Человек мира

О путешествиях Вячеслав Киплюкс знает, наверное, все, и жить без них не может. Он почти постоянно в дороге. На счету известного бурятского путешественника с прибалтийскими корнями более 20 экспедиций в Тибет, Монголию, Юго-Восточную Азию, несколько велопробегов, ледовое ралли по Байкалу, ряд выставок и благотворительных проектов.

Пример Вячеслава Киплюкса наглядно демонстрирует, что необязательно быть миллионером, чтобы объехать полмира.

У Киплюкса так всегда: он или только что откуда-то приехал, или куда-то собирается уезжать. Дома его застать крайне сложно, вот сейчас Слава готовится отбыть в Индию — там у него грандиозные планы, практически на всю зиму, и он весь в сборах. Поймать его можно только в любимом кафе, куда он, бывает, забегает выпить чашку чая, выбрав в своем плотном графике немного времени.

— Это просто кошмар, а не цены, из-за этих скачков курса доллара и евро я на билеты уже потратил в два раза больше, чем в прошлом году, — сетует Слава, уплетая свои любимые пирожки с печенью и запивая их брусничным морсом.

Слава уезжает из Бурятии каждую зиму: как он сам говорит — не любит холод. И в этом полностью солидарен с камбоджийцами, о которых с увлечением рассказывает. В свои путешествия он всегда берет ноутбук с множеством фотографий, и как-то в Камбодже, желая найти общий язык с местным населением, решил показать им фотографии суровой сибирской зимы. Те были в шоке.

— Камбоджийцы, — говорит он, — впадают в транс от одной только мысли о снеге, называют Бурятию «холодным адом» и боятся нашей зимы. Для камбоджийца вообще самое страшное — это переродиться в следующей жизни где-нибудь в Сибири. Кстати, похожее отношение к Сибири не только у камбоджийцев, но и у большинства иностранцев вообще. Как-то раз я сопровождал группу европейцев, которые, едва прибыв в Бурятию, спросили: «Это Сибирь?». «Да, — говорю, — Сибирь». «Точно Сибирь?» — переспрашивают. «Точно Сибирь», — уверяю их. «О-о», — они были искренне горды собой. Мне гораздо ближе тропический климат, мне там хорошо.

— Слава, а как ты живешь в Бурятии, с такой нелюбовью к холоду? — спрашиваю у путешественника.

— А я сюда летом приехал, — не задумываясь, отвечает Киплюкс, — мне понравилось, остался.

И не поймешь, шутит он или нет.

Как все началось

Вячеслав Киплюкс родился в Крыму, все его детство прошло в Риге. Понятно, что в прибалтийской Латвии климат мягкий и на сибирский совсем не похожий. Он вполне мог бы стать юристом, но жизнь сложилась иначе. В десять лет ему в руки попалась книга «Робинзон Крузо», потом «Дети капитана Гранта», и дальше вся приключенческая литература, которую только можно было найти. Так появились у него мечты о путешествиях и других странах. Путешествует он, как сам говорит, сколько себя помнит и сам же объясняет это рано развившейся «тягой к бродяжничеству». К 15 годам он исходил свою родную страну вдоль и поперек и отправился покорять мир. Начал с России, где сплавлялся по северным рекам, ходил на лыжах на полюс холода, потом его занесло в Бурятию. «Кармическим ветром», — объясняет Слава. Слава — буддист.

Ноутбук, умывальные принадлежности, документы, электронная книга, жесткие диски, какая-то мелочь, фотоаппарат в специальной сумке — вот и все. Одежда только та, что на себе, на месте купить одежду дешевле, да в теплых странах много ее и не нужно.

И профессиональный путешественник. Постепенно, набравшись личного опыта, он понял, что может помогать путешествовать другим людям, и начал собирать группы. В интернете у него есть свой сайт, где и идет вся основная координационная работа — у сайта даже название подходящее — spirit-nomads, то есть «кочевники духа». Потому что путешествовать со Славой — значит пропитаться духом странствий. Он не предлагает людям, которые доверились ему, пляжный отдых, но открывает целый мир, который обычным путешественникам недоступен. Неизведанные уголки, непривычный ракурс, полное погружение в культуру страны. Он никогда не возит людей туда, где ему самому неинтересно. Ему пишут не только из Улан-Удэ, но и из других городов — Иркутска, Новосибирска, Красноярска, много из Москвы и Питера.

— Я вообще неплохо устроился, — улыбается Слава, — люди путешествуют со мной за компанию и мне же за это платят.

И снова не поймешь, в шутку он или серьезно.

Про деньги

Вообще-то, пример Вячеслава Киплюкса наглядно демонстрирует, что необязательно быть миллионером, чтобы объехать полмира. Минимум затрат, минимум вещей — его принцип. В каждое новое путешествие он берет рюкзак все меньше по размеру, в этом году приготовил рекордный, двадцатикилограммовый. Ноутбук, умывальные принадлежности, документы, электронная книга, жесткие диски, какая-то мелочь, фотоаппарат в специальной сумке — вот и все. Одежда только та, что на себе, на месте купить одежду дешевле, да в теплых странах много ее и не нужно. Он не стесняется пользоваться общественным транспортом, такси не вызывает в аэропорт, а кооперируется с другими путешественниками и ловит на улице. На жилье тоже можно хорошо сэкономить, если жить не в дорогом отеле, а в бунгало на берегу моря за пять долларов. Что касается цен, говорит Киплюкс, то в Индии, например, в прошлом году на тысячу рублей на рынке можно было купить 200 кг помидоров или 100 кг бананов, или 50 кг винограда. Жить можно.

Про братьев Конюховых

Люди выбирают себе компанию по интересам и общим темам: архитекторы любят общаться с архитекторами, крановщики с крановщиками, путешественники, соответственно, с путешественниками. Мир маленький, как правило, все друг друга знают, а то и дружат. C Павлом Конюховым Киплюкс повстречался при походе на полюс холода в Оймякон, что в Якутии. Киплюкс тогда только что закончил службу в армии и осуществлял свою давнюю мечту — шел на полюс холода. На лыжах.

— Мороз стоял 50-60 градусов, — вспоминает Слава, — обмундирования особого тогда не было, холодно, конечно. И вот на одном из перевалочных пунктов нам говорят: «О, а здесь еще одни такие же путешественники есть, только вы вот на лыжах идете, а они на велосипедах». Это оказалась группа Павла Конюхова. Так мы с ним и познакомились, сдружились, и через год я у него уже был менеджером экспедиции.

С Павлом Конюховым Киплюкс дружит вот уже 22 года, и только в прошлом году впервые встретился с его братом Федором, они все не могли совпасть между путешествиями. Между собой братья, говорит Киплюкс, очень похожи — невероятная харизма и море энергии.

— Это люди такого типа, как Ермак или Хабаров, первооткрыватели, которые могут вести за собой других, — делится Киплюкс мыслями. — Только сейчас время умеренное, открывать особо нечего, и они направляют свою энергию на путешествия. За плечами Федора уже пять «кругосветок», три или четыре похода на Северный полюс — то, что делает Конюхов, никому в мире не под силу, и это очень важно, ведь такие, как он, представляют Россию. Когда где-то в Австралии видят Конюхова, то думают: «Какие сильные люди, эти русские». Кстати, многие не знают, но Федор известен в мире не только как путешественник, но и как художник. У него есть золотая медаль Российской Академии художеств, его картины востребованы. При том при всем в общении оба Конюхова — очень простые и легкие люди. Павел, когда бывает у меня в Улан-Удэ, например, моет посуду или готовит еду и не видит в этом ничего особенного. Вообще, я считаю, чем больше человек, тем он меньше. Понимаешь, о чем я?

Кажется, понимаю.

Про автомобили и автостоп

Киплюкс любит путешествовать на автомобиле: водительские права он получил в 1996 году и тут же рванул из Владивостока через всю Россию в Турцию. Тогда понял, что ни самолет, ни поезд не дают той свободы передвижения и ощущения свободы вообще, как автомобиль. Нет проблем с ночлегом, защищен от непогоды, и страну так узнать можно лучше. Предпочтение Киплюкс отдает микроавтобусам, сейчас у него «Тойота Хайс». Удобно, говорит, можно загрузить кучу людей, собаку, припасы и еще место останется.

Есть у него и опыт путешествия автостопом. Говорит, путешествовать таким образом можно почти бесплатно, только сейчас с этим сложно, если ты мужчина: не берут, боятся. «Как-то я на дороге простоял пять часов, мне не останавливали, — говорит Киплюкс. — Девчонкам проще. Вот недавно из Питера приезжали две девушки, автостопом через всю страну. Говорят, на трассе стоять почти не приходилось, особенно в Сибири — здесь люди, говорят они, удивительные, ответственные. Они не просто подбирают человека от точки А до точки Б, но и стараются отследить ситуацию — помогают пересесть на другой автомобиль, потом перезванивают, интересуются, как дела, все ли в порядке».

Самой опасной страной среди путешественников в мире вообще считается не Австралия и даже не Сомали, а Россия. Путешественника-иностранца, пересекшего Россию, чтят как героя, благополучное возвращение с нашей непредсказуемой территории у них что-то вроде генеральских звездочек.

Несколько лет назад Слава возвращался с группой москвичей и питерцев из отдаленного района, и на тракте у них сломалась машина. «Стояла зима, холод, — вспоминает Слава, — да еще и на самолет опаздывали. Выхожу, поднимаю руку, останавливается первая же машина: ребят довезли до города, даже денег не взяли, они потом очень удивлялись. А у нас в Сибири просто народ более открытый и готовый прийти на помощь. В Монголии, кстати, так же — там десятки километров отделяют одну юрту от другой, и люди всегда готовы помочь, поделиться водой и пищей. Конечно, все понимают, что сами могут оказаться в такой же ситуации, но и от людей зависит многое. Просто люди у нас хорошие в Сибири».

Есть у него мечта — автомобильное ралли по Америке. Аренда автомобиля там стоит порядка 1000 долларов в месяц, так что он хочет собрать группу и исколесить континент. Хотя авто, говорит Киплюкс, не везде одинаково удобны — в Юго-Восточной Азии нет ничего лучше мотобайка. Стоит этот вид транспорта сравнительно недорого, порядка шести долларов в день, и тоже обеспечивает независимость. Правда, предостерегает бывалый путешественник, тут кроется опасность, что называется, «попасть на деньги»: за поцарапанный байк могут затребовать едва ли не половину его стоимости. И ведь никуда не денешься: транспорт берешь под залог паспорта, а без паспорта куда? Приходится платить. Хотя у Киплюкса есть маленький секрет на такие случаи — под залог он отдает российский паспорт, без которого из страны выехать все-таки можно. Скажем, в Индии или Камбодже не особо разбираются в таких тонкостях, и это позволяет обезопаситься от мошенников, желающих нажиться на туристе.

Про опасность

Мошенники — не самая большая опасность для путешественников, есть еще болезни, несчастные случаи, недобрые люди. Заболеть в чужой стране неприятно и очень просто, помощи от местных можно и не дождаться. Индийцы, например, фаталисты, говорит Киплюкс, у них все просто: заболел — умер, такая карма. Так что пригодятся профилактические средства, спиртовые салфетки, марлевые повязки, антибиотики. И страховка в страховой компании, которой можно доверять. Что до недобрых людей, то среди путешественников, говорит Слава, хорошо известно дело об австралийских маньяках, которые охотились на автостопщиков, грабили и убивали их. Всего убили около 30, выжил только один, бывший спецназовец.

Однако самой опасной страной среди путешественников в мире вообще считается не Австралия и даже не Сомали, а Россия. Путешественника-иностранца, пересекшего Россию, чтят как героя, благополучное возвращение с нашей непредсказуемой территории у них что-то вроде генеральских звездочек. И за подтверждением не нужно далеко ходить: два года назад на границе Бурятии и Забайкальского края зверски убили японского путешественника. Хотели украсть мотоцикл. Этим летом украли велосипед у известного российского путешественника: он в Бурятии, недалеко от Селенгинска, решил сфотографировать красивую ступу (буддистская святыня) на горе. Отошел от велосипеда на 50 метров, смотрит, едут двое на мотоцикле, видят велосипед. Один из них соскакивает с мотоцикла, садится на велосипед и уезжает.

— Так он остался на горе, без денег, без документов, в шортах и с фотоаппаратом, — говорит Киплюкс. — Ему повезло: в милиции отнеслись с пониманием, дали объявление по радио, чтобы вернули велосипед и документы. Вернули. Правда, с велосипеда сняли компьютер, и деньги, конечно, вытащили. Да после России все остальные страны кажутся мирными, комфортными и прекрасно приспособленными для путешествий. Даже никакая военная хунта не страшна.

Конечно же, такие случаи не поджидают на каждом шагу, да и сложные ситуации, уверен Вячеслав, люди создают сами. Например, хочешь, чтобы тебя ограбили — иди в незнакомом городе вечером осматривать достопримечательности на окраине и выбирай закоулки потемнее. Хочешь, чтобы тебя продали на органы, — лучше всего ехать в северную Мьянму. Еще можно побывать у сомалийских пиратов, тоже захватывающе.

— Просто нужно думать, куда ты едешь и когда, — говорит Слава. — Нужно учиться разбираться в людях. Я оцениваю, насколько с человеком можно иметь дело, по глазам. По ним всегда видно, что за человек. У плохих людей глаза мутные, такие же глаза у наркоманов и алкоголиков, у тех, кто врет, ворует. Когда много путешествуешь, начинаешь лучше понимать и чувствовать людей, часто помогает интуиция. И, наверное, должна быть какая-то харизма, внутренняя уверенность, тогда из любой ситуации можно найти выход.