Чем прирастает иркутский ритейл?

Российские власти начали уделять развитию торговли повышенное внимание. В начале июня в Москве стартовала Российская неделя ритейла, в ходе которой министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что за последние 15 лет общий оборот розничных сетей вырос в три раза. В стране появились новые форматы, что привело к увеличению потребительского спроса и созданию новых производств. «Потенциал роста российской торговли далеко не исчерпан. Мы в два-три раза уступаем по развитию нашим коллегам за рубежом», — отметил Мантуров.

Замминистра Виктор Евтухов заявил, что развитие ритейла требует стимулирования малых форм, а не подавления крупных.

Наблюдения министра можно считать справедливыми и по отношению к Иркутской области. К примеру, только за последние несколько лет продуктовый ритейл в регионе сделал скачок в развитии — появилось сразу несколько новых игроков, в том числе и федеральных, выросла доля торговых сетей в целом, и этот процесс еще далек от завершения.

В контексте
«Лидеры рынка покажут мультиформатное развитие»

Несмотря на не самую благоприятную экономическую ситуацию, в Иркутской области наблюдается активное развитие продуктового ритейла. Особенно активны в этом сегменте крупные региональные игроки, представленные известными торговыми сетями. Председатель совета директоров ГК «Слата» Вячеслав Заяц объясняет причины.

Подробнее

В рамках спецпроекта «Тенденции» мы опросили представителей наиболее известных торговых сетей в регионе. Выяснилось, что на сегодняшний день в Иркутской области доля сетей в розничном товарообороте (в сегменте торговли продуктами питания) достигает лишь половины. Однако в ближайшие два-три года этот показатель может прирасти до 80%. Причем солидную часть этого прироста обеспечат местные игроки, намеренные прочно закрепиться в ряде форматов, в том числе и в малых.

Кстати, такую тактику поддерживают чиновники федерального минпромторга. Замминистра Виктор Евтухов заявил накануне, что развитие ритейла требует стимулирования малых форм, а не подавления крупных. «Договорились о том, что нужно не подавлять крупные, а стабильно способствовать развитию малых и средних форматов торговли, которые, безусловно, являются важнейшим каналом продвижения для малых и средних производителей. Об этом говорили практически все», — сказал Евтухов. По его словам, бывают случаи, когда крупные торговые сети «выжигают» вокруг себя любое торговое пространство. Эта позиция подтверждается практикой — в ряде областей в центральной части страны в этом году представители локальных торговых сетей встречались с местными властями по вопросу последствий доминирования крупного федерального бизнеса. Итогом этого процесса является постепенное утрачивание позиций локальных игроков.

Географическое положение Иркутска в этом плане является подспорьем для местных торговых сетей. Их федеральные конкуренты смогли только комфортно освоиться лишь в привычном для них крупном сегменте гипермаркетов. Судя по всему, они там и останутся.

Олег Усов