Что делать с «пробками» в Иркутске?

Развитие транспортной инфраструктуры депутаты городской Думы продолжат прорабатывать совместно с мэрией Иркутска и профильным региональным министерством
Дорожный вопрос и проблема заторов в часы пик точно входят в круг самых острых тем, обсуждаемых горожанами, причем, как автомобилистами, так и пассажирами общественного транспорта. И те, и другие вынуждены ежедневно по пути на работу, с работы, на обед и в детский сад за ребенком подолгу простаивать в пробках, которые, кажется, никогда не рассосутся. Или можно что-то предпринять сегодня, чтобы в перспективе грамотно распределить потоки и улучшить ситуацию на самых напряженных участках иркутских магистралей?

Реорганизацию движения транспорта в исторической части города, направленную на уменьшение «пробок» на улицах, обсудили на депутатских слушаниях в Думе города Иркутска 24 мая, под председательством Евгения Стекачева. Вопрос включили в повестку по инициативе вице-спикера Сергея Юдина.

О том, что предприняли муниципальные власти, и что еще планируется сделать, депутатам рассказал в своем докладе заместитель мэра — председатель комитета городского обустройства администрации Иркутска Сергей Чертков. Он сообщил, что в 2022 году, в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в областном центре выполнены работы по реорганизации дорожного движения с учетом устранения очага аварийности в районе пересечения улиц Ленина, Седова, Тимирязева и 3-го Июля. В настоящие время ведется работа по настройке так называемой «зеленой волны» со стороны улицы Карла Маркса, то есть пробки планируется уменьшить за счет того, что будет задействован современный программный комплекс, и светофоры станут работать, исходя из трафика транспорта, они смогут синхронизироваться с близлежащими светофорами. Весьма ощутимые сегодня заторы в этом районе города Сергей Чертков объяснил затрудненным движением по ул. 3‑го Июля, главная причина — низкая пропускная способность транспорта на новый Академический мост.

Представитель мэрии также подчеркнул, что с 15 мая нынешнего года в Иркутске в городе в работу внедрен дорожный мобильный программно-аппаратный комплекс «Дозор‑М». Он имеет функцию розыска для фиксации административных правонарушений и поможет выявлять недобросовестных автолюбителей.

Кроме того, было озвучено, что совместно с правительством ведется планомерная работа по осуществлению транспортной реформы. До 30 ноября текущего года должна быть закончена разработка ряда документов, среди которых программа комплексного развития транспортной инфраструктуры, схемы организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения. В частности, оптимизация маршрутной сети позволит исключить дублирование маршрутов, что повысит их рентабельность.

Сергей Юдин, в свою очередь, еще раз обратил внимание городских властей на то, что центр Иркутска сейчас перегружен административными функциями. Именно в эту часть города съезжается огромный поток машин и людей, большой трафик в этом направлении не только внутригородской, но и из района. А это значит, что и без того узкие улочки исторического центра перегружены и личными автомобилями, и маршрутным транспортом. В общей сложности, по оценочным данным, ежедневно по областному центру курсирует 1603 единицы подвижного состава общественного пассажирского транспорта. Из них 731 единица — городского, 872 — межмуниципального.

Отсюда вывод: разрабатывая оптимальную для Иркутска транспортную систему, город нет смысла рассматривать автономно, необходимо учитывать потоки всей сложившейся транспортной агломерации. Движение из Иркутского района, Шелехова, Ангарска серьезно влияют на положение дел на иркутских дорогах.

А депутат Алексей Грешилов убежден, что, запуская дозорные дорожные комплексы, штрафуя за парковку в неположенном месте, важно одновременно вести работу по организации точек, где можно спокойно, ничего не нарушая, пусть даже платно, оставить автомобиль вблизи центральных улиц Иркутска. «Какие возможности для создания парковок видит муниципалитет?» — поинтересовался народный избранник. Он подчеркнул, что цель — не просто пополнять штрафами казну, а обеспечить комфортное передвижение жителей и гостей города. В мэрии с таким тезисом согласились и объяснили: «Нарушил — заплати. Таково требование закона. И эти средства как раз можно будет направлять на строительство многоуровневых парковок».

Свою точку зрения по проблеме и вариантам ее решения высказала и депутат Антонина Корочкина. Она напомнила, что въезжающие и выезжающие из Иркутска часами могут стоят в пробке там, где очень бы выручила адекватная Качугская развязка с хорошей пропускной способностью. Пока такой развязки нет, можно рассмотреть другие меры снижения пробок, например, за счёт организации дополнительной полосы движения.

Важность Маратовской и Лермонтовской развязок подчеркнул в комментарии «АН» депутат Юрий Коренев. По этим объектам сейчас город уже ведет активную работу. Приоритет понятен. В Свердловском округе Иркутска внушительное число жителей, там же расположены два больших спортивных ледовых комплекса, недавно открылся еще один, где дети занимаются хоккеем и фигурным катанием. Трафик большой. А если Иркутск будет принимать в ледовых дворцах крупные международные соревнования? Конечно, необходима развязка, которая справится с интенсивным движением. По ней уже есть проект, дело за экспертизами. Если говорить о Маратовской развязке, то жители прилегающих территорий, очень надеются, что она будет двухуровневой. В этом месте сходятся транспортные маршруты не только из Куйбышевского района Иркутска, здесь регулярно проезжают жители Ленинского округа, а также соседних с городом деревень и поселков.

Подводя итоги обсуждения довольно обширного вопроса на думских слушаниях, председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев внес конструктивное предложение: «Это глобальная тема, и я предлагаю рассматривать ее частями. Обязательно нужно обсудить мероприятия, связанные с увеличением пропускной способности, реорганизацией движения, парковками. И пригласить не только депутатов, заместителей мэра, но и представителей из министерства транспорта и дорожного региона».

Итак, диалог депутатов Думы города Иркутска с муниципальными и областными властями по транспортному вопросу будет продолжен на встречах рабочей группы.

Ольга Брайт