Через тернии в сети

Иркутские провайдеры и управляющие компании ищут пути сотрудничества и взаимопонимания. Этому существенно препятствует отсутствие каких-либо норм, регулирующих установку оборудования провайдерами в местах общего пользования жилых домов, страх людей перед новым, а порой и небрежность самих провайдеров. Но проблема решаема — в этом уверены все стороны.

На круглом столе в пятницу представители управляющих компаний, интернет-провайдеров и надзорных органов обсудили свои непростые взаимоотношения. Сложности традиционно возникают, когда новый провайдер заходит в дом или подъезд и устанавливает свое оборудование. Несогласованность действий подрядчика с управляющей компанией нередко приводит к конфликту интересов. Случается, что управляющая компания вынуждена потом не только убирать мусор и грязь за оставившими их подрядчиками, но и производить ремонт, а то и вовсе демонтировать оборудование, установленное в неподходящем месте. Управляющая компания все отремонтирует, выставит через суд счет провайдеру за выполненные работы, а вот конечный потребитель в результате окажется в самом безвыигрышном положении — ни денег, оплаченных за услуги провайдера, ни самих услуг. И кто виноват — непонятно.

Впрочем, отчасти виновато законодательство, считает начальник отдела надзора в сфере связи управления Роскомнадзора по Иркутской области Сергей Сивцев. По его словам, законодательно статус и положение провайдеров и, тем более, их взаимоотношения с управляющими компаниями никак не урегулированы. Законодатели традиционно существенно отстают от прогресса, не успевая или забывая четко определять положение новейших технологий, становящихся для многих граждан уже повседневностью.

В то же время иногда причиной жалоб на установленное провайдером оборудование оказывается и неготовность людей к принятию этих самых технологий. По словам представителей провайдеров, нередко жалобы связаны с самим фактом установки оборудования в подъезде — части жильцов оно кажется не только непривычным, но и совершенно излишним на фоне привычной обстановки. Если же еще совпадет так, что шум от установки помешает отдыху кого-то из жильцов, или свои «шкафы» в подъезде установят не 1-2, а 3-4 провайдера, или кто-то из их подрядчиков небрежно сделает свою работу — жалоба в управляющую компанию с требованием убрать из подъезда чужеродный предмет практически гарантирована.

При этом, однако, как отмечает Сергей Сивцев, решение о допуске того или иного провайдера в конкретное здание может быть принято только на общедомовом собрании жильцов — в том случае если они не делегировали право выбора управляющей компании. Второй вариант также может быть чреват последствиями — ведь тогда уже предъявить претензии в связи с выбором провайдера и качеством установки им оборудования жилец не имеет права.

Ко всему прочему, как отмечает директор управляющей компании «Альтернатива» Анатолий Хлебников, небрежность в установке оборудования для провайдеров зачастую характерна. К примеру, УК специально закупила и установила короба для проводов от устанавливаемых провайдерами коммутаторов к квартирам, чтобы можно было спрятать под ними обычно не эстетично свисающие от ящиков с оборудованием «сопли». Однако провайдеры не удосуживаются этими коробами воспользоваться. Но в то же время, как отмечает директор по техническому сервису иркутского филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» Степан Зверев, большинство провайдеров старается предварительно согласовать свои действия с управляющими компаниями, достигнуть с ними договоренности о технических возможностях размещения оборудования и конкретно месте его расположения. «Мы, как и управляющая компания, совершенно не заинтересованы в недовольстве жильцов и конфликтах с ними, поэтому стараемся делать все возможное, чтобы их избежать», — отмечает он. Этому, уверены провайдеры, способствует и то, что начать работать на объекте провайдер может только после принятия работ подрядчика контролирующей организацией.

Правда, многих сложностей, особенно в отношении новостроек, можно было бы избежать, решайся вопрос централизовано. Директор иркутского филиала ООО «Орион телеком» Илья Шелупаев уверен, что гораздо проще было бы изначально в проекты домов закладывать каналы для всех видов связи и помещения для установки оборудования для них. Сегодня же даже те немногие застройщики, которые такие каналы предусматривают, как правило, делают все под одного конкретного провайдера — как и под конкретного поставщика телефонной связи. В результате все остальные фирмы вынуждены опять же решать вопрос установки оборудования в уже сданном доме через управляющую компанию.

Но в целом, как отмечает Анатолий Хлебников, большинство провайдеров действительно плодотворно и адекватно сотрудничают с управляющими компаниями, стараясь избежать конфликтных ситуаций. Правда, по его мнению, прежде чем зайти в конкретный дом, им стоило бы провести разъяснительную работу среди жильцов — хотя бы в форме листовок, раскиданных в почтовых ящиках. Пояснения, что это за оборудование, для чего предназначено и насколько безопасно, позволило бы значительно легче найти с жильцами общий язык. «У нас как-то провайдер установил свой шкаф с оборудованием и одновременно сломался лифт, от неисправного оборудования в шахте шел гул — жильцы подняли панику, и их почти невозможно было убедить, что это гудит не новоустановленное оборудование и оно тут вообще ни при чем, — поясняет он. — Люди боятся, что эти ящики радиоактивны или еще как-то опасны, поэтому часто возникает негатив, надо просто нормально им все разъяснять».

Елена Петрова