Что останется Бурятии после даты 350

Без малого шесть лет Бурятия готовится к празднованию 350-летия со дня своего добровольного вхождения в состав России. Власти региона не скрывают, что эта дата — отличный повод привлечь к себе внимание федерального центра и лишний раз попросить денег. Уж на чем, а на праздниках в нашей стране экономить как-то не принято. Что же останется республике, после того как отшумят праздничные концерты и закончится июль?

В последние два года в республике активно строятся, реконструируются и модернизируются объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. В общем и целом сумма, которую Бурятии удалось выбить на праздник, составила без малого 13 млрд рублей. Впрочем, это не только деньги федерального центра — порядка 25% изыскали собственными силами.

Город начинается с аэропорта

Для Улан-Удэ это высказывание особенно верно: как правило, издалека в Бурятию прибывают именно самолетами, дорога оттуда до центра города одна-единственная, поэтому и неприглядный вид одноэтажных деревянных строений по ее обочинам, полуразрушенных заброшенных промышленных объектов попортил немало крови местным чиновникам. Резко высказался в свое время в отношении дороги из аэропорта и вида по ее сторонам президент Бурятии Вячеслав Наговицын. В ответ на это мэрия установила вдоль автомобильной дороги М-55 «Байкал», на подъезде из международного аэропорта Байкал в столицу республики красивые синие заборы. Однако все понимали, что этим не обойтись — «потемкинские деревни» в республике не нужны. На ремонт этой дороги из федерального бюджета выделено порядка 200 млн рублей. Протяженность участка 3,1 км, работы будут окончены к началу празднования. Будет заменено дорожное покрытие, организовано четырехполосное движение, установлены новые линии искусственного электроосвещения с применением энергосберегающих светодиодных светильников, проведен капитальный ремонт девяти автобусных остановок с устройством посадочных площадок, и на всем протяжении участка проведут озеленение и устроят тротуары. На этом участке строители применяют новую технологию для обеспечения антигололедных свойств.

Сам аэропорт тоже давно требовал срочной реконструкции — здание, построенное в прошлом веке, устарело во всех смыслах. Вообще, Улан-Удэнский аэропорт Байкал реконструируют еще с 2006 года, в расчете, конечно, не только на 350-летие, но и на рост пассажиропотока в связи с планами по развитию турзоны. За это время у аэропорта не раз уже поменялся собственник. В конце мая стало известно о том, что аэропорт Байкал выкуплен у австрийской компании Meinl Airports International группой компаний «Метрополь». Сумма, за которую был приобретен аэропорт, представители «Метрополя» так и не назвали, однако, по данным федеральных СМИ, можно говорить о 5 миллионах долларов. Стоит отметить, что австрийцы в свое время приобрели актив за 24 миллиона долларов.

«Метрополь» пообещал осуществить полную модернизацию здания, которая должна начаться в 2012 году. К дате «350» здание аэропорта ждет косметический ремонт, впрочем, и он, по словам нового директора аэропорта Байкал Александра Ленцова, позволит значительно улучшить внешний вид аэровокзала. Ведь именно по аэропорту, убежден господин Ленцов, прилетающие гости будут судить, в первую очередь, о столице республики. По заверениям руководства, аэропорт будет готов к праздничной дате «при любых обстоятельствах». В целом на ремонт аэропорта «Метрополь» до конца текущего года обещает выделить два миллиона долларов.

Этот праздник создан не для того, чтобы погулять и песни попеть. Это возможность сделать жизнь в республике боле удобной и комфортной. Для этого еще очень много предстоит сделать: почистить город, достроить объекты, создать новые условия для проживания наших граждан.

— Масштабных изменений логистики не будет. Единственное, что станет сразу заметным, так это увеличение зоны регистрации пассажиров на две стойки для большей пропускной способности, а также досмотровой зоны. Согласно дизайн-проекту, во внешнем и внутреннем облике аэровокзала будут доминировать национальные цвета Бурятии — желтый, белый, синий. В зоне ожидания на втором этаже появятся новые удобные кресла, плазменные панели, барная стойка. Сюда же переместят все киоски с первого этажа. Сам осмотр пассажиров будет происходить через 2 рамки металлоискателя. Сейчас приобретается современное оборудование для диспетчерских служб, а также для автостоянки. Появятся две дополнительные стойки регистрации пассажиров и багажа. Полностью будет переоборудован и «накопитель», где пассажиры ждут выхода к самолету. Наконец-то появится и автобус марки МАЗ. Снаружи здания проведут озеленение, внутри — отшлифуют полы, заменят перила лестниц и ограждений, — рассказал господин Ленцов.

Известно, что проект полной реконструкции для бурятского аэропорта будет разрабатывать японская фирма Nikken Sekkei, которая проектировала аэропорт Токио (до 1 августа проект должен быть уже готов).

Однако если здание аэровокзала будет реконструировать собственник, основную инфраструктуру ремонтируют за счет федерального бюджета, — откуда на реконструкцию улан-удэнского аэропорта Байкал в 2011 году выделено 200 млн рублей. На них планируется завершить реконструкцию системы отвода воды, модифицирование «рулежки» и другие работы. В 2011 году завершается строительство второй очереди взлетно-посадочной полосы, будет установлена площадка для разворота самолетов, что позволит увеличить число принимаемых самолетов (у лайнеров не будет необходимости проезжать полосу до конца и только там разворачиваться). Также будет сделана отдельная площадка, для того чтобы обливать самолеты незамерзающей жидкостью. Как уточнили в Минтрансе республики, весь проект «Реконструкция аэропорта Улан-Удэ» оценивается в 851 миллион рублей. Проект начал реализовываться в 2008 году, завершиться он должен в 2012. Государственный заказчик — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» — направляет средства поэтапно: в 2012 году на проект будет выделено еще более 328 миллионов рублей. В 2012 году начнется строительство третьей очереди — установки светосигнального и навигационного оборудования. Это даст самолетам возможность осуществлять посадку не со стороны города, а со стороны гор.

Что касается среднесрочных перспектив развития аэропорта, то здесь в планах строительство нового международного терминала. Росграница уже подтвердила, что средства на строительство отдельного здания международного пункта пропуска в аэропорту Байкал в 2012-2013 годах есть.

Существенно облагородили Улан-Удэ, где пройдут основные торжества: фасады зданий побелили и покрасили, на мостах сделали подсветку, повесили цветные баннеры, а на въезде в республику установили красивые стелы. На подготовку столицы Бурятии к празднику выделено порядка 480 млн рублей.

Поезд на Северобайкальск

Дата 350 не обошла стороной и железную дорогу: ВСЖД активно участвует в мероприятиях, посвященных подготовке к празднованию. Компания запланировала комплексное благоустройство инфраструктуры, прилегающей к железнодорожным объектам. В конце мая в Бурятии был запущен первый рейс поезда №72 сообщением Улан-Удэ — Северобайкальск. Введения этого маршрута давно добивались местные власти, население Северобайкальска обращалось с такой просьбой к руководству РЖД и республики. Введение поезда было приурочено к 350-летию: курсировать он будет круглый год.

В целом же в текущем году компания «РЖД» намерена инвестировать в развитие объектов инфраструктуры Восточно-Сибирской железной дороги, расположенной на территории Бурятии, 3,4 млрд рублей.

Лучший подарок — новые дороги

Дороги, как известно, в России — больная тема, и Бурятия здесь не исключение. В Бурятии 3,3 тыс. км региональных и 831 км дорог федерального значения, и большая часть из них давно требует к себе пристального внимания. На ремонт автодорог и мостов в рамках подготовки к дате 350 уже направили и направят еще более 2,4 млрд рублей. Эти средства, как сообщил министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Сергей Козлов, должны быть израсходованы в 2010-2011 годах. При этом 638 млн рублей выделяются из федерального бюджета. Они пойдут на строительство моста через реку Бургултайка в Закаменском районе и ремонт части дороги на Энхалук в Кабанском районе, реконструкцию мостового перехода через Уду в Улан-Удэ с устройством крупной транспортной развязки на Бабушкина-Трубачеева. Без внимания не остались и аварийные мосты в Баунтовском, Еравнинском, Закаменском и Северобайкальском районах. На их ремонт был предусмотрен 451 млн рублей.

На ремонт автодорог и мостов в рамках подготовки к дате 350 уже направили и направят еще более 2,4 млрд рублей. Эти средства, как сообщил министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии Сергей Козлов, должны быть израсходованы в 2010-2011 годах.

В 2010 году отремонтированы региональные автодороги общего пользования в девяти районах Бурятии на 100 миллионов рублей (ремонт покрытия, мостов, водопропускных труб и т.д.). Но самое главное в ремонтных работах — это комплексное благоустройство региональных дорог, проходящих через населенные пункты. Это дорога к главному храму буддистов России — Иволгинскому дацану, Турунтаево-Тресково, подъезд к поселку Новый Энхалук. Реконструкция самого дорожного полотна должна обязательно сопровождаться строительством пешеходных дорожек и тротуаров, карманов для остановок, освещением. Комплексная программа разрабатывается по всем федеральным и республиканским дорогам, где они пролегают по населенным пунктам.

В рамках подготовки к празднованию Минтрансом РБ по итогам проведенных конкурсов заключены государственные контракты на строительство стел в Мухоршибирском и Тункинском районах Бурятии. Кроме этого, ведутся работы по капитальному ремонту стелы у с. Выдрино в Кабанском районе. Также к 350-летию в последнем должны быть обустроены автоплощадки для туристов.

После 350-летия жизнь не заканчивается

Бурятия получит также ряд крупных спортивных и культурных объектов. Завершена реконструкция известного далеко за пределами Бурятии Театра оперы и балета. И хотя реконструкция эта началась в 2000 году (в активную фазу она вступила шесть лет назад), завершить ее во многом удалось за счет программы подготовки к празднованию 350-летия. На ремонт здания, отстроенного еще в 1966 году, были выделены огромные средства, что позволило обновить театр и внешне, и внутри. С установкой нового звукового оборудования звучание мощностью 1 децибел равномерно распределяется по помещению, а немецкие световые установки, выполненные по европейским стандартам, имеют цифровое управление. Для удобства зрителей модернизированы кресла: они выполнены из натурального дерева, а с обратной стороны сиденья помещена перфорация, которая выполняет звукопоглощающую функцию. Пока сдана в эксплуатацию первая очередь реконструкции. В конце июня будет сдана вторая очередь: мастерские и площадь со светомузыкальным фонтаном 12-метровой высоты.

До 1 июля будет полностью готов физкультурно-спортивный комплекс в Улан-Удэ. Там, как рассказал президент Бурятии Вячеслав Наговицын, останется только смонтировать техническое оборудование, завезти мебель и т.д. Акт сдачи объекта будет подписан в конце года. Связано это, по словам Наговицына, с финансированием: на заседании оргкомитета было решено, что на условиях софинансирования РФ выделит 385 миллионов рублей. Средства были рассчитаны на 2012-2013 годы. Но, так как объект находится в высокой стадии готовности, Бурятия получила поддержку со стороны Минфина в вопросе переноса этих средств на 2011 год. В 2012 году будет возведен легкоатлетический манеж.

Будут достроены и незавершенные объекты: 56 школ, шесть больниц и три здания ОВД. Общая стоимость этих проектов — 1 млрд рублей. Открытие строящегося сейчас в Бурятии онкологического диспансера запланировано на 2015 год. Этот объект также включен в программу по подготовке к празднованию 350-летия, но суммы на него требуются большие, в один год их выделение, а равно и освоение, довольно проблематично. По словам Наговицына, в целом этот объект оценивается в 4,55 млрд рублей, причем до конца 2011 года должны быть освоены уже 500 млн рублей.

Планом общереспубликанских мероприятий по подготовке и проведению празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства предусмотрено строительство и реконструкция свыше 50-ти объектов инженерной инфраструктуры, туристско-рекреационной особой экономической зоны, социальной защиты, здравоохранения и многое другие. Уже введены в эксплуатацию очистные сооружения в Кабанске, Мухоршибирский психоневрологический дом-интернат и дом для умственно-отсталых детей в Улан-Удэ, школы в селах Мостовка, Алцак, Верхняя Заимка, Кокорино, три спортивных центра (в 18 квартале Улан-Удэ, селах Аршан и Сосново-Озерск). Кроме этого, в 2011 году будут построены 10 детских садов и три школы. К августу 2011 года будет достроен плавательный бассейн в Саган-Нуре, том самом шахтерском поселке, который на всю страну сделала знаменитым Даша Варфоломеева, дозвонившаяся в свое время на прямую линию к премьер-министру Владимиру Путину. На сегодняшний день в Бурятии введены в строй 23 образовательных объекта, реконструированы три театра, отстроен спортивный комплекс на 10 тысяч зрителей с залами для игровых видов спорта, бассейном, залами для борьбы и бокса.

— Я сразу скажу, — предупредил всех в мае этого года глава республики Наговицын, — что не все объекты должны быть сданы к 1 июля. Какие-то уже находятся в стадии эксплуатации, какие-то будут сданы позднее этой даты. Не надо думать, что это катастрофа, что юбилейные объекты не будут привязаны именно к этой дате. Все ведь зависит от финансирования, сроков и сложности работ.

Впрочем, президент же и расставил тогда все точки над i: жизнь, отметил он, после 350-летия не заканчивается.

— Этот праздник создан не для того, чтобы погулять и песни попеть. Это возможность сделать жизнь в республике боле удобной и комфортной. Для этого еще очень много предстоит сделать: почистить город, достроить объекты, создать новые условия для проживания наших граждан. Проблем у нас много, но хочу вас заверить, что мы серьезно каждый год будем двигаться к улучшению, на этом жизнь не останавливается.

И с этим сложно не согласиться. Можно по-разному относиться к дате 350, до хрипоты спорить о степени ее надуманности и значимости, о миллиардах, которые уйдут на праздник. Одну вещь оспорить не получится: салют отгремит, гости разъедутся, но театры, стадионы и новые дороги никуда не исчезнут.