Частное дело художественных галерей Иркутска

Художественная жизнь Иркутской области отнюдь не исчерпывается музеями изобразительных искусств, профильными учебными заведениями и деятельностью местного отделения Союза художников. Немалую часть в этом процессе занимают частные галереи. Призванные служить посредниками между авторами и почитателями их таланта, желающими купить произведения искусства, галереи Иркутска совсем не ограничивают себя только этой ролью. С одной стороны, они помогают музеям выполнять просветительскую и образовательную миссию, с другой — выступают меценатами по отношению к иркутским художникам. С третьей — по-прежнему пытаются заработать.

Частные галереи в Иркутске играют прежде всего роль выставочных площадок. Фото из архива галереи Dias

Иркутск издавна считается культурным городом, умеющим ценить различные искусства. И особое место в культуре региона всегда занимало искусство изобразительное. Здесь не только умели ценить живопись, но разбирались в ней и даже готовы были тратить на нее деньги, покупая картины у художников. Пожалуй, самым известным собирателем изобразительного искусства Приангарья до сих пор остается бывший городской голова Владимир Платонович Сукачев, из частной коллекции которого вырос целый музей, являющийся сегодня самым большим и интересным собранием изобразительного искусства от Урала до Дальнего Востока. Именно Сукачев, собрав достаточное количество произведений изобразительного искусства, впервые открыл в Иркутске художественную галерею с бесплатным входом для всех желающих.

Благодатная почва

Понятно, что в советские годы никакой речи о частных галереях быть не могло — все было национализировано и принадлежало государству, однако как только это стало возможным, галереи во второй половине 90-х годов прошлого века стали появляться как грибы после дождя. Почва для этого была благодатной — причем как в России в целом, так и в Иркутске в частности. Впрочем, большинство из возникших тогда галерей закрылись — довольно быстро стало понятно, что больших денег на этом не сделаешь, поэтому остались только действительно фанаты своего дела.

Сегодня в Иркутске существуют три наиболее заметных частных галереи. Все они открывались в разное время и ставили перед собой разные цели, но все три пришли к одному: сегодня их главная задача — помогать художникам и популяризировать их искусство.

Галерея «Палитра» Лины и Дмитрия Ермонтович появилась в Иркутске раньше других и выросла, как ни странно, из смежной сферы. «В 1996 году мы открыли небольшой магазин художественных материалов и сувениров в здании, которое занимает иркутское отделение Союза художников России. Довольно скоро художники начали приносить нам на продажу свои работы, — рассказывает Лина Ермонтович. — Именно тогда я и увидела, что бывают разные картины: есть те, которые просто приятно повесить дома на стенку, а есть чистое искусство — для музеев, ценителей и коллекционеров. Собственной коллекции произведений у нас тогда не было. Первые шесть картин мы купили в 1997 году у Олега Ушакова, а потом пошло само собой».

Поначалу Лина и Дмитрий покупали картины исключительно для себя — о галерее никто не думал, потому что «никто тогда толком не знал, что такое вообще частная галерея и как она должна быть устроена». И инициаторами открытия первой галереи явились опять же сами художники: площадок для экспозиций было мало, художественный музей делал выставки редко и выставлял далеко не всех. «Наша задача в первую очередь состояла в том, чтобы помогать художникам. Такой же она остается и сейчас», — говорит Лина.

— Когда мы открыли первый зал в 1999 году — на улице Володарского, это был настоящий праздник для всех художников Иркутска, — вспоминает галерист. — Все сбежались, потому что это была первая частная галерея в городе. Раньше ведь, для того чтобы картина попала на выставку, нужно было пройти худсоветы, а тут полная свобода! Художники и мы сами отбирали картины, которые будут показаны публике. Интерес был огромный, причем сразу у всего города. Я три года с утра до вечера рассказывала о художниках и их картинах всем желающим. Приходя домой вечером, я просто падала и не могла разговаривать.

Впрочем, были не только разговоры — покупать картины тоже начали очень охотно. Галерея «Палитра» (сегодня у нее другое название — LeArt) почти сразу стала получать заказы на составление художественных коллекций. В том числе для Байкальского государственного университета экономики и права, Сбербанка и многих частных коллекционеров. «На самом деле есть большая разница между просто собранием картин и коллекцией живописи, — замечает Лина Ермонтович. — Очень интересно работать с настоящими коллекционерами, которые разбираются в изобразительном искусстве и подбирают себе только определенные произведения, исходя из своего вкуса. Мы же в свою очередь всегда старались заниматься произведениями только самого высокого уровня, поэтому у нас до сих пор покупают работы даже музеи».

Страсть собирательства

Иркутская галерея Виктора Бронштейна родилась из коллекции, которую известный в городе бизнесмен начал формировать около 15 лет назад. Первые приобретения произведений искусства, по его словам, диктовались прежде всего желанием поддержать иркутских художников и их близких, попавших в затруднительное положение. Сегодня коллекция живописи и скульптуры Виктора Бронштейна — одна из самых больших в Иркутске и насчитывает около 700 произведений искусства. Не раз владелец картин давал часть произведений для экспонирования в различных музеях, на зональных и областных выставках. Но со временем стало понятно, что нужно открывать свою собственную галерею, которая начала работу весной 2011 года.

— В основе нашей галереи лежит не коммерческая деятельность, а прежде всего формирование коллекции работ иркутских художников за последние сто лет. Правда, в настоящее время у нас есть работы примерно за 60 лет, но в задачах есть углубление в историю иркутской живописи, — рассказывает Виктор Бронштейн. — И хотя мы немного занимаемся продажей картин, мы не ставим это во главу угла. Во всяком случае ни одна картина не приобретается нами с целью ее перепродажи. Мы устраиваем выставки иркутским художникам в основном для того, чтобы серьезно посмотреть творчество, обсудить с профессионалами и выбрать, какие картины мы приобретем в коллекцию. Поэтому основной покупатель картин с наших выставок — это я сам. И не было еще ни одной выставки, организованной нами, чтобы после нее мы не приобрели пять, а то и десять картин.

Одной из основных целей галереи, наряду с просветительской деятельностью, является также продвижение иркутских художников-реалистов. Для них, помимо проведения выставок, оказывается помощь и в организации заграничных поездок, которые обогащают их творческий потенциал. Доказательством тому стала, например, недавняя выставка картин Дмитрия Лысякова «В гостях у Старого света», написанных по впечатлениям от поездки в Испанию. А сейчас в галерее работает экспозиция «Мы и Франция» — составленная из произведений иркутских художников.

По словам Виктора Бронштейна, в перспективе его художественная коллекция неизбежно вырастет в музей современной иркутской живописи. При этом музей уже проектируется, и начало его строительства запланировано на этот год. Он будет располагаться на набережной Ангары недалеко от Старого ангарского моста. «Мы планируем открыть музей-галерею уже в 2014 году, — говорит коллекционер. — Часть выставочных площадей будет отдана под постоянную экспозицию, сформированную из собрания Иркутской галереи Виктора Бронштейна, часть — под временные выставки иркутских художников, будет и коммерческая составляющая — небольшое помещение, где картины можно будет приобрести. Здание будет иметь четыре-пять этажей, предполагается взаимодействие с другими частными галереями и Иркутским художественным музеем, который не может выставлять весь объем изобразительного искусства, который у него есть на хранении».

Партнерские отношения

Каждая галерея выстраивает отношения со своими авторами по-своему. Это касается как выбора имен художников, с которыми работает галерист, так и условий сотрудничества. «Основная задача нашей галереи была однозначно сформулирована в самом начале ее работы: улучшение качества жизни художников путем популяризации их искусства. Возможно, это звучит громко, но на самом деле это так, — говорит владелица арт-галереи DiaS Диана Салацкая. — У нас достаточно большой круг авторов, и меня радует, что он постоянно расширяется. Сегодня это порядка 20-25 художников, в основном иркутских, с которыми мы работаем на эксклюзивных условиях. Выстраивая договорные отношения с авторами, мы тем самым выводим связку «художник — галерист» на профессиональный уровень».

Арт-галерея DiaS начала свою деятельность около трех лет назад и с тех пор даже активнее других участвует в художественной жизни Иркутской области, проводя выставки иркутских художников не только в своем зале (в цокольном этаже салона мебели), но и на других площадках, включая музейные. DiaS работает как с мастерами — народными и заслуженными художниками России, так и со средним и молодым поколениями, поэтому на выставках, проводимых галереей, можно встретить самые разные имена. Среди них народный художник РФ Анатолий Алексеев, самобытный автор из Братска Аркадий Урбановский, молодые художники Алексей Рютин, Степан Шоболов, талантливейшая иркутянка, участница нескольких творческих художественных объединений Регина Присяжникова, а также Вероника Лобарева, Ирина Соловьева и другие.

Эксклюзивность условий сотрудничества, по словам Дианы Салацкой, состоит, во-первых, в том, что эти авторы продают свои работы только в галерее DiaS и больше нигде. «Мои художники никогда не пойдут продавать свои работы на улицу к магазину «Антей», потому что это будет ущербом репутации не только их, но и галереи. Впрочем, у них нет и необходимости туда идти, потому что галерея гарантирует им определенный уровень продаж. Также художник, как правило, согласовывает со мной свою выставочную деятельность, потому что авторы «Диаса» должны участвовать только в значимых выставках», — отмечает Диана Салацкая, подчеркивая при этом, что художник остается свободным человеком, «он не раб галереи, а ее партнер».

— Мы оговариваем с автором момент участия в сторонних выставках, — говорит галерист. — Со своей стороны, беря на себя определенные обязательства по жизнеобеспечению художника, я, естественно, отвечаю за то, чтобы этот автор постоянно принимал участие в выставках, инициированных галереей. Я четко знаю, сколько нами будет проведено международных, межрегиональных и местных выставок в год, и какие из моих авторов будут принимать в них участие. Поэтому у художника есть понимание, что будет происходить с его развитием в ближайшем будущем. И я, конечно, беру на себя обязательства по реализации их работ с максимальной отдачей. Те художники, с которыми мы работаем, приобретают безусловную финансовую выгоду и моральную поддержку, что порой даже более важно, потому что сегодня художники совершенно не защищены.

Не бизнес, а образ жизни

Несмотря на то, что основной принцип любой частной художественной галереи заключается в том, чтобы сводить автора и покупателя, имея с этого определенный процент, иркутские галереи изобразительного искусства живут несколько иначе. Представители всех галерей говорят, что если это и бизнес, то отнюдь не прибыльный.

— Рынок искусства в Иркутске, да и в России в целом, не сформирован, и формироваться он будет еще очень долго. В больших городах, например в Москве, есть разнообразные школы, институты, академии, где происходит обучение искусству и его формирование. Во-вторых, есть постоянный денежный поток, который, конечно, превышает иркутский в разы, — отмечает Диана Салацкая. — В Иркутске, безусловно, огромное количество талантов, но спроса практически нет. И задача галереи состоит в том, чтобы формировать этот самый спрос. Поэтому мы так часто проводим самые разные выставки — по формату, уровню авторов, масштабу.

С Дианой Салацкой соглашаются и другие иркутские галеристы, говоря о том, что расходы на проведение выставок (а их галереи проводят в год довольно много) все равно значительно превышают доходы. «Потому что выставка — это каталоги, оформление, развеска, фуршеты в конце концов, — говорит Лина Ермонтович. — Меня часто спрашивают о галерее, как о бизнесе — да не бизнес это! Это образ жизни, социально направленная деятельность, патриотическая миссия — все что угодно, но не бизнес».

— У нас в Иркутске есть очень много грамотных, образованных и благодарных зрителей, которые ходят на выставки, концерты, в театры, но покупателей произведений искусства из них сегодня единицы, — продолжает она. — Многие коллекционеры уехали из Иркутска, но сейчас в принципе покупают гораздо меньше, чем 15 лет назад. Даже в Москве многие известные частные галереи закрылись, потому что это перестало быть прибыльным.

Кроме деятельности в Иркутске, галеристы занимаются продвижением местных художников и в столице, проводят выставки за рубежом, и расходы при этом возрастают, по их признанию, в разы. «Осенью прошлого года галерея принимала участие в выставке «Арт-Москва» в Манеже, чтобы представить там наших авторов, — рассказывает Диана Салацкая. — Затраты на это мероприятие составили 600 тыс. рублей. Конечно, доходы у галереи есть, но чаще всего они не превышают расходы. Но дело даже не в этом. Мы на регулярной основе выводим иркутских художников на мировой уровень. Только в первой половине этого года мы участвуем в четырех крупнейших международных арт-ярмарках: в Пекине, Берлине, Кракове, Москве, а также в международном пленере в Польше».

— Тут нечего стесняться: и художники, и галеристы должны зарабатывать, а галереи в идеале должны окупаться, — отмечает Виктор Бронштейн. — Но пока этого не происходит. В принципе это задача государства — сохранять и поддерживать свою культуру, но пока оно очень слабо поддерживает искусство. И в итоге этим отчасти занимаются частные галереи.