нет. Впрочем, как стало известно «ВФ», накануне премьеры в Красноярск выдвинется группа иркутских поклонников творчества госпожи Литвиновой в количестве примерно полутора десятков человек. «Очень жаль, что в Иркутске цифровые кинозалы появятся немного позже. Но все равно это приятная новость. Теперь хорошее кино наш город стороной не обойдет», — говорит один из фанатов Никита Зуев.

«Действительно, все мировые киностудии уже объявили о том, что с 2008 года большую часть фильмов они будут снимать именно в цифровом формате, — говорит Андрей Серебренников. — Это значит, что посетителям цифровых кинозалов будет что посмотреть».

Самое приятное, что цены на показ фильмов в иркутских цифровых кинозалах останутся на прежнем уровне. «Ведь «цифра» — это снижение издержек. Копия фильма на пленке стоит $1–2 тыс., а цифровая копия почти ничего не стоит. Ну какие там затраты скопировать с диска на диск — никаких, — отмечает Михаил Чуев. — За счет снижения издержек цены и не повысятся».

Но, как оказалось, в Иркутске не все довольны грядущей цифровой кинореволюцией. «Конечно прогресс, улучшение качества картинки и звука это здорово. Но зрители-то не поменяются. В кинозалах как было полным-полно гогочущего и пьющего пива быдла, так все и останется. Жалко, что все эти революции не производят прогресса в культуре», — отмечает детский психолог Ксения Нестеренко.

Ожидается ли дальнейший бурный рост числа цифровых кинозалов в стране, кинопрокатчики прогнозировать затрудняются. «Сейчас в России на полторы тысячи залов только один — цифровой. Когда подобные залы внедряли в США или Великобритании, там создавали фонды поддержки кинопрокатчиков. В них отчисляли деньги киностудии, чтобы все смогли модернизироваться. В России пока такого нет, и не предвидится», — констатирует Михаил Чуев.

Влад Никифоров