Частное собрание

Современные тенденции начинают приживаться в культурной жизни Иркутска и окрестностей. Одна из них — открытие частных музеев. Конечно, для гостей из столицы, например, частные галереи и другие выставочные пространства давно не являются чем‑то «из ряда вон». Они грамотно встроены в культурную, образовательную, туристическую и просто развлекательную карту Москвы или Петербурга. А как Иркутск встретил новую культурную «волну»? Об этом в формате блиц-интервью рассказали сами коллекционеры, не побоявшиеся открыть частные музеи.

Галерея самоваров в комплексе «Собрание Спешилова»

г. Иркутск, ул. Седова, 42
 sobraniespeshilov.com

Александр Спешилов — обладатель крупной коллекции, насчитывающей более тысячи наименований. В том числе — порядка 300 редких и уникальных экземпляров самоваров, изготовленных начиная с XVIII века различными фабриками и мастерскими России и зарубежья. Помимо этого, в постоянно пополняющемся собрании — бульотки, фонтаны для вин, большое количество столовых приборов и принадлежностей, без которых не обходилось ни одно традиционное русское чаепитие. Центральное место коллекции занимает самый старый из всех сохранившихся тульских самоваров в России.

К коллекционированию меня привели приятные воспоминания детства. Все каникулы проводил у бабушки с дедушкой в деревне, под Черемхово, и помню, как дед каждый вечер ставил самовар. Мы могли сидеть за ним по несколько часов и о чем-то говорить. Потом учеба, армия, карьера — не было времени этим заниматься, а дальше вдруг пошло-поехало. Сейчас в моей коллекции уже более 300 экземпляров только самоваров.

До открытия галереи мои «сокровища» хранились в гараже. Я пытался отводить под них комнату, достаточно большую. Но разве это все уместится там?! Плюс своя специфика самоварная — часто они достаются мне черные, грязные.

Я понял, что без галереи не обойтись после того, как однажды мне подкинула эту идею жена. Потом в 130 квартале предложили купить недостроенный особняк, и как-то постепенно все сошлось в одно целое — галерею Спешилова.

Первым экземпляром моей коллекции был не особо исторически ценный самовар, 50-60-х годов. Когда человек только начинает заниматься коллекционированием, он ведь покупает все, что на глаза попадет. Вкус приходит позднее, с опытом.

Самый ценный для меня музейный экспонат… Их два. Первый — это самый старый тульский самовар, 1796 года выпуска, Ивана и Назара Лисициных. Второй — фабрики братьев Шахдат, уникальной конструкции, разработанной инженером Паричко. Это действительно уникальные предметы. Таких самоваров больше ни в одном музее мира нет, тем более в такой степени сохранности, как у меня.

Гостей галереи больше всего интересует сам самовар. Насколько он многолик, насколько может отличаться от привычных форм, насколько интересна его история. Они ведь существенно отличаются друг от друга фасоном: простая цилиндрическая «банка», более изящные и утонченные «рюмка» и «кубок», «ваза» и ее разновидности, «яйцо», «шар», «желудь», «дуля». Также есть разница в материале, в художественном оформлении, в объеме и цене.

Моя коллекция для меня — это моя гордость, это наша история. В ней есть экземпляры, которые признаны достоянием всей России.

Частная галерея в России — это огромные затраты собственника. Поддержка есть только для государственных музеев. Для частных прописан такой сложный бюрократически закрученный механизм, что проще обходиться своими силами.

Регион может гордиться наличием у себя таким собранием самоваров, потому что Иркутская область теперь стала круче Тульской. Самый первый тульский самовар у нас. И за Уралом такого музея больше нет.

Тем, кто только думает об открытии частной галереи, я могу посоветовать хорошо подумать. Заранее просмотреть актуальность тематики, возможности для позиционирования, дополнительные сервисы для заработка.

Через 20 лет я вижу свою галерею не только в моих руках, но и в руках продолжателей моей династии — детей, внуков. Причем, когда этот проект выстрелит, он перестанет быть стационарно привязан только к галерее в Иркутске, а будет путешествовать по всему миру! Там такие собрания в большом почете!

Музей ретромототехники и предметов быта эпохи СССР

Иркутск, ул. Подгорная, 27 (мотоциклы);
ул. Софьи Перовской, 10 (автомобили)
retro38.ru

Музей Владимира Астафьева — один из крупнейших в Иркутске. На площади 1500 кв. метров представлено более 1000 экспонатов, из них более сорока — это мотоциклы, мопеды и автомобили. Каждый можно завести и поехать. Кроме того, в музее вы увидите огромное количество предметов крестьянского быта, в мельчайших подробностях воссоздан интерьер квартиры и загородного дома эпохи СССР.

К коллекционированию меня привело увлечение мотоциклами и большое желание на них прокатиться.

Быть коллекционером, значит быть патриотом своей родины, любить и ценить историю России.

До открытия музея мои «сокровища» хранились в гаражах, квартире и на даче.

Я понял, что без музея не обойтись после того, как участвовал в выставке на «БайкалМоторШоу» со своими музейными экспонатами, ретротехникой.

Первым экспонатом моей коллекции был мотоцикл марки ИЖ-49, на котором в свое время ездил мой отец.

У гостей музея больше всего вызывает интерес «контактность» выставки: к любому из экспонатов можно прикоснуться и сфотографироваться — на мотоцикле или в машине. Все экспонаты достойны внимания, поэтому и посетители интересуются всем, что представлено на обозрение.

Моя коллекция для меня — это жизнь, работа, хобби, спорт, воспоминания прошлого.

Частный музей в России — это новое явление, веяние времени, требующее больших затрат и сил.

Иркутская область может гордиться наличием такого музея, потому что это единственный в Восточной Сибири и Дальнем Востоке музей с подобными экспонатами.

Тем, кто только думает об открытии частного музея, я могу посоветовать не торопиться, оценить свои финансовые возможности, так как содержание музея требует огромных затрат. И, конечно, идея создания музея должна заинтересовать гостей.

Через 20 лет я вижу свой музей… если доживу (мне уже 58 лет)… Думаю, что актуальность музея возрастет, как и интерес у населения к нему. Это будет огромный музейный комплекс в десятки тысяч квадратных метров с опытными администраторами, шикарными ретрокарами и мотоциклами со всего мира, предметами старины быта, картинами и скульптурами стоимостью в десятки миллионов долларов.

Музей Оксаны Токмаковой «Куклы Советского Детства»

Посёлок Листвянка, ул. Чапаева, 64 | muzeykukol.ru

Это единственный в регионе постоянно действующий музей кукол и игрушек, выпущенных на фабриках бывшего СССР. Музей дарит жителям региона и его гостям уникальную возможность встретиться с игрушками своего детства, узнать историю их создания, имена авторов-скульпторов кукольных моделей и модельеров кукольного платья. Здесь взрослые погружаются в приятные воспоминания о самой счастливой и беззаботной поре своей жизни.

К коллекционированию меня привело… Когда-то, около 10 лет назад, мне в руки случайно попала советская открытка 1965 года с изображением куклы в образе Емели, в которого я просто влюбилась. Ею оказалась кукла Андрюшка (автор — художница Маргарита Вильям). Ее изготавливали по технологии 50-х годов из опилочной массы с мягконабивным телом на старейшей фабрике кукол «Имени 8 марта» в Москве. Мне очень захотелось найти такого Андрюшку. На поиски ушло около 5 лет. Пока искала, стала «обрастать» другими советскими куклами и остановиться уже не смогла. Вот так случайно попавшая в руки открытка практически изменила мою судьбу и определила мое увлечение на долгие годы. В настоящее время моя коллекция насчитывает уже более двух тысяч кукол и игрушек, выпущенных на фабриках бывшего СССР. Есть и многочисленные сопутствующие общей тематике коллекции — кукольная утварь, открытки, детская одежда и пр.

Быть коллекционером, значит быть… Влюбленным в предмет своей коллекции и досконально его изучать. Лично я окончательно остановилась именно на советской фабричной кукле после сделанного мною «открытия» о том, что за каждой игрушкой, пусть даже массовой, стоит имя ее создателя. А ведь мало кто знает, что в Советском Союзе к работе над игрушкой привлекались профессиональные скульпторы и художники, т.е. она фактически являла собой произведение декоративно-прикладного искусства! Сейчас одной из главных задач в своей исследовательской деятельности я ставлю полную атрибуцию куклы, т.е. обязательное установление имени ее автора, времени и места выпуска.

Я поняла, что без музея не обойтись после того, как… До открытия музея я организовывала в городах области выездные выставки, которые пользовались большим интересом у посетителей. Собственно, этот отклик и подвиг меня к открытию своего музея.

Самый ценный для меня экспонат — та самая кукла Андрюшка, с которой и началась моя коллекция.

У гостей музея больше всего вызывает интерес информация об идеологической составляющей в советской игрушке, о том, какие цели и задачи по воспитанию перед ней ставились. И, глядя на старые куклы и игрушки, все единогласно сходятся во мнении, что именно такой и должна быть игрушка — формировать у ребенка ясное представление о природе, о животных, о труде и быте человека, воспитывать в игре коллективные навыки, обеспечивать правильное зрительное восприятие и художественное воспитание ребенка в целом.

Частный музей в России — это возможность дополнить и разнообразить масштабные стационарные коллекции больших музеев, пусть не большими, но очень яркими и детальными частными коллекциями, которые точно так же отражают культурные и исторические вехи страны в самых разных ее направлениях!

Иркутская область может гордиться наличием у себя такого музея, во-первых, потому что аналогичные музеи есть только в Москве и Питере, а во-вторых, потому что только этот музей дарит посетителям уникальную возможность встречи с игрушками своего детства и возможность во время просмотра экспозиций окунуться в приятные воспоминания о самой беззаботной и счастливой поре своей жизни!

Тем, кто только думает об открытии частного музея, я могу посоветовать не сомневаться! Вы уже сделали главное — собрали коллекцию! Еще немного усилий, и вы сможете поделиться этим счастьем — любоваться ею с окружающими. Удачи вам!