Человек высокого полета

История Иркутской области — это прежде всего истории и судьбы живущих здесь людей. Один из них — Евгений Сенченко. Евгений Семенович в буквальном смысле достиг в жизни больших высот. Он много лет работал летчиком, пилотировал пассажирские самолеты.

Почему Евгений Сенченко решил стать летчиком? С пятого класса мечтал о небе, как и все пацаны в то время. Цель поставил — цели достиг. Иначе и быть не могло. Евгений Семенович всегда был целеустремленным и ответственным. Родился Евгений Сенченко в Казахстане, Алма-Атинской области, окончил Макинскую общеобразовательную школу-интернат, поступил в Краснокутское летное училище и с отличием его окончил. А в 1967 году выпускника распределили на север Иркутской области, в Бодайбо.

При распределении было всего два места на Севере. Одно досталось Евгению. И он был очень горд, ведь работать в Сибири считалось тогда престижным и почетным. Перевез в Бодайбо и жену Любу, с которой познакомились еще в пору студенчества.

— Знаете, как это было? — рассказывает Евгений Семенович. — Курсант закрывает глаза, его товарищи крутят, и он наобум указывает на карту. Так, методом тыка, мы выбирали себе место работы. А занимались распределением курсантов отделы кадров Управления гражданской авиации. Помимо моего желания была и необходимость в летчиках в Восточной Сибири. Прилетели мы с женой в Бодайбо с двумя чемоданами.

— «Мама, я летчика люблю, мама, за летчика пойду», — с улыбкой напевает Любовь Михайловна. — Как мы познакомились? Я шла по улице со школьными подружками, мы всегда ходили компанией, а за нами — стайка парней. Вот среди них и увидела Женю — красивого, статного. Да и он на меня смотрел и все шел следом. Тогда все и познакомились. А мы с Женей долго дружили, ходили на танцы, купались в речке. У нас были общие интересы. Оба любили спорт. Я занималась гимнастикой, бегала на лыжах. А Женя был волейболистом и гимнастом. За ним я ездила по стране. На одном месте мы не сидели. Из нашего дома, который стоял на горке в Бодайбо, была видна взлетная полоса аэродрома. Я с этой горки обычно за ним наблюдала: ага, сегодня муж на желтом самолете. Как увижу, что желтый самолет сел, значит, скоро дома будет, начинаю собирать на стол.

— Витим — красивая река, — продолжает Евгений Семенович. — Вдоль ее побережья в Бодайбо расположен аэродром. Мы садились, заруливали, сдавали самолет, решали вопросы и пешком домой. Так я два года пролетал на АН-2, «кукурузнике», в объединенном авиаотряде вторым пилотом.

— Авиация — это всегда риск. Случались ли какие-то ЧП в вашей практике?

— Всякое случалось, но ничего катастрофического. Однажды заходили на посадку. Поднялся ветер скоростью 30 километров в час и нас откинуло на город. Поболтало изрядно. А в салоне у нас — 12 баллонов кислорода. Каждый по семьдесят килограммов. И когда начало трясти, они развязались и начали по фюзеляжу кататься. Я их завязал. Но они опять развязались. Я опять хватаю тяжелые баллоны и привязываю их. В общем, волнительная была посадка.

А в 1969 году Евгения Сенченко избрали членом Бодайбинского городского комитета народного контроля. Позже, на конференции — секретарем Бодайбинского горкома ВЛКСМ.

— Мне стало интересно попробовать себя в новом деле, — продолжает Евгений Семенович. — Хотя это для меня было не совсем в новинку: в училище был вторым секретарем комитета комсомола.

— Чем отличалась работа в комсомоле от пилотирования? Что было самым сложным в этой работе?

— Работа пилота — это, в основном, технические знания и навыки. Знание аэродинамики, навигации, радиообмена, метеорологии, повторение инструкций. Но мне всегда нравилось работать с людьми. Мне было интересно ставить цели и добиваться их. Я не из тех, кто сидит в кабинете и пьет чай. Весь район был в моем ведении. Как с утра уходил из дома, так только поздно вечером возвращался. Постоянно общался с людьми, находился в гуще событий. Мы проводили множество мероприятий: например, спартакиаду северных районов в Бодайбо, обновили для этого события стадион, построили спортивные площадки. Организовывали работу студенческих отрядов, встречи с ветеранами комсомола, факельное шествие, фестиваль «Рожденные бурей», различные соревнования с соседями — Мамско-Чуйским районом. Я быстро сходился с людьми, умел объяснить задачи, пользовался определенным авторитетом. Но как ни здорово было работать в комсомоле, мне нужно было защищать диплом Киевского авиационного института, для этого последний год нужно было работать по специальности. Я был единственным с высшим образованием среди летного состава.

— И вы вновь вернулись в авиацию?

— Да, хотелось научиться летать не только на АН-2. Хотелось профессионально расти. Я защитил диплом и стал летать — сначала вторым пилотом, потом командиром экипажа, заместителем командира авиаэскадрильи.

Но тут Евгения Сенченко вновь ждал поворот судьбы. Однажды, приехав к тете в Магадан, он решил там остаться. Двоюродная сестра познакомила летчика с людьми, которые помогли ему переучиться на пилотирование других видов самолетов. Через пару месяцев в Бодайбинский авиаотряд пришла бумага о том, что командира самолета АН-2 Евгения Сенченко направляют на переучивание в Кировоградскую школу высшей летной подготовки.

— Я собрал документы и полетел в Кировоград, там переучился и получил свидетельство пилота АН-24. Поступил на работу в Магаданский авиаотряд. Мне предложили в министерстве Гражданской авиации Магаданского управления должность начальника инспекции по безопасности полётов. Летал по всему Северу, Иркутской области, Якутии. Потом в Ульяновске переучился на самолет ТУ154‑Б‑2, там же, получив квалификацию, сел за штурвал ТУ-154. Это были очень популярные пассажирские лайнеры в СССР. Никаких сложностей не возникало. С 1986 по 1995 год я работал командиром ТУ‑154, ТУ‑154 М и ТУ‑154 Б2.

— Это большая ответственность: сто шестьдесят четыре человека в салоне. И я их должен доставить к месту назначения в сохранности. Техника, как и в автомобиле, требует знания и внимания. А если и напарник у тебя опытный, знающий, то летай себе с удовольствием. За штурвалом самолета я работал с 1964 года по 1996-й. Облетал весь Советский Союз. Обучился английскому языку и стал летать на международных линиях. Повидал полсвета. Не был разве что в Австралии. Возил пассажиров в Индию, Пакистан, Англию, США, Арабские Эмираты. В АЭ был три месяца с экипажем, там мы по линии ООН занимались перевозками пассажиров и грузов.

— Сложно управлять такими самолетами как ТУ‑154?

В 1996 году Евгений Семенович вышел на пенсию, как пилот. Но тут приглашают на должность начальника отдела федерального транспорта Российской транспортной инспекции по Магаданской области и Чукотке. И до 2000 года курировал авиацию и речной флот. Вопросов в его ведении было много: отвечал за безопасность воздушного и речного транспорта, следил за исполнением законодательства, соблюдением всех норм.

И вот однажды, выйдя на пенсию, Евгений Семенович приехал к другу-летчику в Алтайский край и настолько там понравилось, что вместе с семьей переехал туда. Правда огородом, на который нацелился Евгений Семенович, заниматься ему быстро наскучило. Да и люди не могли не заметить неравнодушие и активность Сенченко. Его избрали помощником главы администрации села Глядень — председателем совета депутатов сельского совета. И он с головой окунулся в жизнь сельчан. Сначала было сложно, ведь жизнь на селе отличается от городской, но быстро разобрался.

— Колхоз, где мы поселились, когда-то был «миллионером». Но в 90-е, как и много где, все развалилось. Так что фронт работ был огромный. Сначала определились с главными направлениями, создали комиссии, составили план действий. Прежде всего, это упорядочивание использования земель, находящихся в ведении сельской администрации. Закупка сельхозпродукции, меры по улучшению оказания услуг населению — все это не терпело отлагательств, так же, как подготовка к зиме, уровень медобслуживания. Одному главе администрации сложно было бы одномоментно все это решить. Тут моя депутатская помощь и пригодилась. План составили, надо было его выполнять.

— Все получалось?

— Понимаете, я никогда к своей работе не относился формально, ради галочки. Если за что-то брался, добивался результата. А чтобы чего-то добиться, прежде всего нужно самому быть дисциплинированным. Я это еще в юности понял, когда впервые сел в кабину пилота. Любая халатность в авиации может привести к фатальным последствиям. То же самое и в депутатской работе. Мы должны были обеспечить многие аспекты жизнедеятельности сельчан. Выработали правила проживания на территории сел. Поговорили с жителями. С иными пришлось даже ругаться. Зато все привели в порядок. И люди могли обратиться к нам в любое время. Не было у нас такого, как сейчас: «прием по личным вопросам по вторникам». Проблемы жителей решали в любое время в любой день.

Вернувшись уже в родную ему Сибирь, в Иркутск, Евгений Семенович, естественно, вновь нашел применение своему организаторскому таланту и ответственности. Вступив в областной совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, с присущей ему энергией окунулся в гущу дел, которых у совета полно — организация мероприятий для ветеранов, поздравления, создание клубов по интересам. Главное — вовремя оказаться рядом с теми, кто особенно нуждается в поддержке, и искренне делиться своим жизнелюбием.

Вероника Волошина