Что для Иркутской области хорошо?

Мнения региональных экспертов
Федеральный закон «Развитие Сибири и Дальнего Востока» — самый ожидаемый для двух регионов документ, который готовится сейчас в недрах правительства страны. Тем временем у иркутских региональных экспертов: экономистов, финансистов, чиновников правительства Иркутской области созрело свое видение перспективного будущего этих территорий. Что именно хотели бы увидеть они в программе, напрямую касающейся развития Приангарья, — в материале журнала «Иркутская область. Siberia».

Создание в регионе предприятий по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью — в приоритете местных властей

«Развитие Сибири и Дальнего Востока» — далеко не первая попытка российского государства урегулировать законодательным путем особенности российской территории. Уже давно существует сам термин «территориально-правовое регулирование» (ТПР), один из ярких примеров его — отмеченная законодательством особенность жизнедеятельности людей на территории страны с учетом климатических условий. К примеру, в Иркутской области (как и в некоторых других регионах) действуют федеральные и региональные нормы, дающие жителям Крайнего Севера и территорий, приравненных к нему, различные льготы и надбавки на оплату труда. Совсем недавно появился еще один интересный с точки зрения ТПР закон — об особых экономических зонах, он, как известно, предусматривает создание нескольких типов таких зон, регулирует механизм их создания, порядок управления и особый режим предпринимательской деятельности на данной территории. Иркутская область, кстати, тоже попала под действие этого механизма, направленного на развитие экономики — регион получил возможность создать ОЭЗ туристско-рекреационного типа на Байкале.

Министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким выступает за предоставление льгот и послаблений для некоторых инвестпроектов

В конце 2011 года был принят еще один ФЗ — «Зона территориального развития», он предусматривает, в отличие от закона об ОЭЗ, уже не типы зон, а возможность на любой части страны создать зону развития, которая пользуется особым режимом для предпринимательской деятельности, поддержкой со стороны государства.

Появились достаточно недавно два федеральных целевых документа: «Программа развития Сибири» и «Программа развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Получается, что с определенными целями и задачами в развитии двух крупнейших территорий страны само государство в какой-то степени определилось. Однако появление не программы, а именно федерального закона, как уверены федеральные эксперты, позволит сами программы сделать эффективнее, а значит, достичь намеченных целей.

«Потенциал Сибири, Дальнего Востока, и Иркутской области в частности, еще не раскрыт. По состоянию на конец 2011 года вклад в общую экономику страны субъектов РФ, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, незначительный — 11% и 5,6% соответственно. Обратите при этом внимание на те ресурсы природных полезных ископаемых (олово — 100%, алмаз — 98%, золото — 57,5%, улов рыбы 65% — от общероссийских показателей), которыми богаты наши регионы, а также большое количество инвестиционных проектов, готовых к реализации», — констатирует министр экономического развития Иркутской области Руслан Ким.

Тормозит отчасти развитие, по мнению министра, ситуация со сложившейся налоговой схемой и схемой внешне-экономической деятельности, реализуемых вертикально-интегрированными компаниями. Они чаще всего выводят свою прибыль за пределы регионов, в которых сосредоточено их основное производство.

Алексей Петров настоятельно рекомендует прописать более детально спорные моменты, с которыми потом может при реализации закона столкнуться Иркутская область

Чтобы изменить ситуацию, предлагают эксперты, к примеру, такой подход: предоставлять льготы, наделять статусом приоритетных те проекты, которые будут работать исключительно на промышленность высокого передела. К примеру, помочь инвестору начать развивать в Иркутской области месторождение высокой руды, предоставить на начальном этапе налоговые послабления, а взамен требовать на этапе выхода проекта на полную мощность создание металлопроката в регионе. Помочь компании, занимающейся лесопереработкой, а взамен — производство мебели или бумаги. Нужна нефть — соответственно, требовать в ответ создание производства пластмассы, выпускать продукцию синтеза. Эти моменты, уверен Руслан Ким, можно обозначить в новом ФЗ.

Члены правительства Иркутской области являются также сторонниками идеи распространить норму — предоставление стандартного налогового вычета — на территорию всего Дальнего Востока и Сибири, исключая из списка счастливчиков лишь так называемые неработающие инвестпроекты.

Руководитель Института законодательства и правовой информации Алексей Петров отмечает, что в новом ФЗ, который готовит правительство страны, как раз и предусматривается особый инвестиционный режим на территории Сибири и Дальнего Востока, действующий параллельно с общим режимом на территории страны. Однако эксперт настоятельно рекомендует прописать более детально спорные моменты, с которыми потом может при реализации закона столкнуться Иркутская область. Среди них — определение показателей, по которым тот или иной проект может воспользоваться льготным режимом, а также условия и объемы финансовой помощи, какую на себя должна в рамках государственно-частного партнерства взять власть.

Специалисты Министерства экономического развития Иркутской области считают, что в новом ФЗ обязательно должны быть учтены и интересы более мелких территорий Сибири и Дальнего Востока — муниципалитетов. Их необходимо рассматривать в качестве субъектов общего экономического процесса территории, у которых есть свои собственные интересы. В частности, местное самоуправление той же Иркутской области должно также получить возможность участвовать в составлении перечня приоритетных проектов, а кроме того, в случае невыполнения инвестором обещаний, должно иметь возможность оспорить решение по предоставлению льгот.

Надежда Грошева уверена — при составлении закона необходимо обратить внимание на современные отраслевые процессы международного и общероссийского уровня

Представители сообщества местного самоуправления Иркутской области поучаствовать в процессе управления будущим своих территорий тоже не против. Так, депутаты Куйтунской районной думы предлагают провести предварительный отбор территорий, в которых может действовать особый льготный режим. «Точно так же, как было сделано с игорным бизнесом, когда определились конкретные территории», — провел аналогию один из членов местной думы. Не стоит, по их мнению, забывать в новом ФЗ и собственно о людях, проживающих на территории. Среди предлагаемых иркутскими экспертами мер соцподдержки — предоставление трудящемуся населению льготного проезда в транспорте, льготного ипотечного кредитования.

Еще один представитель иркутского экспертного сообщества, Надежда Грошева, декан сибирско-американского факультета менеджмента ИГУ, уверена — при составлении закона необходимо обратить внимание на современные отраслевые процессы международного и общероссийского уровня, а также проанализировать, как они будут развиваться в будущем. Необходимо учесть, что даже в рамках одного и того же сценария макроэкономики образ регионов страны может разительно отличаться друг от друга, делится Надежда Грошева. Иными словами, что для Иркутской области хорошо, то, к примеру, для Бурятии может оказаться плохо. Кроме того, по ее словам, необходимо, чтобы государство напрямую следило за реализацией этого законопроекта. Веским и в то же время новым аргументом за эту позицию служит не только экономическое будущее страны, но в принципе ее будущее — сохранение целостности государства, уверена она.

Рекомендуют иркутские эксперты обратить внимание на повышающуюся активность для Дальнего Востока и Восточной Сибири со стороны Северо-Восточной Азии. Именно эта территория является в перспективе ключевым партнером. С ее стороны растет спрос на продукцию, производимую в России, в том числе с добавленной стоимостью.

Багажом советов решили региональные эксперты поделиться с федеральными разработчиками закона. Направить предложения, над которыми думали умы Иркутской области, планируется в Совет Федерации. Услышат ли иркутян, покажет время.

Анна Павлова