Частный детсад на продажу

На рынке готового бизнеса появились новые предложения
Рынок готового бизнеса Иркутской области в прошлом году пережил несколько любопытных тенденций. Во-первых, он вырос в объемах, во-вторых, уменьшился возраст компаний, выставляемых на продажу, наконец, количество предложений стало постоянным на протяжении всего года. Эти признаки, отмечают эксперты, свидетельствуют о том, что данный рынок перешел в некую стадию зрелости. Вместе с тем любопытно, что в Иркутске, имеющем статус торгового города, снижается спрос на действующие предприятия этой сферы, а постоянный рост стоимости жилья не увеличивает число желающих приобрести выставленные на продажу строительные компании. Корреспондент ВФ разбирался в цифрах, характеризующих рынок готового бизнеса Приангарья.

Среди новых тенденций — все чаще инвесторы предпочитают вместо приобретения в собственность брать готовый бизнес в аренду, иногда с последующим выкупом. Ужесточившееся антиалкогольное законодательство все чаще заставляет предпринимателей расставаться с неудобными активами. Фото Олег Усов

По результатам прошлого года рынок готового бизнеса в Иркутской области продолжил расти. Количество бизнесов, предлагаемых на продажу, увеличилось по сравнению с предыдущим годом почти в полтора раза и составило 1300-1350 предприятий. Еще более заметным оказался рост объема данного рынка — около 8 млрд рублей, что в три раза больше, чем в 2011 году.

Как отмечают эксперты, главная причина этого — почти двукратное увеличение средней стоимости предприятий, выставленных на продажу. Средний возраст предлагаемых предприятий, напротив, уменьшился на четыре месяца и составил 4,9 года. Между тем география рынка осталась практически неизменной. Большая часть — 81% предложений приходилась на Иркутск, еще 3% — на северные районы Приангарья, 16% — на южные (кроме областного центра). Интересно то, что впервые за несколько последних лет предложения в течение года поступали на рынок равномерно, в среднем по 110 предложений ежемесячно.

Впрочем, в русле тенденций предыдущих лет осталось и распределение предприятий по сферам их деятельности. Так, предложение торгового бизнеса по-прежнему доминирует и составляет 55%, на втором месте — предложение предприятий сферы услуг — 34%, доля производственных предприятий — 10%, компаний строительного бизнеса — 1%.

Внутри каждой из сфер изменений почти не было, впрочем, наметились любопытные нюансы. Так, в сфере торговли лидерами среди выставленных на продажу по-прежнему являются предприятия по торговле продуктами питания (31%), напитками (12%), одеждой и обувью (12%). В торговле напитками по-прежнему львиную долю занимают магазины и павильоны разливного пива. Судя по всему, ужесточившееся законодательство вынуждает предпринимателей расставаться с неудобными активами. Остальные предприятия занимают традиционную для себя долю в общем объеме предложений — товары для детей и цветы — по 5%, бытовая химия и автозапчасти — по 4%, CD и DVD, компьютерные игры, АЗС, стройматериалы — по 3% и так далее.

Что же касается интересных нюансов, то один из них — резкое снижение стоимости интернет-магазинов. С планки в «несколько сотен тысяч рублей» двумя-тремя годами ранее они скатились до отметки в 30 тыс. рублей. Еще одна новая тенденция — в 2012 году впервые на региональном рынке готового бизнеса появились магазины «товаров для взрослых».

В сфере производства тройка лидеров по сравнению с предыдущим годом также осталась неизменной: производство продуктов питания (33%), столярных изделий (25%) и стройматериалов (16%). Заслуживают внимания и такие отрасли, как производство мебели и предметов интерьера (7%), одежды и обуви (3%), полиграфической и рекламной продукции (3%). В производстве продуктов питания лидируют хлебобулочные и кондитерские изделия. А вот предприятия по производству напитков с рынка готового бизнеса практически исчезли, равно как и предприятия, производящие различные виды бетона и пенопласта.

В сфере услуг, как и годом ранее, на первых позициях обосновались предприятия общепита (21%), а также салонов красоты и парикмахерских (19%). При этом в 2011 году разрыв между двумя этими сегментами был почти двукратным (26% и 13% соответственно). Занимавшие в прошлом году третью строчку предложения по продаже служб такси «упали» на девятое место (3%), на их место поднялись автосервисы (7%). По мнению экспертов, бум продаж таксомоторных фирм в 2011 году объяснялся вступлением в силу федерального закона, ужесточившего пассажирские перевозки. Чуть менее популярными, чем автосервисы, оказались предложения по базам отдыха и турбазам (6%).

По 4% в общем рейтинге предложений предприятий сферы услуг смогли отвоевать гостиницы, шиномонтажки, автомойки и спортзалы.

Совершенно новым предложением на рынке стали частные детские сады. Пока они занимают 4% от общего числа выставленных на продажу предприятий сферы услуг, однако специалисты предрекают уверенный рост этому сегменту. Среди других новинок, практически не замеченных ранее на рынке Приангарья, эксперты отмечают предприятия, выполняющие взрывные работы, ветеринарные услуги и другие.

В строительной сфере ситуация уже на протяжении нескольких лет остается без изменений. Предложения единичны и более или менее серьезный строительный бизнес предлагается на продажу на севере области, прежде всего — в Братске. В Иркутске, Ангарске и других южных городах Приангарья выставленные на продажу строительные фирмы трудно назвать полноценным действующим бизнесом. Потенциальному клиенту предлагаются лишь учредительные документы плюс, в лучшем случае, разрешительная документация.

Стоимость предприятий, выставленных на продажу, характеризуется, как и прежде, весьма широкой «вилкой». В 2012 году самый доступный бизнес — интернет-магазин парфюмерии — предлагался за 30 тыс. рублей. Самый дорогой — лесоперерабатывающее предприятие в Братске — оценивается в 600 млн рублей. При этом средняя стоимость готового бизнеса составила 5,92 млн рублей. По сравнению с 2011 годом она увеличилась в 2,2 раза.

По сферам деятельности средняя стоимость в 2012 году выглядит следующим образом. Производство — 24,04 млн рублей, услуги — 7,84 млн рублей, торговля — 1,42 млн рублей, строительство — 19,50 млн рублей. Что же касается новинок, выставляемых на продажу в 2012 году, то, к примеру, частный детский сад можно было купить в среднем за 1,4 млн рублей, максимальное предложение — 5,4 млн рублей.

Тенденции спроса в 2012 году почти не поменялись. По-прежнему пользуются спросом предприятия сферы услуг — кафе, салоны красоты, автосервисы, автомойки. Вместе с тем продолжается падение спроса на предприятия в сфере торговли, снижается спрос на строительный бизнес и предприятия, производящие стройматериалы, невысок спрос на турбазы, базы отдыха и другие туристские объекты. Как и ранее, основная причина этого — проблемы с оформлением прав собственности (либо долгосрочной аренды) на земельные участки. Кроме того, инвесторы по-прежнему неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее одного года. Особенно это относится к предприятиям, требующим значительных капиталовложений — производство, «общепит», автосервисы и тому подобное.

Александр Потапов